Т. Гумбатова Киевская лютеранская община
« Не Церковь определяет, что есть Библия,
а Библия определяет, что есть Церковь». Мартин Лютер
История Киевской лютеранской общины и Евангелическо-лютеранской церкви Св. Екатерины к настоящему времени достаточно полно освещена. Первые сведения принадлежат почтенному доктору и путешественнику Иоганну Якобу Лерхе в 1790 году (1). В 1820 году есть упоминание о церкви в описании Киева(2). Пользуясь архивом лютеранской церкви профессор Киевского Университета Александр Карлович Деллен в 1857 году написал небольшую брошюру (3). Почетный член Московского археологического общества священник отец Павел Троицкий перевел ее, дополнил некоторыми сведениями и опубликовал(4).
Обстоятельное повествование о происхождении лютеранской церковной общины и постройке церкви в Киеве представил Николай Васильевич Закревский в 1858 году в изданном в Москве сочинении «Летопись и описание г. Киева». Оно послужило основанием для издания в 1868 году подробной и непревзойденной никем до настоящего времени прекрасной книги «Описание Киева» (5). Его труды были оценены в советское время и в 1983 году в честь Николая Закревского была названа в Киеве улица на Троещине. В 1865 году была публикация об общине Похилевича (6). По утверждению Закревского, он списал все у него, а сослался на немецкие источники. Так бывает и сейчас…
В 1882 году Н.Н.Неезе издал книгу на немецком языке (7), которая была основана на документах церковного архива (доступных не для всех! ) и содержала много фактов (о числе и составе общины, о причастиях, бракосочетаниях, погребениях, количестве пожертвований, расходах общины и пр.) В 1883 году он опубликовал отчет с некоторыми статистическими сведениями о работе лютеранской общины(8).
Своей откровенностью книга Неезе привлекла внимание. Один инженер, обозначив себя как »инж. Н. Др-во», постарался довести ее содержание до более широкого круга людей, интересующихся историей религий. Он перевел книгу и опубликовал свое мнение в 1883 году в Трудах Киевской Духовной Академии (9). Отдельный оттиск своей статьи он счел необходимым прислать историку, преподавателю истории православной русской церкви, учредителю Киевского Славянского Благотворительного общества, члену строительного комитета Владимирского собора в Киеве профессору Ивану Игнатьевичу Малышевскому (1828-1897). Статья с личной подписью автора находится в книге «Митрополиты и эпископы при Св. Владимире», опубликованной в Киеве в 1888 году. Не обошел своим вниманием церковь и составитель путеводителей по Киеву А.Г.Бублик(10).
В наше время история общины и церкви представлена в работах В.Рожановского (11), Т.Терешиной (12), на официальном сайте Евангелическо-лютеранской церкви (13), в книге, выпущенной к 240- летнему юбилею церкви (14), статьях В. Ковалинского (15), Т. Гумбатовой (16,17) и др.
В перечисленных выше работах достаточно подробно представлены даты и важные события, имеющие исторические значения. Но только Н.Н.Неезе оживил свое изложение разнообразными личными сведениям и пояснениями. Активный участник жизни лютеранской общины, состоявший много лет в ее руководстве (член Церковного совета), он с полным беспристрастием отнесся к описываемым лицам и реальным событиям. У меня, прежде всего, вызвал интерес описание внутренней жизни общины, разнообразные личные сведения и пояснения к ним. Этой стороне жизни и будет посвящено мое сообщение.
В древние времена все вероисповедания были терпимы Киевскими князьями. Число иностранцев в Киеве значительно увеличилось при польском владычестве над городом. Потом русские цари ограничили права иноверцев, но терпели…
Киевская лютеранская община получила свое начало благодаря религиозности аптекаря Георга Фридриха Бунге, который поселился в Киеве в 1760 году. В 1765 году он пригласил для своих детей ( на то время у него было шестеро, а всего- 12 ) домашним учителем Христофора Лебрехта Граля. Молодой человек 24 лет, уроженец Саксонии,окончил Лейпцигский университет и получил диплом «доктора светской мудрости и магистра свободных искусств». Он проявил себя как солидный и в высшей степени религиозный человек. В 1767 году Бунге, из-за уважения к учености Граля, к его религиозному настроению и в силу особого расположения (несмотря на то, что тот не имел теологического образования) поручил ему совершать богослужения и исполнять церковные требы.
