Кофейно-сахарные поучения

   Промозглый весенний денёк. Снег, вроде только расстаявший, вновь валится из равнодушных серых туч. Мокрый, липкий и серый, он падает на асфальт и тут же тает. Ветер стих, люди ходят мимо, уткнувшись носом в свои шарфы. Всё так спокойно, хоть вездесущие автомобили продолжают носиться по своим делам. Я неторопливо бреду по улице, внимательно рассматривая свисающие фасады зданий.Краска облезла, лепнина кое-где отваливается, время не пощадило их, но мне они всё равно кажутся очень уютными. Засмотревшись, я со всего размаху наступила в лужу. Мутные брызги рассыпались вокруг мерцающим веером, обдав всех прохожих вокруг, а нога моя, ставшая виновником такого недоразумения, совсем промокла. Люди посмотрели на меня гневно-досадливвыми взглядами, но ничего не сказали. Пройдя ещё несколько шагов, я почувствовала колючий холод в озябшей конечности и тут же стала искать тёплое местечко. Сразу вспомнилась любимая кофейня, находившаяся за две улицы отсюда.
   Разумеется ни дорогой суши-бар, ни куча разных кафе по дороге не изменили моего решения, потому, когда я наконец открыла столь желанную дверь, успела продрогнуть окончательно. Меня поприветствовал аромат цветов смешанный с запахом кофе. Хотя бы ради этого я всегда готова была идти через весь город в любую погоду.
   Закрыть поскорее дверь, мимо стеклянных шкафов с розами и вниз по лестнице. Поздороваться с девушками, работающими в кофейне, снять пальто и побыстрее сесть за излюбленный столик в углу комнаты. По телу блаженной волной разлилось тепло. Принесённа чашка кофе согрела руки.
   Я сидела, вдыхала чудный аромат, наслаждалась теплом, музыкой и атмосферой и не решалась сделать глоток: боялась, что вся магия момента пропадёт. Время будто замедлилось. Воздух стал густым и тягучим. Усталость отпустила. А потом кофе заговорил со мной.
   - Привет.
   Нет, у него не появились глаза и рот, он не заискрился неземным сиянием. Он просто заговорил. Я услышала приятный, мягко-бархатистый голос и я поняла, что это говорит кофе. Было странно, но я почему-то не чувствовала удивления.
   - Привет, ты разговариваешь?
   - Изредка. Меня, знаешь ли, нечасто слушают.
   Остальные посетители кофейни будто ничего и не замечали.
   - Что это там? - раздался другой голос: звенящий и высокий. Это была сахарница. - Ты, Кофе, с человеком говоришь что ли? Можешь не стараться, ничего внятного она не услышит.
   - А вот и услышу! - возразила я. Сахарница воззрилась на меня надменно-любопытным взглядом. У сахарницы, разумеется нет глаз, но взгляд у неё был.
   - Надо же, нечасто можно встретить слышушего человека. Обычно это случается, когда День Сложится Правильно, - пояснила Сахарница.
   - Что это значит?
   - Когда все идеи, мысли и чувства сойдутся в одной точке нужного направления.
   - Хм, я кажется начинаю понимать. То есть, если я настроюсь на "нужную волну" и смогу её удерживать достаточно долго, то смогу услышать вас?
   - Вроде того, - согласился Кофе.
   - Интересно... - Я посмотрела на белую керамическую чашку с ароматным напитком внутри. - Теперь я никогда не смогу пить кофе. И есть что-нибудь. Еда ведь тоже говорить может, да?
   - Еда обычно не отличается большим интеллектом, еда практична. Разве что десерты, - Кофе задумался. - Вот с ними ещё можно поговорить.
   - Почему так? - с любопытством спросила я.
