Древний град Poztupimi

            Древний град Poztupimi

            Poztupimi (Поцтупими) - древнее имя немецкого города Потсдам (Potsdam). Само основание города приписывается балтийским славянам, а древнее имя города - Poztupimi переводят или "под дубами", или "по ступеням" (от возвышенного берега). Почему два разных перевода? – вопрос к лингвистам.  Первое упоминание о Потсдаме относится к 993 году. У города богатая история, в XVII-XVIII вв. он был отстроен как военный городок с палисадами и монументальными воротами, а  впоследствии стал  резиденцией прусских королей,  что способствовало его превращению в город дворцов, храмов, парков и казарм.

Расположен Потсдам на реке Хафель и на берегах нескольких соединяющихся между собой озер, образованных этой рекой, самое большое из которых – озеро Ванзее. Город находится в 26 километрах юго-западнее Берлина, и Потсдам являлся для него, как Версаль для Парижа или Петергоф для Санкт-Петербурга.

Когда я служил в Потсдаме, Советские войска, дислоцированные в Германии, еще назывались оккупационными. После окончания войны в советской зоне  оккупации Германии были установлены военный и военно-административный центры власти: Советские оккупационные войска (ГСОВГ)и Советская военная администрация (СВАГ). Руководство обеими структурами осуществлял Главнокомандующий  ГСОВГ маршал Г. К. Жуков. В марте 1946 года Жуков был переведен на должность Главнокомандующего Сухопутными войсками и заместителя министра Вооруженных Сил СССР.  Его сменил  Герой Советского Союза генерал армии Василий Данилович Соколовский, впоследствии маршал. В марте 1949 года Соколовского на посту Главкома ГСОВГ сменил дважды Герой Советского Союза генерал армии Чуйков Василий Иванович, впоследствии  маршал.
         
Чуйкова за создание штурмовых групп во время боёв за Сталинград, которые   по развалинам и подземным коммуникациям проникали в тыл к гитлеровцам и наносили им неожиданные удары, был прозван "генералом штурма". Этот опыт позднее использовался при штурме многих других городов, включая Берлин.

По окончании Великой Отечественной войны  и до июля 1946 года Чуйков продолжал командовать 8-й гвардейской армией, которая дислоцировалась в Германии. Одновременно являлся главой Советской военной администрации в Тюрингии. В июле 1946 года  был назначен заместителем, а затем первым заместителем Жукова на всех занимаемых им постах, а в марте 1949 гоа, как указано выше, Главнокомандующим ГСОВГ. В мае 1953 года  Чуйков с должности Главкома ГСОВГ был переведен на должность командующего  войсками Киевского военного округа, поменявшись таким образом должностями  с А.А.Гречко, прибывшего в ГСОВГ на его  место.
         
Уже в мою бытность  с 24 марта 1954 года Группа советских оккупационных войск в Германии, после упразднения оккупационных функций, стала именоваться Группой советских войск в Германии (ГСВГ). Правовой основой её пребывания на территории Восточной Германии явился Договор об отношениях между СССР и ГДР 1955 года.

Почти в самом конце войны (14.04.1945 г.) Потсдам был подвергнут, не вызывавшейся  военной необходимостью, варварской бомбардировке американской и английской авиацией, что привело к большим человеческим жертвам и разрушению многих исторических памятников. Пострадал центр города и во время операции при его взятии советскими войсками. Вместе с тем, офицеры-фронтовики рассказывали, что перед  штурмом Потсдама маршал Жуков распорядился, что городом необходимо овладеть так, чтобы всемирно известные исторические ценности остались неповрежденными.

Надо отметить, что много исторических зданий, большинство из которых были сильно повреждены во время войны, было снесено по указанию  Правительства ГДР, которое таким образом  пыталось стереть в городе символы милитаризма.

И хотя центр Потсдама был разрушен, примет прошедшей войны почти не замечалось, лишь кое-где были видны пустыри, там когда-то стояли разрушенные войной здания. Аккуратные немцы разобрали руины, а на их месте разбили скверы, в общем,  всё везде прибрали. Кстати, когда через несколько лет я попаду в Калининград, бывший Кёнигсберг, то увижу там совершенно иную картину: руины Королевского замка и Кафедрального собора, у стен которого находится могила философа Иммануила Канта, остовы многих других разрушенных при штурме города зданий с зияющими проемами окон.  Навести в Калининграде порядок,  никто не спешил, будто намеревались снова вернуть его немцам. Только по прошествии многих лет город освободят от руин и даже восстановят Кафедральный собор. А вот Королевский замок, имевший отношение и к российской истории, восстанавливать, к сожалению, не стали. Позже, когда мой служебный путь пройдет по нескольким городам ГДР, я увижу значительно больше разрушительных следов войны, а при посещении Берлина и Дрездена увижу жуткие раны, нанесенные войной этим городам,  -  там были стёрты с лица земли целые кварталы.