1 августа 1767 г состоялось первое богослужение. Первый год в общине было не более 20 человек. Граль отправлял богослужения по старинному Саксонскому требнику, совершал церковные требы и записывал в метрические книги когда и над кем совершались священнодействия, от кого и какие он получал пожертвования и пр. Часть денег шла на богослужебные дела(покупка сосудов, покров и прочих церковных принадлежностей. Остальные откладывались на строительство кирхи. Книги хранились в архиве лютеранской церкви, на что указывал Лерхе в 1791 году.
Надо отметить, что в лютеранской общине вопросы сбора пожертвований и контроля над их расходованиями всегда были принципиально важны, так как от этого на прямую зависела вся ее жизнь. За экономические вопросы общины отвечал Христиан Мюллер.
1770 год стал знаменательным для Граля: он женился на дочери аптекаря - Анне-Доротее Бунге и был официально властью признан пастором общины. Его доход составлял 200 руб.
По данным Лерхе в этом году в общине было уже 100 человек, среди них семейство Бунге и ремесленники (портной, парикмахер, шорник, мясник, булочник, гувернер, садовник, повар, кучер, горничная, купец и пр.), постоянно проживавшие в городе. Среди них были не только немцы. 50% членов общины принадлежали к военному сословию. Это было связано с тем, что в городе, который имел важное стратегическое значение по отношению к Польше и Турции, были сосредоточены значительные военные силы.
В 1787 году Е.И.Величество Екатерина II во время пребывания в Киеве назначила пастору Гралю от казны ежемесячное жалование в 300руб.а.с. Такое внимание Императрицы объяснялось тем, что она очень высоко ценила стратегическое и торговое значение Киева и старалась привлечь сюда купцов и разного рода ремесленников.
Пастор Граль стал обслуживать лютеран Киевской, Черниговской, Полтавской и Каменец- Подольской губерний. В Переяславе он крестил сына князя Витгенштейна - Людвига Адольфа Петра Сайн-Витгенштейна, который позже стал фельдмаршалом и в войне 1812 года защищал Ригу и Санкт-Петербург. В течение пятнадцати лет в лютеранской общине состояли 14 членов семьи балтийского графа, князя ,барона, действительного русского императорского камергера- Иоганна Густова фон Остен- Сакен.
С общиной в том или ином статусе были связаны : фельдмаршал , граф Левин Август фон Беннигсен , генерал Карл Вильгельм фон Toль , генерал Карл Густав фон Сиверс, князья Долгорукие, Дашков, Вяземский , Трубецкой и др. Патроном (попечителем) общины был генерал Отто Гених фон Ливен, церковным старостой до своей кончины в 1792 году - аптекарь Георг-Франц Бунге.
Пастор Граль также крестил и хоронил католиков и армян. Это было связано с тем, что еще в 1686 году римско-католическое и армянское духовенства было изгнано из города Киева.
К 1794 году путем подписки( в которой принимали участие также русские и поляки) были собраны деньги, куплен участок земли и построена на Подоле первая деревянная кирха, которая при освящении в 1795 году получила имя Св.Екатерины. Как объяснил позже Подольский пастор Иоанн Христофор Ресснер (проживал в Махновке), это было сделано не в честь Св. Екатерины, а с благодарностью Е.И.В. Екатерине II, при которой было получено разрешение на строительство кирхи и назначен казенный оклад пастору.
30 марта 1799 году на 57 году жизни пастор Граль умер и был похоронен зятем, пастором Ресснером. В своей прощальной речи он сказал, что «память о пасторе Грале должна постоянно оставаться в благословенных воспоминаниях и его прах дорог каждому другу религии Иисуса».
