Пес

По микрорайону, в луже лапы,
Бродит пес бездомный, пес лохматый.
 Остатки мяса на дне консервы хотя и были вкусными, даже очень вкусными, но, тем не менее, слегка отдавали неприятным духом. Но пес не обращал на это внимание. Он жадно вылавливал с самого дна кусочки мяса. Так жадно, что даже порезал об острый край банки шершавый язык. Но пес словно ничего не почувствовал. И лишь вылизав банку до блеска, смешно поморщился. Неожиданно ему захотелось пить. Вблизи виднелась небольшая лужа. Долго, минут десять, он лакал воду, пока не удовлетворил жажду.
 В желудке чувствовалась приятная тяжесть. Пес оглянулся в поисках такого места, где можно было бы немножко поспать. Возле помойки лежать было нельзя. Потому что приходил человек с метлой в руках, злился, кричал и бил пса метлой. Так было в прошлый раз, когда он так крепко уснул, что не услышал подошедшего дворника, но зато почувствовал неслабый удар метлой. После этого пес всегда спал чутко, реагируя на малейший шорох…
 Вдалеке пес увидел недостроенное здание, возле которого порос высокий бурьян. Радостно оскалившись, он побежал туда. Сейчас было раннее утро, поэтому людей на улице не было. Что было очень для него хорошо. Людей он ненавидел и боялся. Хотя встречались и те, кто предлагал ему кусочек хлеба или даже мяса. Пес медленно подходил, готовый при малейшем движении пуститься наутек, и быстро съедал то, что ему давали. Отходил на несколько шагов назад и ждал. Либо ему давали еще что-то вкусное, либо уходили прочь. Как тогда, оставив пса на вокзале, его Хозяин, его Бог, которого он любил больше всего на свете, ушел. Раз и навсегда. Он целых два месяца жил на вокзале, питаясь объедками и ожидая, что откроется дверь вагона и оттуда выйдет Хозяин, обнимет, будет говорить ласковые слова и гладить по голове. Но нет-Хозяин не вернулся. Он забрал душу пса с собой навсегда, но так и не вернул ее. Из-за этого пес ненавидел людей, в каждом он видел предательство и ждал подвоха.
 Бурьян был высоким и жестким. Пес, тяжело дыша, пробирался дальше и дальше, пока, наконец, не уткнулся носом в стену. Покрутился на месте, примяв немного жесткую траву,  свернулся калачиком и лег. Одышка прошла не полностью. Жизнь на плохом питании давала о себе знать. Но постепенно дыхание успокоилось. Стало ровным и размеренным. Пес закрыл глаза и погрузился в сон. В сон детства…
 Тогда он был еще совсем маленьким лохматым комочком, когда его впервые принесли в квартиру. Боясь издать даже малейший звук, дрожа всем своим маленьким телом, он с опаской смотрел на двуногих великанов. Так их называла его мать. Она говорила, что они  добрые и им можно доверять. Но сейчас щенок забыл обо всех наставлениях матери и лишь затравленно смотрел на великанов.
 - Вот сегодня на рынке щенков из приюта раздавали, - улыбался один, держа щенка в своих огромных ладонях, которые пахли сигаретами и кофе. - Я и подумал – а почему бы нам Димку не порадовать. Он же всегда себе собаку хотел. Пускай. Это полезно - ответственность вырабатываться будет.
 Второй великан стоял, опершись на дверной косяк и чуть нахмурив брови. Так продолжалось несколько секунд, потом, наконец, сказал:
 - Вот пускай сам за ним и убирает!
 - Вера, ну что ты сразу начинаешь? Он же всегда пса хотел, - щенка опустили на пол.
 Веру пес невзлюбил сразу. От нее исходила какая-то жестокость и постоянная раздражительность, которая постепенно захлестывала всю квартиру. Того великана, который щенка сюда принес, он звал Хозяином. Он любил его всем своим собачьим сердцем. И больше всего в жизни любил лежать в ногах у Хозяина, когда тот читал газету или смотрел телевизор.
 Потом в жизни пса появился другой великан, который был намного меньше других великанов. Его звали Димкой. Вернувшись со школы, он увидел в уголке маленький  белый комочек. Радостно взвизгнув, даже не раздеваясь, взял на руки пса. Хозяин,  наблюдая за происходящим, довольно улыбался. Вера поджимала губы и хмурила брови.
 Димка назвал щенка Снежком. За белый, словно первый снег, окрас. Димку пес тоже любил и большую часть дня проводил время с ним.
 Так прошли три года. Снежок превратился в крупного спокойного пса. Димка уже меньше время проводил с ним. Тоже вырос. Но все равно в квартире пса любили. Даже Вера уже не хмурилась при виде Снежка. А иногда угощала вкусными свежими косточками, которые приносила с работы. Но все равно Веру он не любил, а просто привык к ней. Как к громко тикающим часам.
