Глава 4. Мифологизация марксизма
Термин общественно-экономическая формация (О.Э.Ф.) вводится Плехановым и Лениным. Ленин, в целом следуя логике концепции Маркса, значительно упростил и сузил ее, отождествив О.Э.Ф. со способом производства и сведя ее к системе производственных отношений. Канонизация концепции О.Э.Ф. в форме так называемой "пятичленки" была осуществлена Сталиным в "Кратком курсе истории ВКП (б)". Представители исторического материализма считали, что понятие О.Э.Ф. позволяет подметить повторяемость в истории и тем самым дать ее строго научный анализ. В результате произошло превращение гипотезы Маркса в непогрешимую догму и в советской общественной науке утвердился формационный редукционизм, т.е. сведение всего многообразия мира людей только к формационным характеристикам, что выразилось в абсолютизации роли общего в истории, анализе всех социальных связей по линии базис - надстройка, игнорировании человеческого начала истории и свободного выбора людей.
Маркс предсказал, что капитализм создает в лице пролетариата ту общественную силу, которая способна осуществить социалистическую революцию, ликвидировать капитализм и построить социалистическое общество. Каким образом? Капитализм создает бесчеловечные условия для жизни рабочего класса. Над ним постоянно висит угроза безработицы, нищеты и голода. Сами жизненные условия пролетариата толкают его на борьбу с капитализмом. «Вместе с постоянно уменьшающимся числом магнатов капитала,— писал Маркс,— которые узурпируют и монополизируют все выгоды этого процесса превращения, возрастает масса нищеты, угнетения, рабства, вырождения, эксплуатации, но вместе с тем растет, и возмущение рабочего класса, ...который обучается, объединяется и организуется механизмом самого процесса капиталистического производства»
Обнищание и эксплуатация в условиях глобализации видоизменяются. Капитализм приобретает глобальный характер. Во-первых, размещают в странах третьего мира сборочные заводы, выпускающие массовую продукцию, наиболее трудоемкие виды производства переносятся в те страны, где сохраняется наиболее дешевая рабочая сила и именно там более 1 млрд. людей голодают. Во-вторых, меняется состав рабочего класса, увеличивается средний класс за счет сферы обслуживания, появляются менеджеры, которые фактически не владеют средствами производства и являются наемными, высокооплачиваемыми работниками. В-третьих, становится очевидным, что предпосылкой социалистической революции выступает компьютеризация. Исследователи этого процесса предполагают, что в процессе компьютеризации производства и прочих сфер человеческой деятельности роль руководителей будет уменьшаться, управление "сверху вниз" будет все дальше отходить на задний план и заслоняться самоуправлением маленьких и больших (вплоть до всего человечества в целом) групп людей, зато подконтрольность руководителей подчиненным (постольку, поскольку те и другие еще остаются) будет возрастать в обратной пропорциональности к уменьшению роли управления "сверху вниз".
Пролетариат являясь классом "в себе" в силу неразвитости еще не осознает своих особых, объективно обусловленных коренных интересов, различий и противоположности их интересам других классов. Такой класс не выдвигает своей собственной программы, характеризуется отсутствием развитого классового сознания. Так, пролетариат на первой ступени своего развития не противопоставлял своих интересов интересам своего антипода – буржуазии. "Экономические условия превратили сначала массу народонаселения в рабочих. Господство капитала создало для этой массы одинаковое положение и общие интересы. Таким образом, эта масса является уже классом по отношению к капиталу, но еще не для себя самой. В борьбе... эта масса сплачивается, она конституируется как класс для себя" . Помочь, осознать себя классом для себя, пролетариату призван был его авангард - коммунистическая партия профессиональных революционеров. По замыслу Маркса партия должна осуществлять свои функции до совершения социалистической революции, а затем передать бразды правления рабочему самоуправлению.
Однако в 1917 году революция произошла не только в самом слабом звене капитализма, но и в капиталистическом окружении. Поэтому в партию пришло многочисленное пополнение новых амбициозных функционеров, явившись основой нового класса номенклатуры. Ленин осознавал это, не случайно в «Письме к съезду», дав исчерпывающую в своем лаконизме характеристику ядру ЦК, Ленин продолжал размышлять над вопросом: кто может стать лидером в случае его ухода, есть строки: «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т.д. Это обстоятельство может показаться ничтожной мелочью. Но я думаю, что с точки зрения предохранения от раскола и с точки зрения написанного мною выше о взаимоотношении Сталина и Троцкого, это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение. 4 января 1923 г. Ленин.