До назначения нового пастора пастор Ресснер отправлял все требы в Киеве. В ноябре 1799 года пастором общины стал Вильгельм Фердинанд Бауэршмидт. Уроженец Ганновера, он по окончании воспитания прибыл в Лифляндию домашним учителем в семью генерала К.Сиверс. Затем он был вызван в Петербург и юстиц-коллегия назначила его в Киев. Вместе с ним прибыло еще несколько семейств ремесленников, которые селились на Печерске, где их промыслы находили большее применение. Но это было далеко от Подола, осенью и весной в дождливую погоду было трудно туда выбираться. Тогда генерал Бухгольц даже предложил перенести деревянную церковь за свой счет на Печерск, но не получил согласия прихожан.
Пастор Бауэршмидт получал, кроме 300 руб. казенных, столько же от общины и около 200 руб. на квартиру. В 1806 году он получал жалование 600 руб., что было связано с падением курса российских ассигнований.
В это время была создана церковная структура- Церковный Совет, в состав которого входили попечитель кирхи, церковный старшина (Kirchenаlteste) и два церковных старосты(Kirchenvorsteher). Попечителем стал генерал Киевской крепости, генерал- майор Александр Осипович Массе. Он был католиком, но из-за любви к жене-лютеранке с особой ревностью поддерживал интересы лютеранской общины. Церковным старшиной в 1801-1803 годах был военный губернатор генерал фон Fenschaw, в 1803-1806 годах- Paul von B;sac, в 1806 году - сын Георга-Франца, аптекарь Фридрих Бунге (1760-1828). В церковные старосты избирались на неопределенный срок уважаемые люди из сословий ремесленников. Так, с 1810 года членами церковного совета был Иоган Юст Карл и сапожник из Данцига Иоганн Эммануил Бергер.
Пастор Бауэршмидт страдал чесоткой и редко совершал служения. Он мало заботился об отчетах и метрических книгах. На то время сохранилась только тетрадь »Kirchen –Tabellen », в которой он делился заметками о рождении, браке и смерти. Главным источником дохода в общине был катафалк. Он был единственным в городе и поэтому им пользовались религиозные сообщества других вероисповеданий. Стоимость его использования на один раз колебалась от 20 до 80 рублей, в зависимости от принадлежностей погребальных церемоний.
26 марта 1810 года на 44 году жизни и на 11 году служения пастор Бауэршмидт умер. И опять пастор Ресснер совершал требы и вел церковные книги.
В феврале 1811 года в общине было 318 человек (162 муж. и 156 жен.) Это были, в основном, ремесленники. Кроме того, 49- госслужащих (военные), 51- на гражданской службе, 28- представляли ученое сословие, 15 купцов, 13 художников и фабрикантов. Только двое работали в домах.
Во время страшного пожара на Подоле 9 - 11 июля 1811 г. деревянная кирха сгорела. Нужно было все начинать с начала.
С 14 марта 1812 года пастором общины стал Юст Фрид Эйсманн. Он родился в герцогстве Саксен –Кобургском, в городе Родах, воспитывался в Кобургской академической гимназии, затем -в Иенском университете. В 1791 году имел должность проповедника и со званием сеньора Восточной Галиции был направлен в Киев. Это был энергичный человек, чья деятельность, безусловно, содействовала успешному развитию лютеранской общины в Киеве. Семь с половиной месяца он проводил богослужения на Ивановской улице в доме отставного генерал-майора Дмитрия Бегичева, который уступил даром несколько комнат.
