Ежиные истории

       


                РАССКАЗЫ





               

                Столовая



В конце огорода стоял старый сарай. Крыша его протекала во многих местах, скрипучая калитка покосилась и открывалась с трудом. Но его не разобрали на дрова, а использовали для просушки лекарственных трав и веников для бани, заготовленных на зиму. Здесь, под этим сараем поселилась семья ежей. Не раз мы наблюдали, как, поздним вечером, ёж с ежихой чинно шествовали по огороду в поисках пищи. Но, стоило подойти к ним чуть ближе, ежи моментально сворачивались в клубки, угрожающе выставляя острые иголки. И только успокоившись и убедившись, что опасность миновала, ежи продолжали свой путь дальше.
         Однажды вечером, подоив свою любимицу Зорьку, бабушка направилась к сараю. Поставив подойник на пенёк, так она называла ведро для молока, бабушка принесла из сарая старую, с погнутыми краями, миску. Поставив её на траву возле сарая, бабушка налила в неё молока, приговаривая:– «Вот так, будет, вам, чем полакомиться». И, с улыбкой, глядя на меня, пояснила: – « Теперь это ежиная столовая».
    Мне стало очень интересно, что же произойдёт дальше?
Я, укрывшись за кустом калины, росшим неподалёку от сарая, стала наблюдать за происходящим.
      Долго ждать не пришлось. Вскоре из-под сарая показалась остренькая мордочка ежа. Оглядевшись по сторонам и прислушавшись, ёж благополучно выбрался из своего убежища и засеменил прямо к миске с молоком. Не прошло и нескольких секунд, как выбралась из-под сарая и ежиха. Но каково было моё изумление, когда я увидела крошечных ежат, следовавших вслед за ежихой мамой. Всё семейство, пофыркивая и принюхиваясь, стремительно направились в «ежиную столовую». И, не обращая внимания на рыжего кота Ваську, уже с завидным аппетитом лакавшего молоко, ежи принялись за еду.
      Кот, насытившись, отошёл в сторону и, хитро щуря глаза и искоса поглядывая на колючее семейство, умывал свою усатую мордочку, перепачканную молоком.
   Улыбка не сходила с моего лица, такой идиллии я не видела ни когда.
 С того дня так и повелось: бабушка каждый день после утренней и вечерней дойки наливала молока в миску, стоявшую возле сарая и приговаривала:  «Ешьте, ешьте, мои милые, да благодарите коровушку  Зорьку. Молочка - то всем хватит. Господь милостив».



               Сбор урожая
 

   Наступил сентябрь. В огороде начались уборочные работы. Вороха моркови, репы, свёклы и других овощей высились между грядок. На огороде усердно работали все домочадцы. Когда солнце стало клониться к закату, все потянулись к большому чану, чтобы ополоснуться водой, нагретой солнцем. Умываясь, взрослые пофыркивали, шутили, весело переговаривались. А дети плескались тёплой, как парное молоко, водой, норовя, облить друг друга с головы до ног. Визг и хохот разносился по всей округе. Наплескавшись, все поспешили под навес, оттуда шёл вкусный запах отварной картошки, вволю
сдобренной зеленью петрушки, укропом и зелёным луком. Все рассаживались вокруг большого, наскоро сколоченного из досок, стола и, перекидываясь шуточками и прибаутками, принимались за еду.
Ели все с большим аппетитом. Ну, что может быть вкуснее горячей рассыпчатой картошки с малосольными огурцами и ядрёного домашнего кваса? До сих пор чувствую этот неповторимый вкус и запах!
     Быстро управившись с едой, я поспешила к старому сараю, в «ежиную столовую». Свернув к кусту калины, чтобы укрыться и не спугнуть ежей, я остановилась, как вкопанная. Мимо куста, по тропинке гуськом вышагивало всё семейство ежей.
Во главе семейства семенил на коротких ножках папа ёж. На спинах ежей красовались разные овощи. А у ежонка, семенившего последним, сверкало на солнце своей глянцевой кожицей, румяное яблоко. Это, наверное, он прихватил добычу с соседского участка.
У нас-то давно уже яблоки были собраны.
     Я не стала приближаться и наблюдала за ежами издалека. Всё семейство благополучно добралось до сарая и ежи по очереди юркнули под порог в своё убежище.
    Я поняла, что бывает не только «Ежиная столовая», но и ежиная кладовая.







