Тернистый путь подводника

Содержание

Предисловие
Глава 1. Детство кончается рано
Глава 2. На нелегальном положении
Глава 3. Здравствуй, флот!
Глава 4. Тернистый путь подводника
Глава 5. Командир эсминца «Войков»
Глава 6. Конвойная служба ТОФ
Глава 7. Во главе Отрядов
Глава 8. Длительная «командировка»
Глава 9. Жизнь в неволе
Глава 10. В поисках справедливости
Глава 11. Возвращение домой
Послесловие

Предисловие

Владимир Григорьевич Берестецкий – человек, стоящий у истоков создания Военно-Морского Флота СССР родился 6 (19) марта 1902 года в селе Новая Одесса Херсонского уезда, Херсонской губернии. Отец - Григорий Харитонович, 1858 года рождения работал на заводе «Наваль», а мать - Розалия Моисеевна, 1861 года рождения, была домохозяйкой.

Судьба распорядилась так, что Владимиру Григорьевичу пришлось пройти тяжелое испытание - осужденный по ст. 58-1 «б» сроком на 15 лет ИТЛ, морской офицер не потерял своего человеческого достоинства и сумел выжить в нечеловеческих условиях…

Глава 1.Детство кончается рано

В семье, кроме Владимира, было еще шестеро детей. Жили более, чем скромно - отец работал вначале в Новой Одессе, но зарплата была настолько маленькая, что прокормить семью было невозможно. Поэтому после рождения Владимира он устроился на завод «Наваль» слесарем и через несколько недель забрал семью в Николаев.

Свое короткое детство Владимир провел в Николаеве. Был он не по годам вдумчивым и очень любознательным мальчиком, который с малых лет видел нищету заводских рабочих, богатство и роскошь их хозяев.

Единственным утешением для заводских ребятишек – рыбная ловля и купание в лимане. К сожалению, у детей рабочих, детство было очень коротким. Рабочая биография Владимира началась в восьмилетнем возрасте.

В 1910 году уже работает в мануфактурном магазине, а в 1911 году поступает на работу в типографию, вначале в качестве ученика наборщика, а потом - учеником переплетного дела.
При приеме на работу, хозяин поставил условие – в течение первого года он должен работать за 10 рублей, а на второй год с оплатой 15 рублей в месяц. Таких учеников в типографии было примерно 10 человек и все они работали по 10–12 часов в день.
Хозяин эксплуатировал учеников, как ему вздумается, за малейшее непослушание выгонял с работы, но несмотря на такие жестокие условия, Владимир согласился.
- Хоть и небольшие деньги, но все-таки помощь семье, - подумал он, когда хозяин выставлял свои требования.

Старый переплетчик учил Владимира своей профессии и через месяц ученик уже освоил некоторые операции переплета и его поставили на проволокошвейную машину, которая протыкает пачку отпечатанных листов проволочными скрепками и загибает их концы.
Книги печатают на больших листах бумаги, на которых одновременно отпечатывается 16 различных листов, расположенных в определенном порядке. Этот лист нужно сложить 4 раза вдвое (в типографии говорят «сфальцевать») и сшить двумя скобками, а когда все листы книги будут отпечатаны и сшиты, все эти шестнадцати листовые тетрадки нужно сшить нитками или скобками вместе, приклеить спереди и сзади так называемые форзацы и обрезать кромки с трех сторон. Форзац - это сложенный вдвое чистый лист бумаги, половинку которого нужно приклеить к обложке. Форзац отделяет обложку от заглавного листа. Такая книга будет служить долго…

Работа нравилась Владимиру, но условия труда были тяжелыми, платили жалкие копейки. Эксплуатация детского труда в то время была беспощадной, из общего числа рабочих - 24,6 % составляли дети до 14 лет, а 25,6 % - подростки до 18 лет.

Утомление, сопряженное с трудом на предприятии, было так велико, что, по словам земского врача, подвергшиеся какому-нибудь увечью, засыпали во время операции таким крепким, как бы летаргическим сном, что не нуждались в хлороформе…»

Но с тяжелым, порой каторжным трудом, приходилось мириться… Подобное положение было, практически, на всех предприятиях Николаева.

Продолжение следует


Рецензии