Это были тяжелое время, как для России, так и для Киева. В кассе общины было всего 400 руб. Благодаря заботливости пастора Эйсманна и ходатайств Киевского коменданта А.О.Массе, гражданского губернатора Александра Львовича Десанти и др., лютеранской общине было выделено 5500 кв.саж. для постройки новой кирхи. По одним сведениям землю отвели «даром», по- другим, община уплатила 165 руб. Участок в Липках, близ Прозоровской башни, окруженный рвом и обсаженный деревьями, в то время был не застроен и находился приблизительно на одинаковом расстоянии от Подола и Печерска. Но денег на строительство каменной церкви было недостаточно. Церковные старосты Эммануил Бергер, Генрих Цитен и Юст Карл взяли 10 тыс.руб. в долг, заложив свои дома. Решили опять строить деревянную кирху на 150 человек (с тем, чтобы потом ее превратить в школу) и деревянный дом для пастора.
25 июня 1812 года был положен первый камень, а 1 декабря 1812 г. пастор Эйсманн торжественно освятил временную деревянную кирху. Главной фигурой в общине оставался пастор Эйсманн. Он был усерден и аккуратен в своей должности, одновременно совмещая ее с должностями кистера и кантора. На богослужениях он первым начинал общественное пение. Пастор завел особую книжку, где записывал протоколы церковного совета и церковную хронику, имел свой церковный фонд за счет погребального катафалка, который нанимали, и католики, и православные.
В 1823 году церковным старшиной был камергер, граф Остен-Сакен. Он пожертвовал общине 1000 руб. а.с. .
В 1832 г. царь Николай І утвердил устав Евангелическо-Лютеранской Церкви в Российской империи и унифицировал подготовку пасторов в духовных заведениях г. Тарту (Эстония) и Германии. Согласно новым законоположениям изменился церковный строй, имеющий обязательную силу для всех лютеранских общин России.
10 декабря 1837 году в наемном помещении была открыта лютеранская школа. Но состоятельные лица не хотели, чтобы их дети учились с детьми ремесленников и обучали их в русской гимназии, которая в 1812 году была открыта в Липках.
В 1835 году после открытия в 1834 году Киевского Университета в общине появились ученые из остзейских немцев. Среди них были Иоганн Яковлевич Нейкирх, Бессер, Рудольф Эрнестович Траутфеттер (директор Императорского ботанического сада), Г. Траутфеттер, Карл Федорович Кесслер, Эдуард Вильгельмович Мерц, Беккер, Александр Петрович Вальтер(1817-1889), Юлий Иванович Мацон, Христиан Яковлевич фон Гюббенет, Фридрих Фридрихович Меринг(1822-1887), Цильтерн, Эрнст Августович Кнорр, Вильгельм Краузе, Фальберг, Эрнест Карлович Гофман ,Гохгут и др. К , сожалению, это не увеличило количество верующих на богослужениях. Число присутствующих ограничивалось иногда 6-7 человеками, что приводило к уменьшению церковных доходов.
Пастор Эйсман был искренне предан делу, но его очень огорчало охлаждение у прихожан усердия к богослужениям. Человек эмоциональный, он мог позволить себе резкость и грубость в общении. Допускал бесцеремонность. Профессорское сословие не хотело мириться с таким поведением, и выражало недовольство пастором и другими членами общины, в том числе попечитель учебного округа Егор Федорович фон Брадке. Конфликт зашел далеко. Была написана жалоба Киевскому генерал-губернатору Д.М. Бибикову, который имел большие полномочия. Тот даже пригрозил пастору Эйсману в 1838 году отставкой, если он сам не откажется от своей должности. Но угрозу свою не исполнил.
С 1840 года пастор Ейсман предпринимал меры к постройке новой каменной церкви, но средств не было. Ходатайство общины через высокопоставленных лиц перед Николаем 1 не имело успеха. Безуспешной была попытка через лютеранина-камердинера барона Остен-Сакен склонить наследника престола Александра Николаевича в пользу этого предприятия. Община даже не получила разрешения для открытия подписки в пределах России. Только ограничились сбором среди собственных членов и просьбами к некоторым лицам в других немецких колониях, известных своей религиозностью и обладающих материальными средствами. На этот раз помогали лютеране Петербурга, Финляндии, Архангельска, Екатеринбурга и др. Возникали и курьезы. Так, обер- секретарь Рижской консистории , собрав в Лифляндии и Курляндии деньги, отказался выслать их в Киев. Эйсману пришлось писать официальную жалобу, после чего тот отдал, но при этом 417 руб. удержал в свою пользу »за труды и издержки».