                Васькины игры.

 Наблюдая за семейством ежей, я дала всем членам семейства клички. Папу ежа я назвала Федотом, маму ежиху Фросей, троих ежат ФыкУшками, потому, что они, лишь стоило до них дотронуться палочкой, фыркали и сворачивались в клубочек, недотроги этакие. Каждый день я приходила к сараю, чтобы навестить ежей.
            Взрослые ежи, мало по малу, ко мне стали привыкать. Они не спешили выставлять свои колючки, свернувшись в клубок, в надежде, а вдруг я принесла какое - ни будь лакомство.
  Укрывшись под развесистой калиной, я любила наблюдать за происходящим. И вот однажды мне посчастливилось, я увидела, как с ежатами играл кот Васька. Напившись молока и помыв свою мордочку, кот залёг в лопухи и стал наблюдать за ежатами, лакавшими молоко из миски. Ежата, насытившись, засеменили по направлению к сараю. Кот принял охотничью стойку и приготовился к прыжку. Я уже хотела окликнуть разбойника и прекратить его охоту, но не успела. Кот, прошуршав сухой травой, одним прыжком догнал ежат, которые моментально свернулись в клубочки. Васька, внимательно разглядывая серые колючие клубочки, осторожно трогал их, то одной, то другой лапой. Ежата не шевелились. Кот перебегал от одного к другому, недовольно фыркал, шевелил ушами, пытаясь покатать эти серенькие колючие комочки по дорожке.
Разбойник прятался за лопух и принимал охотничью стойку, ежата, успокоившись, пускались в бегство. Но кот, тут же, снова настигал их, и игра начиналась снова. Мне было очень забавно смотреть на всё происходящее и я, не сдержавшись, громко расхохоталась.
    Кот - Васька, обернулся на мой смех, не рассчитав, видно сильно укололся о колючки одного из ежат. Он дико заорал, затряс лапой и прыжками помчался через весь огород, неуклюже перевернув миску с молоком. А ежата, поняв, что опасность миновала, юркнули под сарай в своё убежище.



               Подготовка к зиме

   Наступила осень. Полетели серебристые паутинки. Солнце светило не так ослепительно, а иной день разогревало только к обеду. В огороде заканчивались уборочные работы: урожай был собран, ботва снесена в компостные ямы. Куст калины засверкал сочными ягодами рубинового цвета. Ветер лениво срывал и гонял по дорожкам увядающие листья. Я, по обыкновению, после обеда направилась к старому сараю, чтобы понаблюдать за ежами. Расположившись под кустом калины и развернув свежую газету, я приготовилась ждать ежей. Но, не прошло и минуты, как моё внимание привлек странный предмет, движущийся по дорожке от дома.
Приглядевшись, я поняла, что это ёж. На его спине громоздился ком из газеты. Он был такого размера, что ежа за ним не было видно и от этого казалось, что газетный ком движется сам по себе. Поравнявшись с сараем, ёж изо всех сил пытался запихнуть ношу в своё логово. Но это ему удавалось с большим трудом.
Вскоре подоспела ежиха, на колючках которой красовался моток спутанных цветных ниток, раздобытых ей, наверное, около мусорной ямы, которая находилась в конце огорода. Она принялась помогать ежу проталкивать газетный ком в лаз под порогом сарая, там, по – видимому, и решили  ежи устроить себе гнездо, чтобы залечь в него на зиму. Свою газету я порвала на клочки и оставила неподалёку от сарая. На следующий день я заметила, что обрывков газеты, на том месте, где я их оставила, нет. Нет и листьев, которые я собрала в кучку около порога сарая. Всё это пригодилось ежам, я в этом была уверена.
  Вскоре начались первые заморозки. Ежи больше не появлялись. Они залегли в спячку до весны.



 
               


Рецензии