Иволга Отрывок из повести Загадка

 
   Кавказ всегда покорял своей красотой во все времена. И небо там синее, чем в других местах, и речки текут не так, и цветы на лугах иные. Одним словом – Кавказ. В советское время было разработано тысячи маршрутов, по которым топали, карабкались, ползли десятки тысяч туристов. С развалом Союза, с войнами то в Абхазии, то в Чечне, то в Южной Осетии туристический бум не то, чтобы притих – зачах!
  Давно отгремели бои. К Кавказу потянулись робкие ниточки туристов…
Она случайно попала на свой старый маршрут и с болью заметила, что маркировка почти не видна, практически стерта. "Бедная наша марка! Ей, пожалуй, лет тридцать,-подумала она-  Никто ее не обновлял". Стало ясно, что по этой тропе никто и не ходит. 
Вернувшись домой, собрала группу спортивных, крепких ребят из числа своих учеников и отправилась возобновлять маршрут. Веселые, озорные, мальчишки с удовольствием рисовали метки по ходу тропы. Перевалили через одну гору, другую. Ребята уже не озорничали. Чувствовалась усталость. Она учила их ориентироваться в горах, учила, как беречь силы на подъеме, как управлять дыханием. Но, самое главное, учила ни при каких обстоятельствах не оставлять товарища в беде.
 Над группой очень низко пролетел военный вертолет. Все с интересом смотрели ему вслед.
Вдруг с земли взлетела толи ракета, толи что-то еще. Никто ничего не понял. Только вертолет в воздухе как-то странно зашатался, его крутануло вокруг оси, дернуло. Машина рухнула вниз. Все это происходило на глазах оцепеневших ребят. Вертолет упал совсем недалеко, в расщелину. Все бегом устремились туда.
Глазам предстала жуткая картина. Винтокрылая машина брюхом попала в щель, вследствие чего корпус как бы сложился чуть ли не пополам. Подобрались поближе. Внутри были люди, доносились стоны. В открытую дверь проникнуть было нетрудно. Быстро распределив обязанности, ребята приступили к спасательной операции. Сначала достали пилота с окровавленной головой. Он был без сознания, но пульс прощупывался. Затем стали вытаскивать остальных. Всего пять человек. Тяжелее всего пришлось лейтенанту, которому защемило обе ступни. Его никак не удавалось достать из искореженного вертолета. Из инструментов ледорубы да топорик туристический, от которых, прямо скажем, было мало толку. Наконец, ступни были освобождены. Лейтенант без кровинки в лице был все это время в сознании. Только пот катился градом по лицу, по вискам. Ребята впервые увидели человеческое страдание так близко. Все это их буквально потрясло.
Она осмотрела раненых. Характер ранений – в основном переломы костей, сильные ушибы, разрывы тканей. Быстро смастерили импровизированные носилки. Из каких-то палок и бинтов делали лангеты. Опустошили свои аптечки, но их содержания явно не хватало. В ход пошли футболки, которые рвали на бинты. С лейтенанта с трудом сняли ботинки. Ступни представляли собой кровавое месиво. Наконец, всем была оказана первая медицинская помощь. Из обезболивающих только пенталгин.
Лейтенант сказал, что их сбили боевики, которых они просто прошляпили. Находиться рядом с вертолетом было опасно, вот-вот нагрянут гости. Кто-то из ребят притащил из вертолета автомат и снайперскую винтовку. Еще у раненых были пистолеты.
Она быстро соображала, что делать, как спасти группу. Здесь никуда не сообщишь, мобильник не берет, в вертолете приборы не работают. Придав лицу, насколько могла, спокойное выражение, она сказала:
 - Сделаем так. Вы, ребята, берете раненых и несете их по нашей тропе. Дорогу найдете по марке, которую сами рисовали, а я поработаю иволгой
 -  Как это иволгой,- забеспокоились ребята,- что это значит?
- Иволга уводит врага от своих детей, я тоже так сделаю.
- Нет уж, заявил лейтенант, не хватало еще, чтобы я женщину послал на верную смерть. Я сам буду иволгой. На руках доползу.