В 1842 году лютеранская община отпраздновала 50-летний юбилей служения пастора Эйсмана. В январе 1843 года, исходатайствовав себе пенсию в 2000 руб., Эйсман освободил пасторский дом и ушел на покой. Но отдыхал всего три года - 10 июня 1846 года на 78 году жизни он скончался. В 1888 году его внук Густав И. Эйсман стал Городским Головой Киева.
К 1843 году община увеличилась до 354 человек. Такое же количество было и вне Киева. Изменился и качественный состав членов, большая их часть принадлежала к купеческо-торговому классу. Членами были люди и других национальностей: евреи, русские, латыши и пр.
31 января 1846 года новым пастором стал Иоганн Готфрид Абель из Лифляндии . Он окончил Дерптский университет и с 1828 г. был дивизионным пастором в Новгороде, а потом в Олонецке. Община не особенно дружелюбно его встретила. Согласно уставу и традициям лютеранской церкви община имеет право избирать себе пастора(хотя эти притязания не имеют успеха до сих пор) и были недовольны тем, что произошло назначение. Но благодаря своему умению благожелательно обходится с людьми и самому строгому отношению к своим обязанностям, пастор Абель вскоре приобрел любовь и уважение членов общины.
Подобно пастору Эйсман, его обеспокоило нравственное состояние общины. Периодически вспыхивали личностные конфликты. Среди членов обнаружилась чрезмерная склонность к спиртным напиткам. Было установлено, что в течение 24 лет было 20 случаев развода, в течение 5 лет - восемь случаев присуждение к церковному покаянию за противозаконные связи. Число незаконнорожденных с 1850 по 1858 год достигло 10 человек. Почти ежегодно встречались случаи самоубийств и это притом, что каждый желающий мог найти себе работу и условия для получения заработка были вполне благоприятны.
В сентябре 1850 года церковным старшиной был избран командир Киевского инженерного округа генерал-лейтенант Отто фон Фрейман. Количество членов в общине с 1843 до 1853 года увеличилось до 853 человек (из них в Киеве жили 625). Пастору удалось в 1850 году учредить в м. Смелом особый пасторат, куда были причислены уезды Чигиринский, Черкасский, и Каневский. В 1858 году все они были причислены к Полтавскому пасторату.
Для общины, получившей такое приращение, в деревянной церкви стало тесно. Немало труда составило получение разрешения для постройки. Прошение проходило множество разных инстанций. И только 5 марта 1855 году при содействии влиятельных столичных единоверцев оно было получено.
И опять начались сборы денег на постройку каменной церкви. В 1854 году возникло «Общество пения» (с 1905 г. - «Киевское немецкое общество»), которое имело свой хор и оркестр, состоящий из любителей. Для увеличения церковных средств община не пренебрегала устройством маскарадов и лотереи. За короткое время было собрано 5200 руб. серебром.
19 июля 1855 г. был заложен слева от деревянной кирхи первый камень, а 4 августа 1857 года состоялось освящение красивой каменной церкви, которая сохранилась до сих пор. Строительство обошлось в 25, 56 тыс.руб, собранных благодаря щедрости благотворительности членов киевской и др. лютеранских общин России и тому единодушию, что связывало их между собой.
Отчет о получении и расходовании пожертвований тогда не распространяли путем печати. Это приводило к тому, что некоторые лица подозрительно относились к правильности расходования церковных денег и выражали недоверие. В частности, к В. Краузе, одному из главных деятелей при строительстве кирхи.