 И неожиданно, как гром среди ясного неба, грянула беда. В один прекрасный день Хозяин долго ругался с Верой, а потом пошел собирать свои вещи в большие чемоданы. Снежок чувствовал, что что-то не так. А потом понял. Верина раздражительность захлестнула всю квартиру. Полностью. Не оставив даже малейшего просвета. И на нем, на Снежке, это должно было как-то отразиться. Но он пока не понимал: как. Но потом все понял. Когда Хозяин защелкнул ошейник и взял поводок в руки. Когда громко хлопнула дверь квартиры. Снежок каким-то шестым чувством понимал, что больше сюда не вернется, и с тоской оглянулся на обшитую дерматином дверь.
 Потом они зашли в метро. Сели на какой-то поезд. Долго ехали. Наконец Хозяин вышел на улицу. В этом районе города Снежок никогда не был. Но он чувствовал: здесь везде витало зло, которое тяжким грузом ложилось на голову. И пес, понурив голову, плелся за Хозяином. Внезапно Хозяин остановился. Поставил чемоданы и присел на корточки. Его руки почему-то тряслись, когда он отстегивал поводок. Наконец: удалось. Снежок преданно смотрел ему в глаза. Хозяин крепко обнял пса и тихонько прошептал:
 - Прости, Снежок, но я не могу тебя взять с собой. Прости…
 И хозяин ушел, но еще долго отдавалось эхом: «Прости…» Пес простил бы все, если бы Хозяин вернулся. Но он так и не вернулся, и никогда уже больше не вернется.
 Снежок проснулся и еще некоторое время лежал, вспоминая те дни, которых уже никогда не будет. Потом резко тряхнул головой, словно сбрасывая с себя груз воспоминаний. Но они никуда не уходили. И будут жить с ним постоянно, до самой смерти.
 Где-то поблизости пес услышал голоса людей, которые спешили на работу. Все куда-то спешат. А вы остановитесь и хоть раз задумайтесь, а что останется потом, когда вы станете старыми и никому не нужными. Но нет. Все живут сегодняшним днем. А так жить нельзя…
 Снежок вздохнул полной грудью, тяжело выдохнул, и неспешно побежал, продираясь сквозь бурьян. Выйдя из бурьяна, Снежок оказался на оживленной дороге. Везде сновали куда-то вечно спешащие люди, ездили автомобили, отравляя воздух выхлопными газами. Пес недовольно фыркнул и свернул в ближайший переулок. Здесь было намного меньше людей и намного тише. Неожиданно пес заметил кусочек недоеденного чебурека. От него исходил приятный запах свежего мяса. Облизнувшись, Снежок, даже толком не успев  прожевать, проглотил чебурек. И побежал дальше.
  Уверенными шагами наступала осень. Ветел гнал по улице желтые листья. И уже было сложнее найти себе теплое место на ночь. Но пока Снежка это особо не беспокоило. Его густая белая шерсть спасала от сильных морозов. Беспокоило другое: зимой сложнее найти себе еду.
 Вдруг впереди Снежок увидел странную троицу. От них тянуло запахом того, что люди называют алкоголем. Этот запах Снежок ненавидел. Не раз пьяные компании бросали в него пустыми бутылками, пытались ловить. И только один Бог знает, что они хотели с ним сделать. Снежок свернул вправо. И перед ним открылся красивый двор нового дома. Деревья слегка скрипели от ветра. Листва кружилась в вальсе осени. На детской площадке было пусто. Только какой-то кот с разорванным ухом зализывал боевые раны, наверное, полученные в схватке за территорию или за подругу. Кот лениво взглянул на Снежка, и как ни в чем не бывало, продолжил свое дело.
 В одном окне подвала было выбито стекло и отсутствовала решетка. Пес взглянул в темноту. Принюхался. Пахло крысами и затхлым воздухом. Сегодня Снежок будет ночевать здесь. А пока надо найти еду. Пометив подвал, он побежал дальше на поиски добрых людей, которые угостят его чем-нибудь вкусным.
 Возле кафе Снежок остановился. Здесь опять же чувствовался запах алкоголя, но, кроме того, и вкусного теплого мяса и булочек. Из десятков вышедших людей только один  обратил на пса внимание. Это был старик, в поношенном пальто. Глубокие морщины прорезали его лицо. Из-под кустистых бровей смотрели тусклые глаза, которые повидали многое в жизни.
 - И кто же тебя здесь оставил? – промолвил он. И добавил: - Подожди минутку!
 Он опять вернулся в кафе, и через некоторое время вышел оттуда с двумя теплыми чебуреками, от которых исходил сводящий с ума запах мяса. Тяжело вздохнув, старик сел прямо на ступеньки, и аккуратно развернув пакет, в котором лежали чебуреки. Положил их подле себя.
 Удивительно, но Снежок не испытывал к этому человеку ни капли страха или недоверия. Он без  опаски подошел к старику, лег у его ног и начал есть чебуреки.
