Шурка

Думаете, Шурка — кто? Мальчишка, девчонка, парень, девушка? Отнюдь! Это обычная бабка, старушка. Именно так представилась она, войдя в больничную палату глазного отделения ПЦРБ, где я в то время лежала.

Я привыкла, чтобы меня так называли, - объяснила она.

Шуркой ее однако никто не осмелился называть. Одни звали  просто Шура, а большинство — баба Шура. Ей было уже почти 78 лет, и она часто подчеркивала это, требуя уважения.

Впрочем, «требовала» - не то слово. Всем своим поведением — а была она озорной, веселой, «языкастой» - вместо панибратства вызывала невольное к себе почтение. Потому что шутила умно, остроумно, образно, по-народному сочно и метко. Каждое слово, реплика, рассказ были до того смешны и ярки, что вызывали у больных благодарность за доставленное удовольствие.
   
А как она пела частушки, рассказывала анекдоты! Это было настоящее искусство. Да, народное, самодеятельное, но несомненно говорившее о большом природном таланте. Конечно, это была стихия народного юмора — здорового, жизнерадостного. Конечно, юмор был подчас солоноватый, но не похабный. Меру остроты она знала. Тем смешнее все у нее выходило.
   
А какой, братцы мои, был у нее голос! Это было мощное народное контральто. Говорит, она всю жизнь пела в самодеятельности. Но больные попросили ее не петь, так как такого грома просто не могли вынести.
      
Ссылаясь на свой возраст, она день-деньской лежала квашня-квашней на койке и «квакала» своим басом. Но иногда ей хотелось рассказать что-нибудь серьезное, например, историю, связанную с сыном. Сын разбил новенькое «Volvo» в первой же поездке, протаранив чужое BMW, и пришлось выплачивать 100 тыс.рублей за ремонт BMW. Она привстала и говорила на этот раз вполне интеллигентно, демонстрируя прекраснейший театральный глубокий голос. Я залюбовалась голосом и проникновенными интонациями.
         
Вставала баба Шура только в случае необходимости — на уколы, на капли, к врачу. Даже в столовую не ходила. Молодые девушки из палаты носили ей пищу из столовой и безотказно выполняли многочисленные просьбы принести или купить что-нибудь.
    
А ела она много. Каждый день ей покупали булки, огурцы-помидоры, мороженое, раза два — селедку в банке.
      
Она дала девушкам 500 рублей и на эти деньги питалась. Да и просто так многие ее угощали.
         
Толстела не по дням, а по часам, всё более возвышаясь над своей койкой.
       
Сначала кто-то назвал ее обжорой, но потом поняли причину ее жадности к пище. После того, как ее сын разбил свою и чужую машины, пришлось в течение недели выплатить водителю BMW 100 тыс. рублей (а, может, долларов?). Чтобы их достать, пришлось продать 3 квартиры, в том числе квартиру бабы Шуры и второго сына. Братья поселились в общежитии, а бабе Шуре сняли квартиру за 3000 рублей в месяц. И платила за снятую квартиру она сама из своей пенсии в 4500 рублей. Так что жить ей приходилось только на полторы тысячи.
      
Ну почему в России талантливые люди часто бывают такими несчастными?! Они ведь не только радуют людей своим талантом, но и наслаждаются творчеством. Они все воспринимают гораздо острее, глубже, переживают сильнее и больнее, чувствуют тоньше, пронзительнее.
       
Родившись в бедной крестьянской семье на Брянщине, баба Шура с детских лет трудилась. Образования особого не получила. После раннего замужества переехала с мужем в Подмосковье, поступила на работу в дом отдыха «Михайловское» (потом он стал санаторием). Там она 47 лет проработала сестрой-хозяйкой. Была бойкой, веселой, все ее любили, тянулись к ней. Рядом с ней было тепло и интересно.
       
И вот такой финал.
 
Уходящие из палаты больные по окончании курса лечения подолгу прощались с бабой Шурой, целовали, обнимали ее, дарили подарки, обещали звонить.

Кстати, на ее мобильный телефон звонил только один человек — сосед Олег. Тот сам сделал ей позывной в виде воя милицейской сирены, и мы каждый раз вздрагивали, заслышав ее. Нажав кнопку, баба Шура сходу, не спрашивая, начинала ругаться:

Ты что, дурак? Я же говорила — не звони! Опять глаза налил?...Ну, я так и знала. Слушай, не звони, проспись... - и по матушке иной раз пустит.
      
Этот сосед — менеджер в двух фирмах, смышленый и оборотистый бизнесмен. Но раз в месяц на неделю он уходил в запой и на работу не ходил, что ему прощалось. Он шумел, куролесил, шатался по поселку, гонял собак, сквернословил... И вот с ним наша Шурка обменивалась парой  ласковых слов.. - одно удовольствие было слушать, честное слово.
      
Буду ей звонить 15 августа в день рождения Александры Петровны Рогачевой. Я попрошу ее передать привет соседу Олегу.

      
Много интересных историй из своей долгой жизни рассказала нам баба Шура. Одну из них я перескажу отдельно.
      
Слушая бабу Шуру, я вспомнила другую веселую, талантливую старушку — бабу Сашу. Она служила нянькой у хозяев дома, где наша семья жила, пока не получила квартиру в Подольске. Не правда ли, судьбы двух Шур схожи: баба Саша тоже в старости осталась без квартиры и средств к существованию и снимала угол, вернее сундук, в коридоре у своей старой подруги.

Август 2006 года   


Рецензии