В конце января 1859 года пастор Абель заболел воспалением лёгких и умер 5 февраля, в возрасте 58. В 1859 году на его место был назначен воспитанник Дерптского университета Александр- Ф. Э. Свенсон. По отзыву Н. Неезе, пастор был человеком феноменальным. Он обладал приятной наружностью и отличался необычайной любезностью обращения, живостью, прямотой, высоким благородством и блестящим красноречием. Поэтому с первых дней своего служения он приобрел всеобщую симпатию.
В лютеранской церкви центральное место в богослужение занимает проповедь пастора, которая может оказывать огромное воздействие на умы и души людей. По утверждению Неезе, слушать проповеди пастора Свенсона часто приходили слушать люди других вероисповеданий ! Для этого даже пришлось устроить несколько новых скамеек в церкви. Чтобы предоставить возможность лицам, делающим крупные пожертвования и, с особым усердием, посещающим кирху, была введена плата за определенные места. Это увеличило ежегодный доход с 200 до 450 руб.
В 1861 году для помощи бедным было организовано Дамское благотворительное общество (Frauenverein), которое часто проводило благотворительные вечера и лотереи, в которых разыгрывались исключительно пожертвованные вещи ( в основном, женские ручные работы). В 1864 году построили школу, нижняя часть была каменная, верхняя- деревянная. В школе было три учителя , в 1870 году- 9. С 1865 по 1873 год пастор Свенсон одновременно был лектором немецкого языка.
До 1870 года пожертвования собирали церковные старосты, которые ходили по квартирам и домам прихожан и иногда подвергались разным неприятностям. Некоторые члены общины подозревали их в личном использовании собираемых денег, высказывали резкие замечания, отказывали в грубой форме и т.п. Так, к одному высокопоставленному лицу староста ходил 18 раз, чтобы получить 1 руб.! Другой генерал вышвырнул его за дверь. Был случай, когда хозяин поколотил слугу за то, что тот впустил в дом. Одна богатая дама хотела дать фальшивый десятирублевый кредитный билет, требуя 7 руб. сдачи, и т.п. Все это привело к отказу старост ходить по домам. Тогда решили, что сбор денег в домах это удобней делать кистеру( K;ster).
Краткий отчет о расходах церковных сумм ежегодно прочитывался в церкви после богослужения в последнее воскресенье года либо после первого богослужения нового года. Но с 1873 года вошло в правило рассылать членам общины печатный отчет. На то время в общине было 860 членов. С 1874 года при общине стала работать воскресная школа.
После 14 лет работы в Киеве оказалось, что пастор Свенсон уже давно был очень болен. Он умер 28 ноября 1873 года, доживши лишь до 44 лет.
Начиная с сентября 1873 года, заболевшего пастора замещал пастор Фридрих-Вильгельм Вазем. В 1873-86 годах пастор одновременно преподавал Закон Божий лютеранам во всех киевских гимназиях, Институте благородных девиц и Кадетском корпусе.
В 1874 году в киевской общине насчитывалось 2736 лютеран, из них 2330 немцев(при общем населении в Киеве- 127.5 тыс.человек). Пастор посещал немецкие колонии: Фридрихвальд, Вильгельмвальд, Иозефовку, Павлиновку, Еленовку, Строевку, Романсдорф (Долина), Русановку, Цапки, Грюнталь, а также местечки Коростышев, Миргород, Белую церковь и др. В лютеранской общине было много образованных и известных людей: Карл и Валериан Гирш, Николай Ренненкамфт, Дагобер Траутфеттер, Людвиг Даутер, Эм.Абель и др.
В 1878 году в Церковный совет общины входили: пастор Вазем , Гессельбайн( Hesselbein), Мартин Хейбель (Маrtin Heubel), Каппельхоф (Kappelhof), И.Марр(J. Marr), Н.Неезе(N.Neese) , Н.Клюгкист( N.Klugkist) и Ланге( Lange).