Свои выходные дни я стремился посвятить осмотру достопримечательностей Потсдама, но непродолжительный срок моего в нём пребывания не позволил досконально их изучить. Мои первые экскурсии были посвящены,  прежде всего,  парку Сан-Суси с его роскошными дворцами. Всех красот Сан-Суси я описать не в состоянии, так как парк и его дворцы  требуют отдельного обстоятельного рассказа. Поэтому о нём совсем коротко.

В парке Сан-Суси  находятся два дворца. Один из них - дворец того же имени, построенный архитектором Кнобельсдорфом, служивший постоянной резиденцией Фридриха Великого.  Дворец Сан-Суси  (в переводе с французского «Без Забот») является самой известной и самой роскошной достопримечательностью Потсдама. За необычный внешний облик и богатое окружение его даже прозвали "Потсдамским Версалем".

Второй дворец, построенный после 7-летней  войны в западном конце главной аллеи парка Сан-Суси,  получил название Новый дворец. Новый дворец является самым внушительным по размерам архитектурным сооружением XVIII столетия в парке Сан-Суси и считается последним значимым дворцовым сооружением в стиле прусского барокко.  Простирающееся на 213 метров в длину двухэтажное здание увенчано в середине куполом, на верху которого стоят три грации, несущие корону. Колоссальное строение насчитывает 322 окна, 230 пилонов и 428 статуй. Его залы украшают многочисленные произведения искусства, картины и ценная мебель. Во дворце имеется свыше 200 помещений, четыре парадных зала и театр в стиле рококо. Большое впечатление производит "зал раковин", стены которого  убраны различными породами морских раковин.

Если одноэтажный дворец Сан-Суси служил удовлетворению личных желаний и наклонностей Фридриха II, то Новый дворец предназначался для размещения гостей короля во время их пребывания в Потсдаме.  Он должен был показать миру, что силы прусского государства не иссякли даже после многочисленных войн.

Кроме парка Сан-Суси с его дворцами, наиболее часто посещаемым  местом советскими офицерами и служащими являлся дворцовый парк английского типа Нойгартен  (Новый сад) у озера Юнгфернзее.

Новый сад был заложен в 1787 году. В соответствии с духом того времени он отражал современные тенденции садовой архитектуры и отличался от барочного парка Сан-Суси тем, что в его оформлении ощущался выраженный ландшафтный характер. Деревья и кустарники не подстригались, а сохраняли естественную форму. Наиболее известные сооружения Нового сада — дворец Цецилиенхоф и Мраморный дворец, а также небольшая пирамида, сфинкс у египетского портала, оранжереи и обелиск.

Именно от этого парка в конце апреля 1945 года дивизия генерала Выдригана форсировала озеро Юнгфернзее, чтобы дальше двигаться на штурм Берлина.

Во дворце  Цецилиенхоф в июле-августе 1945 года проходила Потсдамская (Берлинская) конференция глав государств-победителей, на которой обсуждалось политическое и экономическое будущее Германии. Где-то тут в период конференции со своим окружением жили Сталин, Молотов и Вышинский, а также Трумен и Черчилль. Как я узнал позже, главы делегаций,  министры иностранных дел, основные советники и эксперты были расквартированы в виллах пригорода Потсдама, почти не пострадавшего от бомбёжек. Сталину отвели виллу, ранее принадлежавшую фашистскому генералу Людендорфу. Трумэну подготовили желто-красный особняк во французском стиле, который американцы назвали Маленьким Белым домом. Британскому премьеру Черчиллю - розовую виллу в тосканском стиле. Впоследствии виллам, в которых проживали Сталин, Трумен и Черчилль, были  присвоены их имена.

Кстати, отсюда Трумен дал команду решить вопрос атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
         
Озеро Юнгферн было многоводным, и его  противоположный берег едва различался. Воды озера простирались восточнее, и где-то там, на реке Хафель, находился мост Глинике (Glinikebruke) c контрольно-пропускным пунктом, названным мостом шпионов.  По этому мосту проходила граница  с Американской зоной Западного Берлина. К мосту вела улица Берлинерштрассе, закрытая для движения. Мост станет знаменитым тем, что в феврале 1962 года на нём произойдет обмен легендарного советского разведчика Рудольфа Абеля на американского летчика-шпиона Френсиса Пауэрса, разведывательный самолет которого У-2 был сбит зенитной ракетой 1 мая 1960 года под Свердловском. Пауэрс летел на высоте 20 км и имел задание сделать фото завода в секретном городе Новоуральск, где было налажено обогащение урана методом, которым США не владеет до сих пор. Механизм обмена показан в кинофильме «Мертвый сезон». Потом на этом мосту произойдут и другие обмены, в частности,  Штатам  будет передан диссидент Натан Щаранский вместе с двумя гражданами ФРГ и гражданином Чехословакии в  обмен на арестованных в США чехословацких агентов Карела Кёхера и Хану Кёхер, а также советского разведчика Евгения Землякова, польского разведчика Ежи Качмарека и разведчика ГДР Детлефа Шарфенорта, арестованных в ФРГ. За эти обмены мост  Глинике и станут называть «мостом шпионов»*.