   - Всё дело в идее, - сказала Сахарница и улыбнулась. - В мыслях, которые человек вкладывает в вещи. Вот возьмём к примеру Кофе, - мне на секунду показалось, что на светлых боках чашки проступил римянец. - Что ты представляешь, когда говоришь "кофе".
   Я закрыла глаза, вызывая образы в потоке мыслей.
   - Тепло. Запах. Шоколад. Уют. Утро. Мягкость. Вкус. Кофейное зерно в самбреро...
   - Что?! - ошарашенно перебил меня Кофе.
   - Кофейное зерно в самбреро, говорю! - повторила я. - Мне оно всегда таким представлялось. А ещё у него ярко-красный платок.
   - Ну у тебя и фантазия... - сказал Кофе.
   - Вот видишь! Всё очень поэтично! - воскликнула Сахарница. - А что ты представляешь при слове "макароны"?
   - ...макароны.
   - Поэтому макароны и не обладают достаточным рядом образов, чтобы обрести личность. - объяснил Кофе.
   - Ясно. Более или менее. Но всё равно как же теперь есть? Если они все... живые? - паника медленно стала подлолзать к моему горлу.
   - Не переживай на этот счёт, - заверил меня Кофе.
   - Это почему же?
   - Потому что все для чего-то предназначены, - мягко сказала Сахарница. - У каждого есть то, ради чего он существует. Я, например, существую, чтобы в меня клали сахар. А потом забирали.
   - А я - для того, чтобы меня выпили.
   - Грустно. - не удержалась я от замечания.
   - Неправда. Ведь, когда ты пьёшь кофе, ты наслаждаешься им, настроение поднимается, всё приходит в порядок. Для этого я и есть. Чтобы делать мир лучше. Согласись, если бы меня не было, то было бы хуже, не так ли?
   - Было бы плохо, - кивнула я. - Но если я тебя выпью - ты умрёшь. - Мой взгляд остановился на коричневом и сладком, поднимающем настроение и бодрящем Кофе.
   Тот покачал головой, хоть головы у него и не было.
   - Он един, - сказала Сахарница. - Весь кофе во всём мире. На самом деле он всего один и никогда не умрёт.
   - Только если человечество сможет научиться просыпаться без бодрящего эспрессо и решит обходиться без нежного капучино, - буркнул Кофе.
   - Такое вряд ли когда-нибудь произойдёт, - заверила я его.
   - Всё должно быть для чего-нибудь нужно, - произнесла Сахарница. - Кофе - чтобы его пили, стол - чтобы за ним ели, лампы - чтобы освещали комнату.
   - А человек? - спросила я.
   - Человек... - Сахарница замолчала.
   - Чтобы слушать. - закончил за неё Кофе. - Слышишь шёпот? - Я кивнула. - Это книги. Им лучше всех удаётся заставить людей слушать. Они говорят постоянно, но когда ты к ним обращаешься, они замолкают и дают тебе слушать. Вещи, космос, ветер, войны, историю. Слушать всех. Книги - поразительные создания.
   - Но если так, то это все - поразительные создания, которые могут много чего рассказать, просто книги мы слышим, а остальных нет. - я оторвала взгляд от книжных полок и вновь взглянула на Кофе. - Просто мы не хотим слушать, не хотим знать, что умеем слушать, потому что... потому что это неправильно. Не может быть такого, чтобы каждый человек был способен понять истину.
   - В том-то и дело, что может, - сказал Кофе.
   - Да, - подтвердила я. - Может.
   Я улыбнулась и поднесла чашку ко рту. Сделала медленный глоток. Вкус наполнил меня, вылился через край. В голове эхом разнеслась благодарность. Не знаю, чья она была: моя собственная или Кофе, но она была искренней и звонкой.

   Когда пришло время уходить, я неспеша собрала вещи, бросила последний взгляд на Сахарницу, кофейную чашку и полки с книгами, попрощалась с девушками-работницами, посмотрела на их загадочные улыбки и вдруг поняла: уж им-то известно об разговаривающем кофе!


Рецензии