Венский Версаль и его сокровища

Винцент Фишер «Аллегория передачи императорской Галереи в Бельведер» (1781)

«Венский Версаль» и его сокровища
К 110-ой годовщине открытия Галереи Бельведер

Побывать в Вене и не посетить дворцово-парковый комплекс Бельведер, называемый «Венским Версалем», значит не увидеть  одну из главных достопримечательностей австрийской столицы. Расположенная здесь Галерея Бельведер справедливо считается одним из лучших художественных музеев мира, в коллекции которого входят шедевры живописи и скульптуры от Средневековья и барокко до наших дней. Особенно впечатляет экспозиция, посвященная австрийским художникам югендстиля и искусства периода 1890 - 1914 годов, известного как „Fin de siecle“ (фр. «конец века»), или "Belle Epoque“ (фр. «прекрасная эпоха»).

Сам Бельведер (итал. «красивый вид»), построенный в начале XVIII века и расположившийся в парке на живописном холме с прекрасным видом на Вену, состоит из Верхнего и Нижнего дворцов в стиле барокко. Бельведер является на сегодняшний день одним из наиболее сохранившихся дворцово-парковых комплексов Европы и включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первый дворец комплекса, Нижний Бельведер, был построен как жилое помещение в 1716 году для принца Евгения Савойского, австрийского полководца французского происхождения, которого называли «мудрым советником императоров», «Аполлоном», а также, за победу над турецкой армией в 1683 году, «разящим мечом Габсбургов».
К достопримечательностям этого дворца относятся: нижний мраморный зал, украшенный богатыми фресками; парадная спальня; гротескный зал и мраморная галерея.
Через год  было решено возвести на вершине склона в южной части парка величественный дворец для официальных приемов, названный Верхним Бельведером. Торжественные фасады и роскошные интерьеры дворца  в стиле итальянского барокко (парадная лестница; изящный зал вестибюля; мраморный зал, расписанный фресками и украшенный лепниной; богатые потолочные росписи; множество скульптур на фасаде, олицетворяющих победу над турецкой армией)  впечатляют гораздо сильнее, чем относительно скромный Нижний Бельведер. Основные здания Бельведера были построены по проекту знаменитого австрийского архитектора барокко Иоганна Лукаса фон Хильдебрандта (1668-1745).

В конце 1770-х годов «просвещенный деспот» Йозеф II, сын и соправитель императрицы Марии Терезии, решил передать большую часть императорской коллекции из Гофбурга, зимней резиденции австрийских Габсбургов, в Бельведер и велел издать соответствующий каталог.
Этому важному событию художник Винцент Фишер даже посвятил картину «Аллегория передачи императорской Галереи в Бельведер» (1781), которая хранится в Музее барокко.
Бельведер стал фактически одним из первых в Европе художественных музеев, открытых для общественности.
Верхний Бельведер был существенно обновлен и модернизирован в 1897 году в связи с тем, что его объявили резиденцией престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда. После его убийства в 1914 году в Сараево, Бельведер фактически пустовал до 1917 года.

Ровно 110 лет тому назад в 1903 году в оранжерее Нижнего Бельведера под названием «Современная галерея» открылась будущая Австрийская галерея Бельведер. Решающую роль в создании «Современной галереи» сыграло основанное Густавом Климтом «Объединение художников - Венский Сецессион». Участники Сецессиона из окружения Климта стремились открыть зрителям красоту современного искусства и передали в дар галерее ряд картин и скульптур, среди которых была «Равнина близ Овера» Винсента ван Гога (1890).
В 1909 году галерея была переименована в «Королевскую австрийскую государственную галерею» и пополнилась новыми произведениями австрийского искусства.
Через десять лет Бельведер перешел в собственность Австрийской республики и стал музеем - «Австрийская галерея Бельведер».
В 1920-21 годах Бельведер вновь подвергся значительным изменениям: Музей барокко разместился в Нижнем дворце, куда были перевезены практически все произведения австрийского барокко из Художественно-исторического музея (Kunsthistorisches Museum); в Верхнем дворце разместилась Галерея искусства XIX века; «Современная галерея» осталась в здании оранжереи Нижнего Бельведера.
Даже в кризисные 1930-ые годы, вплоть до «аншлюса» Австрии к Германии, Бельведеру удавалось пополнять свои собрания шедеврами классического и современного искусства из Франции и Германии.

