4. Пожар

Я с утра затеял варить суп. Ничего необычного. Всё как всегда. Только одно отличало мой суп от других – в суп я накрошил крапиву. Для меня в этом ничего нового не было, просто я готовил сюрприз Пашке. Про Пашку Вы, вероятно, читали в моих других рассказах, но напомню. Пашка – сын моих приятелей, которые целый день заняты на работе и мне поручено приглядывать за ним, когда он возвращается из школы. Мне это не в тягость, мне на работу не надо. Я вполне свободный человек.
Когда Пашка пришёл, умылся, я предложил ему супу, на что Пашка поинтересовался:
- А суп с мясом?
- Конечно с мясом, давай, проходи.
После школы, конечно, всегда хочется есть. Пашка съел полтарелки и только тогда спросил:
- А что это там такое зелёное? На щавель не похоже, не кислое. Что же это?
- А это суп из крапивы.
Пашка чуть не выронил ложку.
-Из крапивы!? Удивился Пашка. Это что съедобно?
- Вполне съедобно. Мне много об этом рассказывали старшие, пережившие войну, да вот, в интернете я скачал книжку выпуска 1942 года о съедобных диких растениях. Потом в интернете же посмотрел, как варить такой суп и вот, пожалуйста, всё готово!
- Да, странно. Ведь крапива же жжётся. А эта нет. Почему так?
- Это просто. Стоит крапиву залить кипятком, так она больше не жжётся. Теряет это свойство. Зато полезные свойства, которых очень много, остаются.
Пашка с опаской доел свой суп, ничего не сказал. Задумался.
- Это что же, русские люди придумали есть такой суп?
- Не знаю. Может быть ещё кто- то варит крапиву.
Поевши, Пашка уселся поудобнее и, как всегда, принялся расспрашивать меня.
- А что, дядя Коля, страшно на корабле работать? Спросил Пашка.
- Вот ещё! С чего это ты взял?
- Ну, не все же хотят работать на флоте, наверное, опасаются чего-то? Наверняка ведь есть что-то опасное в жизни моряков. Например, утонуть можно или столкнуться со скалой или другим кораблём. Иногда по телевизору показывают. Так ведь?
- При нормально организованной службе на судне, ничего страшного произойти не может. А вот, насчёт опасностей.. Опасности есть, конечно. Впрочем, чтобы избежать их на судах каждую неделю проводят учения по борьбе с пожаром и, например, по оставлению судна или спасению упавшего за борот человека.
- Ну, спасать человека в воде – это ясно. А как это пожар, если корабль и так по воде плывёт?
- Ох, Пашка, а пожар на судне это, пожалуй, самое страшное. В том-то и беда, что вокруг вода – бежать-то некуда. Приходится тушить пожар у себя под ногами. Для этого всё необходимое есть – пожарные насосы основные и резервные, станция для выработки пены, станция углекислотного пожаротушения, если пожар будет в машинном отделении, ну, конечно, всякие огнетушители – порошковые, пенные и углекислотные. Всего вдосталь. Только вот лучше этим не пользоваться. Также имеется автоматическая станция за контролем обстановки на судне. У неё есть датчики на дым, на температуру и огонь. Всё это стоит очень дорого, но без всего этого судно в рейс не пустят.
- Но ведь горят же?
-К сожалению, горят, Пашка.
-А у Вас на корабле был пожар?
-Да, Пашка. Дважды мне пришлось побывать на пожаре.
-Вот как? А что же Вы мне никогда не рассказывали? Страшно было?
-Знаешь, нет. Когда происходит пожар, все действуют так, как учили на занятиях. Первый раз я участвовал на пожаре в 1975 году на судне «Ян Райнберг». Тогда, во время сварки в помещении гидравлики, на палубе, загорелось гидравлическое масло, которое к тому же было под давлением. Сварщик и другие люди успели убежать и закрыть это помещение. Пожар забили пеной, не дав ему далеко разбежаться. И потом тоже не было страшно, так как сначала все вместе писали объяснительные бумаги, а потом восстанавливали 14 метров кабельной трассы для кормовых лебёдок. Там много чего погорело, но меня касались только кабели.
-А в другой раз?
-А в другой раз на ремонте в Штральзунде на корабле «Олайне». Это было колхозное судно. Из рыболовецкого колхоза «9 мая». Был и такой в Риге. Большая часть команды были латыши, а в тот день был любимый латышский праздник Лиго. Все латыши, под руководством капитана сели в катер и уехали на остров пить водку. Собственно говоря, в этом и заключается суть этого праздника. Уехать-то они уехали, но оставили в салоне включённым не работающий телевизор. К тому же пожарная станция была в режиме несения вахты на мостике и по судну общей тревоги она не дала.
Телевизор загорелся и от него стала гореть мебель в салоне , ну и всё, что могло гореть. Вахтенный матрос у трапа почуял недоброе и сунулся в салон. Открыв дверь, он пустил туда свежего воздуха, отчего всё заполыхало с новой силой. Однако, он поднял тревогу. Пустили воду, притащили огнетушители. Механик Рома надел изолирующий противогаз, проник в это помещение, залил пожар водой, а потом добил пламя порошковым огнетушителем.
Потом сели писать бумаги и ждать латышей с праздника. Часть денег с ремонта пришлось потратить на ремонт салона. Вот как!