В 1881 году по случаю 25 -летия вступления на престол Императора Александра II началась постройка обширного каменного дома для бедных «Александровский приют» ,который был освящен в 1882 году. Этим событием заканчивает свои воспоминания о лютеранской общине Н.Н.Неезе - 25 марта 1889 года он тихо отошел в мир иной. К, сожалению, он не оставил никаких сведений о пасторе Ваземе, который похоронил его и проработал в общине до 1911 года.
19 октября 1887 года после тяжелой и продолжительной болезни скончался Почетный член и заслуженный профессор университета Св. Владимира, тайный советник Ф.Ф.Меринг. Провести его в последний путь пришли около ста тысяч киевлян. Крещатик и прилегающие улицы были заполнены народом. 21 октября в кирхе на Лютеранской улице его отпевал пастор Вазем, при участии православных священников и раввина. Так выразили киевляне свою безграничную любовь
к врачу-лютеранину, который всегда приходил на помощь и был доступным для людей разных вероисповеданий и национальностей. 22 октября Ф.Ф.Меринг был похоронен на Аскольдовой могиле.
История лютеранской общины имеет продолжение. Для существования общины важно осознать, что она была создана благодаря тесному единению членов общины между собой , неутомимой энергии, настойчивости, преданности ее Пасторов и глубокой Христианской Веры.
In Namen des Vaters, Gottes des Sohnes und Gottes des
Heiliger Geistes!
Литература.
1. Лерхе Иоганн Якоб. История жизни и путешествий. Галле , 1791 г .
Lerche J. Lebens- und Reise- Geschichte von ihm selbst beschrieben. Halle, 1791.
2. Краткое описание Киева. С-Петербург,1820 г.
3. Dellen A.К. Kurze nachrichten ;der die evangelisch-luterische Gemeinde in Kiew. Dorpat, 1857.
4. Троицкий Павел, «Киевские епархиальные ведомости» , 1868, №1 и №2
5. Закревский Н.В. Описании Киева, Т.1, Москва, Типография Б.Грачева у Пречистинских ворот ,1868 г.
6. Похилевич. Киевские губернские ведомости ,1865 ,313.
7. von Nicolaus Neese. Geschichte der Evangelisch-Lutherischen Kirche und Gemeinde in Kiew, Bundruckerei von E. Kehrer, Wladimirstrasse, Haus Setov, 1882.
8. Neese N. Rechenschaft der Kirchenverwaltung der Evangelisch-Lutherischen Gemeinde in Kiev fur das Jahr ,1878. Труды Киевской Духовной Академии, Киев, 1883 ,апрель.
9. Н. Др-во, ин. Из истории евангелическо-лютеранской церкви и общины в Киеве. Труды Киевской Духовной Академии, Киев, 1883 ,апрель.
10.Бублик Г. Д. Путеводитель по Киеву и его окрестностях с адресным планом и видами г.Киева. 1888 г.
11.Рожановский Виктор. Лютеране в Киеве. «Зеркало недели. Украина»,1996, 06 сентября, http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/lyuterane_v_kieve.html
12.Терешина Татьяна. F;rche dich hicht, du kleine Herde. Die Geschichte der evangelisch-luterischen Gemeinde in Kiew. In: Festschrift zur Wiedereinweihung der Kirche. M;nchen, 2000.
13. Наша Церковь. http://www.katharina.kiev.ua/RU/index-3.html#Vorwort
14. Киев.Церковь св.Екатерины, под ред. Г.Терешиной и Клауса Юрген Р;пке, Киев-Мюнхен, 2000.
15. Ковалинский Виталий. Церковь на Лютеранской. Еженедельник 2000, в. №34 (618) 23.VIII.2012, http://2000.net.ua/weekend/gorod-sobytija/khronograf/82604
16. Тамара Гумбатова. Евангелическо-лютеранская церковь в Киеве.
http://www.proza.ru/2013/01/24/1067
17. Т. Гумбатова. Николай Николаевич Неезе. http://www.proza.ru/2013/05/06/60.
18.Академические списки Императорского Университета им.Св.Владимира. Киев,1884.
Свидетельство о публикации №213082202103