Если б он был султан...
Но начнём по порядку. Сначала – вводная, можно сказать, теоретическая часть статейки. В ней доктор геолого-минералогических наук поведал удивлённой публике, что химический элемент уран (U) никак не может быть примесью – радиоактивным загрязнителем при добыче никеля (Ni), так как никель – 28 элемент в таблице химических элементов Менделеева, а уран – 92.-ой. «Они никак не могут находиться вместе как, например, Юпитер не может находиться вместе с Землёй». В мои школьные годы за такие высказывания даже двойку не ставили – сразу вызывали родителей и угрожали лишением родительских прав за невнимание к учёбе отпрыска.
А ничего, что уран (U) и Торий (Th) являются неотъемлемой составляющей гранитов, некоторых глин и галечно-желваковых фосфоритов? В случае Курской Магнитной Аномалии наблюдается значительное увеличение радиоактивного фона. Так, в горных породах Стойленской свиты фоновое содержание U достигает 60 г/т. Радиационное загрязнение атмосферы в районе КМА способствует наиболее опасному, внутреннему облучению. Свой вклад в радионуклидное загрязнение вносит и радон и его короткоживущие продукты распада
Радиоактивные аэрозоли поступают в воздушную среду при буровзрывных работах в горных выработках, при дроблении руды на обогатительных фабриках, а также при пылении отвалов отработанной породы – так называемых «хвостохранилищ». Успешно участвуют в загрязнении атмосферы радионуклидами производства, занимающиеся обжигом руды или её окомкованием. Уникальную радиоактивную аномалию с 3000мкР/ч при норме 12-16 мкР/ч обнаружили на свалке фильтров плавильных печей ГП «Невскгеология».
Такие вот изумительные открытия совершил ведущий геолог Воронежского Государственного Университета!
К числу замечательных закрытий, совершённых г-ном Чернышовым, необходимо отнести полное и окончательное закрытие темы о вреде никеля и его соединений для здоровья человека. Аргумент сильный – мол, денежная мелочь содержит изрядное количество никеля – и ничего.
Попробуем разубедить геохимика на примере его любимой платины. Платина в виде металла не представляет никакой опасности для человека – хоть в борщ её клади. А вот соединения платины, например, H2(PtCl6) и ее соли, находясь в виде пыли в воздухе, вызывают платиноз (заболевание дыхательных путей) и аллергию кожи.
К нашему глубокому сожалению, никель – металл очень ядовитый. Даже в виде элементарного металла. Недаром его название переводится со старонемецкого как «чертёнок». Никель и его соединения с различными неорганическими и органическими веществами «наградят» жителей в радиусе 100 км онкологическими, аллергическими, легочными, а в перспективе и генетическими заболеваниями.
Уважаемые сограждане! Не стоит так уж расстраиваться! Счастливое никелевое завтра уже близко. Стоит только выполнить два-три простейших условия никеледобычи, предложенные заведующим кафедрой минералогии и петрографии Воронежского Госуниверситета. Н.М. Чернышовым. Рассмотрим же эти спасительные предложения!
, Господин учёный нам сообщил, что никель открытым способом, путём буро-взрывных работ, добывать не будут. Будут бурить скважину на глубину 2 километра. Можно подумать, что такая шахта будет совершенно безопасным и беспроблемным производством. Но это не соответствует истине!
К сведению читателей, на всех территориях, где проводится добыча полезных ископаемых как открытым, так и шахтным способом, образуются воронки депрессии. Так называются территории, водоносные горизонты которых резко ушли вниз, а то и вовсе пересохли.
Чтобы избежать развития депрессионной воронки,член-корреспондент предлагает заморозить всю толщу осадочных пород, а это 300-400 м, вместе с шестью водоносными горизонтами. Заморозить можно с помощью жидкого азота. Такой метод применяется при прокладке тоннелей через насыщенные водой грунты. Так пытались строить Северомуйский тоннель на БАМе. К чему это привело – хорошо известно. Заморозка не удержала грунтовые воды и песчаные плавуны. Произошло катастрофическое обрушение тоннеля . Погибли люди – 56 человек по официальным данным. Остаётся только напомнить, что тоннель был всё-таки горизонтальной выработкой с небольшим, по сравнению с шахтой, диаметром.