-Жуть! Хорошо, что никто не пострадал.
-Как же! Капитана попёрли. А так, да, никто не пострадал.
-А на танкере горели?
-Бог миловал. А вот мой приятель, Витя Михайлов – попал в передрягу!
-Что тоже пожар? На танкере? Как это?
-В начале девяностых годов, советский флот исчез куда-то. Я тогда наконец-то с банана перебрался на новый танкер «Индра», который хоть как-то имел касательство к нашему пароходству, но многие мои товарищи разбрелись по разным морским конторам, которые начали повсеместно появляться. Вот и Витя, будучи вторым механиком, нашёл работу на заграничном большом танкере в 100 тысяч тонн, который, кажется, назывался «ASTOR». Команда у них была разная. Рядовые были филиппинцы, а командиры больше русские и поляки. Капитан тоже был русский. Вроде как из Питера.
В ту пору танкера имели только днищевые танки для балласта, те так, как теперь – балласт в танках вдоль бортов и на днище. Но по тем временам по-любому это судно можно было считать современным. Грузовые танки находились в атмосфере инертного газа, было много всякой автоматики и в машинном отделении и по части грузовой системы. Насосы груза, конечно, были с приводом от паровых турбин большой мощности, поскольку танкер был большой, повторюсь – не то 100, не то 120 тысяч тонн. Одним словом, супертанкер. Через Панаму уже не пройдёт. Поэтому рейсы у них были из Африки в Роттердам или в Хьюстон, что в США. Работали, возили нефть, получали деньги, радовались жизни.
В феврале, кажется 1993 года, залившись нефтью в Ливии, следовали они через Гибралтар и далее океаном на Север снова в Роттердам. Надо сказать, что после Гибралтара в сторону Севера идёт большой грузопоток. Много кораблей движутся впереди, за тобой, много и навстречу. Вахтенные штурманы следят за всем этим визуально и на радиолокаторах. Вот, как раз ночью, на вахте старшего помощника было замечено быстрое судно, которое стало обгонять танкер. Всё было как всегда, ничего необычного, как вдруг, поравнявшись с танкером, то, второе судно, резко повернуло направо, наперерез танкеру. Чтобы уйти от столкновения, старший помощник танкера стал уклоняться от удара, но огромный гружёный корабль не так-то легко затормозить или повернуть.
Вот так и въехал греческий банановоз во второй левый танк «Астора». Через секунду- другую произошёл взрыв нефти в этом танке. Горящая нефть поплыла наружу, Расползлась по левому борту, стала гореть, а банановоз, словно очнулся, дал задний ход и стал уползать из горящей нефти, боясь и самому загореться. Объявили тревогу. Виктор с механиками побежали на посты в машинное отделение, палубные офицеры стали собираться тушить пожар, а филиппинцы, увидав такой жуткий пожар, испугались, что танкер вот-вот взорвётся, бросив всё, сели в шлюпку, спустились на воду, завели мотор и были таковы. Офицеры, поняв, что помощи ждать неоткуда, что действительно, один за другим могут начать рваться танки, стали бороться с огнём. Русский капитан, чтобы не спалить всё судно, дал задний ход и развернул судно так, чтобы пламя из второго танка било вперёд и в сторону. Тогда моряки смогли ближе подобраться к очагу пожара и стали заливать его водой, охлаждая по мере сил соседние танки. Впрочем, Система инертного газа не была разрушена, в каждом уцелевшем танке сохранялось нужное его давление. Хоть в этом повезло. Иначе полного разрушения было бы не избежать.
А у филиппинцев на катере заглох мотор. Они, как не пытались, не смогли его завести и восходящий при пожаре поток воздуха, потащил их лодку прямо в горящую нефть. Наверное, кто-то из лодки сиганул в море, но лодка, попав в пламя, сгорела. Филиппинцев этих больше никто не видел. Погибли они. Остались бы на корабле, стали бы спасать корабль, остались бы живы. Но не тот они народец. Хлипкий. Каждый за себя.
Капитан задним ходом вёл корабль, офицеры из лафетных водяных пушек и шлангов поливали палубу. Набросали, сколько могли, пену. Нефть вылилась постепенно из дыры, стала меньше гореть, а потом и вовсе пожар прекратился.
Ну, конечно, начались телефонные переговоры, переписка, нервотрёпка и прочие в таких делах неприятности. Неподалёку оказался порт Лиссабон, куда и решили вести повреждённое судно. Прибыл сопровождающий корабль, осмотрели внимательно танкер и тронулись в путь. Вскоре прибыли в Лиссабон и встали для ремонта в сухой док.
Команду допросили следователи, а потом им всем прибыла замена. На ремонте никто не остался. По приезду домой, Витя неделю пил водку, снимал стресс. Потом очухался и стал искать новую контору. Плавает по сей день, уже старшим механиком.
-А что с тем банановозом?
-А там, вахтенный, кстати, тоже старший помощник, просто уснул в рубке. Он там был один и никто не заметил этого. Работая на бананах, я видел, как изматывается старший помощник, который отвечает за груз, за три- четыре дня выгрузки или погрузки. А потом ходовые вахты. Вот и уснул человек. Никто не захотел его подменить. Каждый сам за себя..
Пашка, дослушав рассказ, стал собираться домой. А я, налил себе рюмочку бренди и погрузился в воспоминания. Но о них в другой раз.


Рецензии