Живая музыка или Безумный роялист
(по одному из толпы говорят зрители)
1: Я не часто хожу на подобные мероприятия. Билеты достал один знакомый. И так как я не смог придумать весьма аргументированного повода отказать, молча собрался и вышел из дому. Сказать, что я ценитель музыки? Так это было бы не совсем верно. А точнее, совсем не верно. Настроение было таковым, что я собирался весь концерт меланхолично думать о своем, и не обращать никакого внимания на сцену. Если потом будут спрашивать как, можно без угрызений совести сказать, что это было интересно, необычно.. Я, конечно, не все понял, но получил колоссальное удовольствие.
2: Мы очень долго ждали этого дня. Билеты купили за три месяца, и знаете, как дети, завели отдельный календарик, вычеркивая минувшие будни. Непередаваемое ощущение, когда остается всего неделя, а потом несколько дней, а затем предвкушение, что все случиться завтра, или уже сегодня вечером. Восторг разрастается с неимоверной скоростью. С особой тщательностью мы подбирали гардероб. На такой праздник нужно идти достойно одетым. И очень хотелось, что бы цветовая гамма мужа соответствовала моей. Ведь мы не только прикасаемся к искусству, но и показываем себя. И очень важно, не загрязнить его собой, не испортить.. Вы понимаете? А теперь мы сидим в зале, в ожидании чуда. Так здорово! Правда, милый?
3: Я всегда очень переживаю. И мое переживание начинается ровно за день до выступления. Никакие таблетки и слова не помогают. Чувство предвкушения гораздо сильнее. И знаете, я люблю это переживание всей душой. Мы с ним сроднились за эти долгие двадцать лет. Наступает такая минута, когда, кажется, что ты забыл все! Все слова, все ноты, все имена и даже как ходить. Но первые аккорды, первый шаг, и знание возвращается. Страшно лишь то, что оно может не подоспеть к началу. Хотя оно никогда меня не подводило. Я верю ему, а оно мне. И так случается каждый раз. Иногда, я даже жду. Как бы нелепо это не звучало. Жду момента, когда все забуду. В этом определенно что-то есть. Такая тишина, такое спокойствие…
О, вот.. кажется, начинается.
4: У меня очень красивая мама. И умная тоже. Потому что она говорит умные вещи и слушает умную музыку. Сегодня она разбудила меня позже обычного, и когда зашла в комнату, сказала, что меня ждет сюрприз. А я так люблю сюрпризы! Сон испарился в считанные секунды, я вылетел в гостиную, словно ракета какая-то. Посередине комнаты стояла огромная коробка. Больше чем я. Я посмотрел на маму, а она, улыбаясь, дала мне понять, что это и есть сюрприз, и что бы я смелей его открывал. Моему терпению очень хотелось сорваться и разорвать упаковку как можно скорее, но что-то внутри подсказывало – будь аккуратен. И я медленно открыл…
Очень странный предмет лежал или даже висел на какой-то подставке. Я не понимал что это, и для чего оно вообще нужно… но он так блестел и был такой идеально гладкий, со всеми переливами и завитушками, что понравился мне сразу. Если можно любить предметы, то я был влюблен…
-Что это? - решился я спросить.
-Это саксофон, Милый. И сегодня вечером, я покажу тебе его магию.
5: Я раньше никогда не ходил в филармонию. Почему сегодня здесь? Ответ слишком банален: я познакомился с очаровательной девушкой, которая безмерно любит живую музыку. Мне так страшно, я ведь ничего в этом не понимаю. Но готов учиться понимать. А если она скажет, что я выбрал глупый репертуар? Если будет сидеть, закрыв уши руками, а потом вежливо скажет – «Знаешь, я больше Моцарта люблю. А эта музыка была для меня тяжеловата…». И места… Вдруг мы сидим слишком далеко, или слишком близко.. Как Вы думаете, это будет хороший концерт? Я ведь так хочу, чтобы ей понравилось.. а еще больше, сам хочу ей понравиться… Ой, кажется, идет…
-Здравствуй, Эн!
***
Маленький уютный зал наполнялся голосами и теплом. Ведь на дворе уже стоял хорошенький ноябрь. И люди, только зашедшие с холода, мгновенно погружались в теплые лучи софитов и ламп, теплые беседы и бархат сидений. Кулисы были открыты, и каждый интересующийся музыкой человек, мог сразу для себя уяснить, во всяком случае, частично познакомится с инструментами, ждущими музыкантов на сцене. Рояль, гитары, тромбоны, барабаны, флейты… Такое разнообразие лишь - бы где не увидишь. И такое сочетание голосов, уж точно, не услышишь. А сегодня есть шанс… Да еще и вживую. Вот первый нетерпеливый зритель градом своих пока единичных, но мгновенно подкрепленных другими, аплодисментов взывает к началу, как бы говоря, что зритель уже готов погружаться в царство музыки.
По одному, в практически идентичных костюмах, начали появляться музыканты. Последним вышел дирижер, и действо имело свое начало. Резким взрывом, затем затиханием, эти, разные, казалось бы, люди, делали одно великое дело – они открывали сердца всех слушателей и завораживали красотой звучания. Они врывались в фантазии и воображения, приглашая душу каждого на танец, воспаряя где-то над созвездием Кассиопеи. Каждый отдавался всем собой, всего себя во власть музыки, и возникало ощущение, что она объемная, что она говорит через этих людей, и язык настолько внятен для понимания, что, и ребенок, и старец не сочтут трудным на нем излагаться.