Но даже в случае Северомуйского тоннеля заморозку планировали производить только до окончания проходки. После проходки стены тоннеля укрепляли старым казачьим способом - железобетоном. Заморозку прекращают – это страшно дорогая процедура. А тут нам предлагают заморозить огромный столб земной толщи на всё время работы шахты, а также на всё время её ликвидации – засыпки переработанной породой. Тут придётся строить огромный завод по производству жидкого азота. А рядом – огромный бетонный завод, который будет мешать бетон из полужидкой грязи – того, что останется после флотации – промывки руды. А вода-то из водоносных горизонтов дырочку найдёт. Дырочка-то глубиной 2 километра! Так что водоносные горизонты всё равно схлопнутся – рано или чуть позже. А кто, скажите пожалуйста, за эти дополнительные «свечные/бетонные/азотные заводики» заплатит? И какова будет себестоимость никеля? Никель сейчас на мировых рынках стоит всего15-17 тыс дол. за тонну. Это знают даже бабушки на лавочке в Новохопёрском районе.. Но маститому учёному никак не удаётся забыть цены 2007 -2008 годов - 54 тысячи дол. за тонну. Да, были раки и по рублю. Но вчера. Сегодняшняя цена на никель ставит на грань разорения даже Норникель. А ведь Норильск стоит на двухкилометровой толще вечной мерзлоты.и обходится без «свечных заводиков».
Ещё одной оригинальной и новаторской идеей маститого прожектёра стало предложение рыть шахту не сверху вниз, постепенно выбирая руду и укрепляя стены выработки, а снизу вверх, подавая руду с нижних горизонтов месторождения через дублирующую вспомогательную шахту. С глубины 1.5-2 км! В сейсмически неустойчивом Новохопёрском районе, в зоне геотектонического разлома! Видимо, работать в этой душегубке будут исключительно беспилотники и прочие роботы. Их-то совсем не жалко!
Жаль, что должность Главы Координационного совета позволяет строить только воздушные замки, да рисовать вилами по воде. Никаких конкретных обоснований своим наполеоновским проектам Координационный совет до сих пор общественности не предъявил. Да и откуда бы им взяться, этим конкретным проектам, если компания-инвестор , УГМК, предоставила «координаторам» всего один листок бумаги, где от руки нарисована какая-то нереальная воронка в земле. Поскольку подписи под этим шедевром нет, можно гадать хоть до утра – что это? Где тут собака порылась?
Будь Н.М.Чернышов султаном, он бы показал нам небо в алмазах!
Но «султаном-олигархом» у нас работает патриот России из Бухары Искандер Кахрамонович Махмудов, окончивший Ташкентский университет по специальности «арабистика». Замечен в трудах праведных в Узбекистане, Казахстане, Москве - в тесном контакте с известными бизнесменами братьями Черными, из коих один с лета 2009 года числится в международном уголовном розыске.
Перед моими глазами встаёт картина – сидит себе султан Махмудов, щербет кушает, никого не трогает. Как вдруг приносят ему газету «Вести», где написано: «УГМК говорит о добыче медно-никелевой руды сверху вниз, а мы (господа Чернышов и Эдингтон – прим авт) – снизу вверх. Думаю, мы предлагаем наиболее правильный способ».
Вах! Предлагают они! #Чернышовтыктотакойдавайдосвидания!
Послесловие.
Эта статья была написана в сентябре 2012 года. Прошёл год, г-н Чернышов продолжает твердить одни и те же благоглупости по поводу абсолютно разорительных и никем не используемых методов «безопасной» добычи и переработки руд цветных металлов. Никаких конкретных проектов, расчётов, схем, чертежей, экономических обоснований г-н Чернышов и его единомышленники до сих пор не предъявили общественности.
Но и УГМК тоже не торопится предоставить необходимые проектные документы. Более того, эта компания с огромным энтузиазмом взяла на вооружение ненаучную фантастику, исходящую из уст сказочника-академика. Видимо, своим умом они бы до такой хлестаковщины не додумались. Так что дала я маху, не оценила стратегию и тактику бухарских никеледобытчиков! #Чернышовдорогойдавайасалямалейкум!
Свидетельство о публикации №213082201825