 - И за что тебя на улицу выбросили? - заговорил старик, прикуривая сигарету. - Вот нынче народ пошел. Никаких законов не признают: ни моральных, ни государственных. Как когда-то сказал великий французский  писатель Сент- Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приручили». Вот тот, кто тебя приручил, просто бросил тебя. Интересно: грызет ли его совесть? Вспоминает ли он о тебе? И зачем это нужно было: взять к себе щенка, чтобы через несколько лет выбросить его на улицу?
 Снежок слушал старика, даже забыв о еде. Он так напоминал ему Хозяина! Такой же запах сигарет,  такие же печальные усталые глаза. А может это Хозяин? Может он вернулся в другом обличье? Но стряхнув наваждение, он дальше слушал старика.
 - Повезло тебе, что ошейник остался. Не потерял его нигде. Для тебя он, наверное, как память о тех временах, которые уже никогда не вернуть. Каждый день, каждую секунду напоминает тебе о том, что когда-то было все хорошо.
 Тут старик замолчал. И задумался о чем-то своем:
 - Вот в жизни так всегда: в один прекрасный момент все переворачивается с ног на голову. Кажется, живешь себе спокойно, беды не знаешь. А потом раз – и все. Конец. Я же ведь тоже, можно сказать, бездомный. Когда- то я жил с женой, детьми, внуками. Но потом раз и все оборвалось. Самые близкие люди меня предали. И выбросили на улицу. Но я на них не обижаюсь, и по-прежнему хотел бы увидеться с ними. Погладить по голове внука, рассказать ему сказку. Услышать его смех…
 Пес заметил, как у старика в глазу блеснула слезинка.
 - Хотел бы я взять тебя с собой. Но не могу…
 Старик тяжело поднялся. Снежок понимал, второй раз из его жизни уходит человек, к которому он начал привязываться.
 - Ну, все – прощай, - старик погладил пса по голове. И Снежок вдруг, сам того не сознавая, лизнул его руку.
 Еще долго пес смотрел вслед удаляющейся немного сгорбленной фигуре. А потом почему-то завыл. И почти сразу из кафе выбежала женщина со шваброй в руках.
 - А ну уйди отсюда! – замахнулась она.
 Снежок моментально отпрыгнул в сторону и побежал к «своему» подвалу. Но спать не хотелось совсем, и потому пес снова вылез из подвала на улицу. Было немного холодно. Вдруг где-то совсем недалеко он услышал громкие разрывы петард. От неожиданности слегка дернулся всем телом. Но потом успокоился и побежал дальше.
 Было мало людей. Иногда встречались пьяные компании, которые Снежок старался обходить стороной. Где-то возле мусорки жалобно мяукал кот. Он направился в ту сторону. Там, где мусорка – там и еда. Но, как оказалась, напрасно он так думал. Похоже кот от того и мяукал, что есть здесь было нечего.
 В животе неприятно «заурчало». Поискав, еще немного еду, Снежок понял, что сегодня спать он ляжет голодным. Еще немного потоптавшись на месте, пес направился к своему подвалу. Вдруг впереди он заметил очередную пьяную компанию. Но что-то его заставило остановиться. Запах алкоголя и еще какой-то запах. Знакомый запах. Прям до боли знакомый…
 Снежок остановился и сел на землю. Никуда не хотелось идти. Этот запах гипнотизировал и не давал сдвинуться с места. Через некоторое время компания из пяти человек подошла вплотную. Заметив пса, они остановились. Среди них слышался смех и этот неприятно резкий запах алкоголя. Но пес не обращал на это внимание, а только смотрел на одного из них и втягивал ноздрями воздух. «Димка» - единственная мысль, полыхавшая в его собачьем мозге.
Но Димка, слегка покачиваясь из стороны в сторону, смеялся вместе с остальными.
 - Странный какой-то пес. Не уходит! – пробормотал один из них. У Димки в этот момент зазвонил телефон и он отошел в сторону.
 Голоса Снежок слышал словно в тумане. Он дрожал всем телом от воспоминаний былых времен. Он даже не чувствовал как один из них взял пса за ошейник. Он не слышал, как произнесли:
 - Петарды у нас остались еще? Давай сюда «Черную смерть».
 Снежок не чувствовал, как чья-та рука приклеивает дымящуюся петарду скотчем к нижней челюсти. Он смотрел лишь на Димку, который только закончил говорить по телефону и подошел поближе. В глазах Димка мелькнула искра. Искра понимания и узнавания. И в этот момент Снежок словно очнулся. Он попытался стряхнуть инородный предмет со своей челюсти, но… И вдруг какая-то вспышка, которая остановила время и все звуки. Снежок не понял сам, как вдруг он начал заваливаться на бок.
 Он скорее понял, чем услышал этот родное слово:
 -Снежок!!!
 Димка опустился на колени и обнял пса. Снежок хотел его лизнуть, но почему-то не смог. Наверное, потому, что не было чем... Но он был счастлив...
 Неожиданно пошел мокрый снег. Смешиваясь вместе с кровью и снегом Димкины слезы капали на землю…


Рецензии