А думать можно?

 Ещё свежи в памяти наши «прекрасные» советские времена, когда порой вольнодумство
каралось по всей строгости закона, в лучшем случае, заключением на N-ое количество лет,
а иногда и высшей мерой наказания.
 
  Аналогично, в семье зачастую родители  ограничивают свободу поведения ребёнка в соответствии со своими идеалами и стереотипами представлений, что хорошо, а что плохо. Когда нам не нравится поведение ребёнка или то, что он глаголет, мы восстаём
праведным гневом и под угрозой карательных мер запрещаем ребёнку не только вести себя неподобающим образом, не только озвучивать «вредные» мысли, но и думать о том, с чем мы родители не согласны. В связи с этим вспоминается один эпизод из нашей семейной хроники.
 
  Когда нашему старшему сыну Анатолию было лет пять-шесть, он, когда видел, что едет машина типа газели, шокировал нас, восклицая – «Смотрите, едет дурацкая машина!». Как-то шли мы с ним, прогуливались и вдруг  видим, что навстречу нам едет та самая «дурацкая машина». И на этот раз сын остался верен себе и воскликнул: « Пап, смотри, едет дурацкая машина!». Я в очередной раз стал увещевать его. «Ну что ты, сын, нельзя так говорить о машине. Можно сказать «некрасивая машина», можно сказать:«мне не нравится такая машина», но очень нехорошо называть «дурацкой» такую машину. И, вообще, прошу тебя,  сказал я строго, никогда не называй такую машину дурацкой. Сын меня внимательно слушал, но какая-то грустинка была в его глазах. 
 
  А я был доволен собой, так как мне казалось, сумел  убедить сына в его неправоте. Но, каково же было моё удивление и восхищение мудростью сына, когда в ответ на мои железные аргументы сын после некоторой паузы сказал мне: «Папа, а думать можно?» Слова ребёнка поразили меня и вызвали в душе бурю чувств и эмоций. Я почувствовал себя деспотом, стремящимся заточить свободный дух сына в темницу. И я сказал ему:
«Сын, тебе можно так думать, никто и никогда не может запретить тебе думать!»
 
  Я в очередной раз убедился, что дети бывают зачастую мудрее родителей, опутанных
паутиной предрассудков, ложных представлений о том, что правильно или неправильно,
что можно говорить, а что нельзя. Ребёнок в отличии от взрослых видит этот мир более ярким и интересным чем мы, родители, у него своё представление о времени и пространстве, он часто видит необыкновенное там, где мы, взрослые дяди и тёти, ничего интересного не видим. Одним словом,  видит мир «глазами ребёнка». И не надо спешить выдёргивать его из этого прекрасного мира и вводить его в наш взрослый мир со своими условностями, запретами и ограничениями.   


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.