- Во- первых, здесь всех посылаю я. Инструктор на тропе главный. Во -вторых, лейтенант, подумайте сами. Если боевики быстро меня вычислят, над вами нависнет серьезная угроза. Эти ребята, хоть и крепкие, но в руках держали только деревянный автомат. В ваших руках их жизнь, и жизнь ваших товарищей.
- Тогда я буду иволгой,- сказал Владька, веселый зеленоглазый парень,- я сильнее Вас, и стреляю метко.
- Поживи еще. Ну да, ты сильнее меня, а этих бугаев должна  тащить я? Я же их с места не сдвину. Отвлечь на себя внимание боевиков, много меткости не надо. Ты за старшего. Все, за раненых отвечаете мне головой! Идти старайтесь, прячась под кроной деревьев, чтобы вас сразу не обнаружили. Помолчав, добавила
- Не волнуйтесь, иволга – птица кусачая, ее голыми руками не возьмешь.
Сказала, и, прихватив винтовку, пошла прочь от вертолета навстречу врагу. Лейтенант заметил, что инструкторша уже немолода и далеко от вертолета не отойдет. Вдруг, дойдя до дерева со свисающими лианами, она легко подтянулась и полетела, как на «тарзанке», поймала другую, и повторила маневр, затем снова и снова, быстро удаляясь. Все, кто мог это видеть, только ахнули. Летающая женщина! Вот тебе и иволга!
Усталость была забыта. Ребята, понимая серьезность положения, торопились. Все сделали, как приказал инструктор, только вот на вершине первой горы вдруг развалились импровизированные носилки. Пришлось делать новые. Пока искали подходящий материал, лейтенант, устроившись поудобнее, стал в бинокль осматривать местность. Он заметил ее, залегшую в седловине между двумя холмами. Среди лысых камней на зеленом фоне ее было трудно заметить. Но, что это? Рядом показался волк. Огромный, матерый, с мощной грудью. Он казался с гривой, такой был большой. Предупредить ее было некак, да и что женщина могла  против зверя. Лейтенант передал бинокль товарищу в штатском. Тот сидел рядом, нога его была буквально закована деревянными шинами. Увидев волка, человек в штатском заметил: «Странно. В это время года волки не нападают на людей. Им еды хватает. Но этот красавец! Агрессии не проявляет. Стоит и спокойно смотрит на женщину с винтовкой, лежащую в нескольких метрах от него. Так, она повернула голову к волку. Такое впечатление, что она ему что-то сказала. Волк отошел за огромный валун. Да он там не один! Это уже хуже…»
Она заняла, как ей показалось, удобную позицию. В долине, как на ладони, была видна большая крытая машина. Из нее вышли люди. Вот один стал устанавливать гранатомет. В бинокль его легко было рассмотреть. С виду араб. Иволга почувствовала на себе взгляд. Оглянувшись, увидела красавца волка. Будто прочитала его мысли: «Что ты здесь делаешь?» Она сказала первое, что пришло в голову: «Здраве будь, княже! Подсоби супостата одолеть!» Повернулась к неприятелю.  Ловко управляясь со смертоносным сооружением, араб развернул его в противоположную сторону. Иволга про себя отметила: «РПГ-16», похоже, наш. А в кого он целится?» Теперь и она заметила приближающийся вертолет. Медлить было нельзя! Прицелившись, нажала на спусковой крючок. По серии взрывов, поняла, что попала в газовый баллон и взорвала машину с боеприпасами. Справа из лесу совсем близко выползала вторая машина. Второй ее выстрел был не менее метким. Какая-то мощная сила подняла ее в воздух и швырнула, как осенний лист. Больше она ничего не слышала...
