Умозаключение шестое Нить смыслов

Меня всегда манила экзистенциальная теория. Вот, совершенно не давно начал изучать произведение изумительного психолога и философа Виктора Франкла - "Человек в поиске смысла".
Конечно, знаком я был с ним и раньше, но скорее в "христоматийной форме", будучи еще студентом  педагогического университета, факультета психологии.

Как же поразила точность, лаконичность и, кажется, вечная актуальность мыслей автора, и это при полувековой давности. Естественно, они совершенно не новые, ведь, согласитесь друзья, можно обратиться к Фоме Аквинскому, например, - что автор и делает! Франкл способен консолидировать вокруг себя весь накопленный опыт человеческой мысли, как таковой. Вне пространства и вне времени.

Дочитав две главы, я устроился поудобнее перед окном, ведущим к яблочному саду. Я стал рассуждать: "Мой смысл таков - он есть путь. Цель - конец пути. Иными словами - дойди до конца и есть целеполагание, что неразрывно со смыслом самого пути, достойного его прохождения". Хм.. но пока Франкл не учел еще одного, а как же обстоит дело со смыслом без меня? Я ужаснулся. "Если я и разобрался со смыслом своей жизни, тогда каков он без меня?" Вот здесь Виктор, увлекшись связью смысложизненных ориентаций с ноогенными неврозами и экзистенциальным вакуумом ничего мне не объясняет. Я назвал этот вопрос, как "смысл в смысле", некий эффект матрёшки.

"А смысл без меня... без меня..."  - согласитесь, даже если человек разобрался в смысле своей жизни, она может быть его лишена в контексте общего смысла - жизни как-таковой. Всех людей. - "Смысл без меня - это..." - Я это к тому, что при условии выполнения всех условий для достижения смысла своей жизни, может возникнуть вопрос: ну и что с того? Вот тебя уже нет, и зачем тогда ты жил? Оставить что-то после себя? Не смеши меня. - "Смысл как таковой - есть воля Всевышнего - она и есть Логос. Мы рождены волей Его и по воле Его живем. Придя к Нему - мы завершим свой логос в Его Логосе - свою волю в Его воле, и круг замкнется. Тогда смысл бытия станет неразрывен." - да, я остался христианином, при этом долго не мог понять смысл своей мысли...


Рецензии