Оркестр выбрал для своего репертуара всем хорошо знакомые композиции. Стилистика подачи носила современный характер. Приглашенные вокалисты, а на них было так интересно смотреть, вслушивались в каждый звук, в каждую линию, и дополняли ее свои голосом. И так захотелось почувствовать себя там, внутри оркестра… Попробовать, как это - «быть в музыке» в прямом смысле.
За каждое соло зал щедро одаривал волнами оваций играющих. За каждую композицию слышались ветвистые «Браво». Воистину, все было именно так.
6: Я слушала с закрытыми глазами. Я всегда слушаю так. Чтобы ничто не отвлекало от наслаждения. Мое тело двигалось в такт, мелкими, но выразительными движениями: то щелчки, то хлопки по коленке, то ритм головой… аж вдруг музыка исчезла. И возникла такая тяжесть этой тишины, что невольно пришлось открыть глаза. Что-то случилось. Глядя на сцену,
моему взору предстала картина растерянности исполнителей. Страх. Не понимание. Скованность. Но в чем источник? Что заставило больше чем тридцать взрослых мужчин остановиться? Может кому-то стало плохо? Но на сцене все выглядели хорошо… Может в зале? Но почему никто не зовет на помощь? И за хором этих мыслей, я увидела, что оркестровый взгляд со сцены направлен на дверь. Я очень медленно и аккуратно проследила его, что бы ни в коем случае не потерять след.
***
У двери стоял человек. Он был больше похож на фантома. На тень. От него веяло холодом и отчуждением. Кто это? И почему все замерли? Человек молча, двинулся по проходу. Его шаги были трудные и тяжелые. Сутулый, в длинном грязном плаще, немного шатаясь, он прошел мимо меня. И после него осталась, похожая на аромат, нить злости. Лицо его было скривлено в гримасу ненависти. Маленькие крысиные глаза, длинный крючковатый нос, тонкие губы. Засаленные седые волосы свисали сосульками на плащ, а ровно посередине головы блестела лысина. Он поднялся на сцену. Презрительно посмотрел на сидящих в зале, и направился к роялю.
- Уйди! – буркнул он себе под нос сидящему пианисту. Бедный музыкант так растерялся, что лишь отклонился, но не встал.
- Уйди! – крикнул безумец и со всей силы толкнул мальчишку. Тот с грохотом рухнул на пол, так и не в силах что-либо сказать.
Старик встал за рояль. Хотел было сесть на стул, но тот оказался для него слишком низок. Спустя три попытки поправить его, вслед за пианистом полетел и стул. Грохот еще больше напугал зрителей. Чего можно ожидать от такого человека? Но то, что случилось дальше, превзошло все ожидания… Безумец вытянул вперед руки
6: Я поддалась вперед, что бы точно поверить своим глазам. Руки этого старика аж светились от нежности и пластичности. Они были так выразительны, мягки, и так абсолютно не подходили к остальному телу, что разум не в силах понять и сопоставить. Но он добивал мою фантазию, прикасаясь к клавишам. Словно любимую и хорошо знакомую женщину, он гладил октавы. И мелодия кардинально отличалась от тех, что мы слышали минуту назад. Она лилась, она брала за горло… Она вызывала слезы и счастья и горя одновременно. В ней было столько любви и мудрости.. .Как? Как такой грубый, ужасный человек может производить, рождать, играть, творить такую божественную музыку?! Удивлению не было предела! Я понимала, что не хочу пауз, не хочу, чтобы он останавливался… Я не могла оторвать от него взгляда. «Великое сплелось с ничтожным! Великое сплелось с ничтожным!» - стучало у меня в висках.
Но он не мог играть вечно. Снова воцарилась полнейшая тишина. Но только лишь потому, что люди, видевшие и слышавшие то же, что и я, еще не пришли в себя. Через какую-то люфт – паузу зал взорвался. Встал. Кричал. Восхищался.
А покоривший всех роялист бросил печальный взгляд в зал, махнул рукой, мол «не понимаете вы ничего» и скрылся в складках кулис.
Дирижер не растерялся. Это, должно быть, его работа. Он быстро занял свое место. Дал команду готовности, и помещение театра снова наполнилось объемной музыкой.
1: Я начинаю верить в судьбу. И, мне показалось, что сегодня я впервые в жизни услышал настоящую музыку… Надо будет взять билеты на следующий концерт.
2: Интересно, кто-то что-то понял? Как думаешь, Милый? Ты представляешь, с какой силой он любит ее? От чего он отказался ради нее? Трудная жизнь.. Но такая гениальная!
3: Маэстро! Маэстро… Вы владеете мной! Каждый раз… Как бы я хотел походить на Вас… Хоть чем-то.. хоть частью.. Но я слаб.. так слаб… Я не могу отказаться .. А Вы смогли.. Мое почтение!
4: Мама, а все гении выглядят так, как этот? Нет.. Хорошо.. Тогда можно я буду хорошо выглядящим гением? (Здорово, что мама разрешила). А когда ты поведешь меня к учителю?
5: Она так испугалась… А я был рядом. Она сама взяла меня за руку… я понимаю, это не любовь, скорее я просто мог ее защитить.. И так обнял ее, так нежно держал… И страх ушел… Ей понравилось… и.. она верит мне…
6: Я не слушала дальше. Он покорил меня и поселился в мыслях надолго. Грубый, жестокий, но полный любви человек… Он не тратит ее на всех и вся… Он любит лишь искусство и музыку… Из-за таких людей, через таких людей мир двигается дальше.
Не зная его имени, но познав его образ, его чувство сквозь ноты, публика на шаг приблизилась к истинному пониманию мира…
Во всяком случае, такие концерты и делаются для проявления любви. Просто он выразил ее куда более изыскано и тонко… Спасибо, Маэстро!
28.11.12
Свидетельство о публикации №213082201346