Лейтенант взял бинокль. Он заметил вынырнувший из-за горы вертолет спасателей. Их ищут! Но тут же понял, что и этот вертолет через десяток минут будет сбит, так как боевики были умело замаскированы, и их заметить сверху было очень трудно. Он перевел бинокль на Иволгу. Та зарядила винтовку. Выстрелила. Горы содрогнулись. Взрыв был такой, что его было слышно далеко-далеко в горах. Затем последовала серия взрывов… - Ого! Да она профи! С одного выстрела подорвать машину с боеприпасами! Это все равно, что с первой очереди автомата поджечь пшеничное поле! - Лейтенант видел, как она быстро повернулась вправо и выстрелила второй раз. Вторая машина, видно, была гораздо ближе к ней. Рвануло так, что Иволгу отшвырнуло с удобной позиции к валуну. Взрывы продолжались, а она лежала неподвижно, неестественно подогнув левую ногу. Затаив дыхание, лейтенант смотрел на Иволгу, мысленно заклиная: «Очнись!» Опытный взгляд офицера заметил, как к ней ползком, замаскированные ветками, приближаются боевики. Они ползли парами. Одна пара напрямик, две другие в обход. Расстояние не позволяло ему открыть огонь по боевикам, а они неумолимо приближались к той, которая только что практически уничтожила банду. Но что это? Волки! Их много! Они набросились на бандитов. Было жутко смотреть, как вооруженные до зубов, специально обученные мужики не могли справиться с волчьей атакой. Лейтенант не успел и глазом моргнуть, как на подступах к валуну были разбросаны растерзанные трупы боевиков. Красавец волк сидел неподалеку от неподвижной Иволги.
Вертолет спасателей сел на плоскую вершину горы, где были раненые. Следом появился вертолет военный. Как завершилась операция по уничтожению боевиков, лейтенант уже не видел. Он только повторял: «Там, под валуном Иволга. Не стреляйте в волков».
Военные прочесывали долину. Сержант, которого послали за Иволгой, нашел ее под валуном без сознания. Поднял на руки и понес. В его руках была красивая женщина без определенного возраста. Вроде и немолодая, а на лице ни морщинки. На этом загорелом лице так мирно покоились пушистые ресницы. Закатный луч солнца, играя, перекрашивал их из черных в рыжеватые, и в этом была какая-то особая притягательность. От нее пахло тонкими дорогими духами. Такие, обычно, ходят в театр, подумал он. Мужчины, здороваясь, целуют им руки, ведут мудреные светские беседы. Что она здесь делает? Ее присутствие здесь, среди воронок и крови, было нелепым. Остановился передохнуть. На высокий лоб женщины падал темный локон волос. Ветер отбрасывал его, а он упрямо возвращался. Как же она хороша, - подумал сержант, наклонился и поцеловал ее локон. Женщина открыла глаза, приподнялась, осмотрелась и спросила: - И куда ты меня несешь, королевич Елисей? – К вертолету, - растерянно ответил сержант и только тут заметил красавца волка, неподалеку расположившегося от них. Сержант схватился за автомат. – Отставить! – Она с трудом встала на колени, поклонилась волку – Благодарствую, княже! Ты великий воин. Сегодня победа твоя!- Мысленно и она, и сержант услышали : « И твоя тоже». Она попробовала идти сама, но ноги не слушались. Сержант снова подхватил ее. До вертолета оставалось метров двести, когда она сказала: «Не вздумай кому-нибудь рассказывать, что я с волком говорила. В «психушку» попадешь, засмеют».
Ребята с радостью встретили своего инструктора, засыпали вопросами:
 - А почему Вас волк не съел?- На что она ответила:
 – Волк – воин. Если идешь ему навстречу, он считает тебя противником в схватке, и нападает. Волк – хищник, если убегаешь, он считает тебя жертвой и догоняет. А я спокойно лежала, никого не трогала и была для него ни противником, ни жертвой.
 – А почему волки Вас защищали?
 – Наверное, считали своей.
 – А правда, что нас всех наградят?
 – Конечно! Дадут каждому грамоту в рамочке, торжественно вручат на линейке.
 – А Вам?
– А мне не дадут. Я раненых не выносила из опасной зоны.
 - Так Вы же!- Она прикрыла рот рукой любопытному и засмеялась.
 - А мы теперь Вас будем звать Иволгой! –Она снова засмеялась…
В госпитале лейтенант приставал к лежавшему на соседней койке полковнику: «Я знаю, что дельфинов обучают цеплять мины к кораблям противника. А вот где обучают волков для участия в наземных операциях?» Полковник удивленно смотрел на соседа – Не слышал о таком, насмешливо ответил он. Лейтенант подумал: « Военная тайна», а вслух сказал: «Иволга – птица кусачая, очень кусачая». Полковник усмехнулся: «Что, укусила?» - Не меня, ответил лейтенант.


Рецензии