Два портрета

    Мира Ходжоян.
 Открывая входную дверь и заходя в нашу  квартиру, непосредственно можно было увидеть два больших  портрета в тёмных рамках, висевших на стене. Эти портреты двух детей, мальчика и девочки, сразу были видны и тем посетителям, кому открывали входную дверь в двухкомнатную квартиру.

 Мне, маленькой девочке, была поведана  печальная история изображённых  на портрете детей: мальчика и девочки. Мальчика звали Связик, девочку  Зоя. Почему Связик? Жили мои родители с сыном и дочкой до нашего с младшим братом  рождения на границе в военной части. Настоящее имя было Серёжа, но в части называли Связик. Мне  Связик и Зоя приходились братом и сестрой, которых, к сожалению, я их не увидела живыми.

 По рассказу мамы, это были дети необычайно умными, смиренными, не похожими на нас с братом . Их в части очень любили и говорили, что такие дети в мире не живут.  Страшно было смотреть мне и на снимки, которые часто доставала мама из папки. Передать словами изображённое на фотографиях тяжело.

  Всё произошло в середине тридцатых годов ХХ века, когда со многими болезнями ещё не могли бороться. Дети заболели коклюшем. В части  на границе не было  условий  и возможностей для  лечения. Состояние, угрожающее для жизни, ухудшалось. Посоветовали везти в ближайший от границы город Баку. Посадили на лошадей больных детей, другого транспорта не было, и под дождём  оправились в город, где уложили их в больницу. Простудившись по дороге, болезнь Зои осложнилась воспалением лёгких. Она умерла. Смерть  трёхлетней сестры удручающе повлияла на болеющего корью впечатлительного  пятилетнего брата. Вслед за Зоей умер Связик. В течение одной недели мама потеряла дочь и сына. Горе родителей не передать словами.

 Я никогда не видела, чтоб папа играл на струнном инструменте кяманче. Оказывается, он пел и играл на инструменте. Но в один  день мама не выдержала  грустное завывание звуков инструмента и разбила его. Немного утешило их горе  рождения брата, после которого через четыре года родилась в год войны я.

 Я папу спрашивала, был ли он на войне. Он всегда отрицал. Но на груди его военной формы блистало много орденов и медалей. Он стоял на защите южных границ Советского Союза. Что может быть ужаснее потери детей?  Связик и Зоя вместе с ним испытывали трудности, когда-то находились на границе рубежей Советского Союза.

Уже во взрослой жизни я посетила могилу  брата и сестры.
На всю жизнь запомнилось, как на меня с двух портретов дома родителей смотрели красивый серьёзный мальчик и улыбающаяся милая девочка.


Рецензии