Поскольку во времена национал-социализма целые художественные направления и сообщества (импрессионизм, дадаизм, кубизм, фовизм, сюрреализм, экспрессионизм и другие) были причислены к «дегенеративному», опасному для арийской расы  антиклассическому и еврейско-большевистскому искусству, то «Современная галерея» в Бельведере оказалась под замком.
К счастью, большинство ее экспонатов были нетронутыми и сохранились. Новые приобретения за этот период, а их в музее оказалось немало, с 1998 года стали объектами исследований по вопросу их происхождения и законности хранения в музейных фондах (особенно это коснулось ряда работ Густава Климта).

В период Второй мировой войны Верхний и Нижний Бельведер серьезно пострадали от авианалетов. После завершения первого этапа реставрационных работ в 1953 году в Нижнем Бельведере, где великолепно сохранились внутреннее убранство и старинная мебель, был вновь открыт музей барокко. В июле 1954 года в Верхнем Бельведере и в Оранжерее уже была выставлена часть коллекции искусства XIX и XX веков .
Когда в конце ХХ века закончились реставрационные работы и основательная реконструкция Верхнего дворца, было решено, что именно здесь разместятся  в будущем все художественные коллекции, а в Нижнем Бельведере и Оранжерее будут проводиться временные тематические выставки.
Наконец, с весны 2008 года в бывших приемных и банкетных залах Верхнего Бельведера многочисленные посетители получили возможность осматривать «под одной крышей» все разделы богатейшей коллекции музея: «Искусство средневековья», «Барокко», «Классицизм, романтизм, бидермейер», «Историзм, импрессионизм», «Модерн, Венский Сецессион», «Экспрессионизм», «Искусство после 1945года», «Современное искусство».

Австрийская галерея Бельведер обладает самой большой музейной коллекцией Густава Климта. До 2000 года здесь было более 30 его работ, однако, как выяснилось, законность приобретения некоторых из них оказалась сомнительной. Это стало ясно во время тянувшихся многие годы судебных процессов, на которых рассматривались претензии наследников некоторых картин из фондов музея, оказавшихся здесь в смутные годы Второй Мировой войны.
Австрия долгие годы уклонялась от участия в судебных разбирательствах, и многочисленные попытки вернуть наследство, либо хотя бы приступить к переговорам завершались неудачей. Наконец, в начале XXI века «лед тронулся». 
В 2001 - 2004 годах в соответствии с судебными решениями наследникам вернули из Бельведера пять картин Густава Климта: «Яблоня II», «Дама в шляпе и боа из перьев», «Крестьянский дом с берёзами», «Ферма на Аттерзее», «Портрет дамы».
В 2006 году наследникам были переданы еще пять работ Г. Климта: «Портрет Адели Блох-Бауэр I» («Золотая Адель»), «Портрет Адели Блох-Бауэр II», «Берёзовая роща», «Яблоня I», «Дома в Унтерахе-ам-Аттерзее».
Через год наследникам была передана работа Э. Мунка «Летняя ночь на пляже». Подробности этих процессов, благодаря СМИ, известны многим. Так происходило болезненное, но крайне необходимое очищение и коллекции, и имиджа Австрийской галереи Бельведер, ведь именно здесь, в Мраморном зале Верхнего Бельведера, в 1955 году был подписан исторически важный для Австрии Государственный договор, завершивший десятилетний период послевоенной оккупации страны и провозглашавший независимость Австрийской республики.

Несмотря на все драматические события, Галерея Бельведер - один из самых притягательных музеев мира с необычной и богатой биографией, переживший немало поворотных моментов истории, встречает свой 110-й юбилейный год, гостеприимно раскрывая свои художественные коллекции и выставочные залы. Среди юбилейных мероприятий хочется выделить очень интересную выставку «Декаданс - позиции австрийского символизма», которая будет открыта до 13 октября 2013 года.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.