Надо указать, что Новый парк находился в ведении советской администрации, и немцам туда доступа не было. Так что его посетителями являлись только советские офицеры и служащие Потсдамского гарнизона.

В этом парке однажды произошел забавный случай,  который наши шутники при пересказе преподносили как анекдот из серии «Пусти Дуньку в Европу». Теперешние женщины прекрасно знают, что такое женская комбинация. А тогда, в послевоенные годы, некоторые представительницы прекрасного пола, приехавшие в ГДР из российской глубинки, не имели никакого представления об этом предмете женского туалета и, увидев в немецких магазинах красивые шелковые комбинации, полагали, что это вечерние платья, в которых можно пойти на какое-нибудь торжественное мероприятие, в кино или в парк.  У поэта Бориса Трошина есть такие строки: «Кто девчатам запретит показать себя в Европе?»  Вот одна девица и «показала себя в Европе», явилась на прогулку в парк в комбинации.  Наверное, она себе очень нравилась, уж очень гордо она выступала, да  и со стороны смотрелась вроде бы красиво. И ничто не помешало бы ей разгуливать в этом «наряде», по парку, если бы не раздававшиеся ей вслед  смешки.  Она  в недоумении стала оглядываться, не над ней ли смеются. И тут кто-то из сердобольных женщин   указал ей на её промах. Девушка густо покраснела и быстренько  из парка исчезла.

В Потсдаме имелся еще один исторический памятник, достойный внимания.  Не все из наших офицеров и служащих знали о нём, а кто знал, стремились обязательно с ним познакомиться. Речь идет о расположенной  на окраине Потсдама, в северной его части, русской деревне Александровка со старейшим в Германии русским православным храмом святого Александра Невского и 14 домами, стилизованными под русские избы. 

Русская колония, так деревню называли немцы, была построена в 1826—1827 годах. В плане форма застройки поселения образовывала Андреевский крест. Избы со ставнями и резными наличниками на окнах, с воротами и калитками смотрелись очень эффектно. Избы были построены не из кругляка, как их строят в России,  а по типу немецкого фахверка: каркас стен из бруса, промежутки заполнены камнем.  Внешние стены отдельно стоящих одно- и двухэтажных домов с фронтонами были обиты деревом, чтобы напоминать русские избы. В  знак дружеских отношений, связывавших Гогенцоллернов с Романовыми, посёлок был назван Александровка в честь умершего в 1825 году царя Александра I. Деревню торжественно заселили в 1827 г. Дома передали в пользование ветеранам русского солдатского хора Его Королевского Величества. К тому времени, хористов в живых оставалось лишь 12 человек.

Как же попали в Потсдам эти русские гвардейцы? Официальная версия такова. По итогам Тильзитского мира и до заключения Таурогенской конвенции, Пруссия была на стороне Наполеона — и в 1812 г. в плен прусскому корпусу попали пятьсот русских солдат. Ситуация сложилась щепетильная, и дипломатичный Вильгельм повелел сформировать из пленных русский хор из 62 певцов. Службу они несли без оружия, а позже, при возрождении союза с Россией, уже на стороне русских, хор прошёл в составе прусского гвардейского полка до Парижа! Оставшихся 12 хористов и определил король на поселение в деревню. Остались ли в деревни потомки тех 12 хористов, и кто проживал в этих домах в то послевоенное время, мне было неизвестно.

Кстати, позже русская колония Александровка, наряду с другими историческими памятниками Потсдама, была внесёна  в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Можно было и просто погулять по Потсдаму, который, несмотря на утрату многих исторических зданий, оставался красивым. А после  прогулки заглянуть в  русский ресторан при Доме офицеров, чтобы отведать настоящий украинский борщ  и другие,  привычные для нас блюда.

В мае 1953 года я был переведен по службе в город Коттбус, на чём мое знакомство с достопримечательностями Потсдама и закончилось.

На снимке один из домов в деревне Александровка в Потсдаме.

* О мосте Глинике см.на сайте Проза.ру миниатюру Валентины Томашевской "Мост шпионов" - http://proza.ru/2018/05/14/1071.

См.также: http://www.proza.ru/2011/10/14/694 


Рецензии
Спасибо! Хоть и немного было у нас свободного времени, но и мы в начале 80-х старались обойти-осмотреть достопримечательности Потсдама по максимуму...

Сергей Коляда   24.04.2023 18:28     Заявить о нарушении
На это произведение написано 28 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.