Ленин не ошибся в своих самых худших предположениях, он дал понять, что ни один из них не подходит на роль лидера партии, только тончайший слой «старой гвардии» должен, обязан, способен выступить коллективным вождем. А Сталин смог с помощью именно «старой гвардии» создать не демократическую, а бюрократическую систему. Более того, он узурпировал право представлять, толковать, комментировать идеи Ленина.
На долю рядовых членов партии выпала тяжесть осуществления индустриализации и укрепления обороноспособности страны. А вскоре грянула война, где партия со всем народом вынесла все тяготы этого страшного бедствия. В годы восстановления народного хозяйства партия не оказалась в стороне, а вот в годы, так называемого «застоя», действительно стала своеобразным трамплином в карьере. Одним из мифов середины прошлого века – был миф о возможности построить коммунизм в отдельно взятой стране. На XXII съезде КПСС Н.Хрущев провозгласил, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме! В годы, когда в стране народ стоял в очередях за самым необходимым, а чиновники действительно жили при коммунизме: отоваривались в спецмагазинах, лечились в спецполиклинниках, отдыхали в спецсанаториях. Не случайно, Ельцин для своей критики избрал привилегии партийных чиновников как самое уязвимое место номенклатуры.
Михаил Горбачев, оправдывая свое трусливое бездействие в августе 1991 г., спустя 22 года, в интервью среди причин попытки переворота ГКЧП назвал свободные выборы 1989 года. Проиграла часть членов Политбюро, выборы проиграли 35 секретарей обкомов партии и якобы именно, они проигравшие пытались взять реванш, вернуть свои привилегии. Возразить здесь можно одно, а кто не давал освободить партию от этого балласта? Основная цель ГКЧП заключалась в том, чтобы не допустить распада СССР и подписания нового союзного договора, создающего вместо СССР конфедерацию — Союз Советских Суверенных Республик (Союз Суверенных Государств). По данным опроса «Левада-центра», в 2013 г. — 33% граждан России считает произошедшее трагическим событием, которое имело гибельные последствия для страны и народа. Лишь 13% увидели в этом победу демократической революции. Приход к власти Владимира Путина изменил официальное отношение как к участникам переворота, так и к самому августовскому путчу. «Общенациональной трагедией огромного масштаба» назвал распад СССР российский президент. В 2004 году он удостоил бывшего министра обороны СССР и члена ГКЧП Дмитрия Язова ордена Почета. Спустя пять лет Язов был награжден также орденом «За заслуги перед Отечеством».
Историк Д.А.Волкогонов почему-то уверен, что если бы Ленин в "Письме к съезду" поставил вопрос о недопустимости политической монополии одной партии, то не произошел бы захват власти одной партией и не расцвел бы пышным цветом культ личности. В постельцинский период, когда казалось бы, была прекращена вакханалия вседозволенности и в Государственной думе обосновался почти десяток различных партий, должна установится демократическая благодать. Но вместо торжества законов, процветает коррупция, а страна все больше живет по понятиям, чем по законам. Так же как в Южной Осетии. Выборы в парламент пройдут в 2014 году, но уже сегодня в республике зарегистрировано 15 партий. Их программы похожи. Люди просто используют партии как средство попасть во власть».
Свидетельство о публикации №213082000440
Елена Гвозденко 20.08.2013 10:17 Заявить о нарушении
Многопартийность – отличное средство для разобщения населения, ослабления его голосов до ровного базарного гула. Это отличное прикрытие для безнаказанного растаскивания имущества, недр и пр.
Многопартийность начисто устраняет смысл политической власти народа (демократии): нет «демоса» - нет «кратоса». Если мы понимаем, что в стране не может быть множества наций и их демократий, то логическим путём в голову должна прийти только одна мысль – о единой политической власти у граждан страны. С уважением.
Николай Мурашев 08.09.2013 23:07 Заявить о нарушении