Горлышко

Когда Александр Ионович зашёл к брату своей возлюбленной, чтобы забрать альбом с фотографиями предков и фамильное дерево, в квартире находилось двое, но ни один из них не был искомым братом. Взаимопредставление показало, что эти двое - друзья брата, молчаливые на первый взгляд люди в спортивных костюмах, зовущие друг друга не иначе как Стас и Павлик. Поспешно принятое решение подождать через минуту обернулось напряжённым молчанием, и Александр Ионович, будучи человеком увлечённым, решил не то поразмышлять вслух, не то доверить общественности мысли, занимавшие его в предшествующие моменты жизни.
- Давайте, чтобы скучно не было и философского интереса для, я вам на суд представлю кое-какие фактики, преположеньица?
- На суд? - Стас с Павликом переглянулись и настороженно встали с кресел.
- Друзья! На ваш суд, суждение, оценку.
- Валяй, дядя.
Александр Ионович присел на массивный диван, сохранившийся с середины прошлого века. Диван хрустнул и слегка зашипел. Стас с Павликом переглянулись, и в массивной стеклянной люстре от сквозняка натянулась паутина.
- Значит, так. Мы с вами живём в мире, полном неожиданностей, странностей...
- Непоняток... - догадливо протянул Стас, теребя перстень на толстом изуродованном широкими шрамами пальце.
- ...странностей и случайностей. Что же это? Случайности? Далеко не всегда, списывая что-либо на случай, мы имеем на это все основания. Гораздо чаще случайность не является таковой в полной мере. Например, то, что брошенная игральная кость упадёт на цифре 6 - для нас как бы случайность, но в реальности выпадению этой цифры предшествовал бросок определённой силы в определённую сторону и закручивающий кость определённым образом. К этому обстоятельству необходимо присовокупить аэродинамические характеристики конкретной кости, плотность и температуру воздушной среды, упругость и гладкость материала стола, а также менее существенные факторы. Целый набор определённых значений всех этих факторов и даёт, в конечном счёте, выпадение именно цифры 6 и никакой иной.
- Это и с картами такая лабуда, дядя? - Стас энергично провёл рукой по складкам лысой, немного разноцветной, слегка напоминающей гниющий фрукт, головы. Павлик озадаченно задёргал шеей, усиливая её сходство с рифлёным шлангом.
- Ну конечно, друзья. С картами всё ещё проще - тасование колоды вносит мнимую случайность в процесс из-за того, что с внешней стороны карты одинаковые, а процесс перебрасывания карт друг относительно друга достаточно быстр. Вы понимаете, к чему всё идёт? Львиная доля случайностей, наблюдаемых нами в реальном мире - не более чем непознанные нами закономерности. Лишь от недостатка информации они кажутся нам случайными. Договоримся называть их псевдослучайными явлениями.
- Во лечит,- сказал Павлик и гусиным жестом отвернулся к окну.
- Как показывает теория и практика, всё, что мы считаем случайностями в единичных, конкретных случаях, становится железными закономерностями на больших числах. Бросив кость 10 раз, мы можем получить, например, 5 раз выпадение шестёрки и 5 раз выпадение единицы. Бросив кость миллион раз, мы обнаружили бы, что количества выпадений каждой из цифр примерно равны. Сильные отклонения какой-либо цифры в этом случае говорили бы лишь об одном - о несовершенстве игральной кости. В частности, о смещённом центре тяжести из-за неравномерной плотности материала или критичной глубине дырок, обозначающих цифры. Или допустим, что ваш сосед на своих "Жигулях" попал под "КамАЗ", водитель которого уснул за рулём, и от соседа мало что осталось - страшная псевдослучайность. В его положении мог оказаться практически любой водитель на трассе, и по поводу вашего соседа можно сказать лишь, что ему чертовски не повезло. Если же мы станем рассматривать все случаи смертельных исходов на трассе, то обнаружим, что число этих исходов складывается из ряда факторов: чудовищного состояния дорог, отсутствия разделительных барьеров и алкозамков на транспортных средствах, коррупции в области техосмотра, стремления транспортных компаний сэкономить на водителях и так далее. Устранение хотя бы одного фактора моментально приведёт к снижению смертности - и это неоспоримая закономерность. И ваш сосед - лишь жертва общих тенденций, общих законов.
- Чего это: "законов", "законов", "законов"? Не попутал ничего? - Павлик сморщился, словно ему положили в рот разжёванный кислый крыжовник.
- Нет, что вы. Вся Вселенная строится по заданным физическим законам...
Александр Ионович на минуту замолчал, вынырнув из своего рассказа в комнату с двумя мрачнеющими товарищами брата его любимой Авроры, которая в этот момент, наверное, уже вернулась со смены и ждёт его дома за чтением Гая Светония Транквилла или резьбой по слоновой кости. О, Аврора! Средоточение всех мировых законов, если и не подлинное совершенство, которое, к счастью не достижимо, то уж точно идеал Александра Ионовича. Павлик в это время как-то не по-доброму переводил взгляд с дивана на Стаса и обратно. Стас вынул чётки и стал ими мерно пощёлкивать.   
- Так вот, казалось бы - все случайности не случайны, всё подчинено познанным или непознанным закономерностям и гипотетический суперкалькулятор мог бы по текущему положению и отношению всех предметов во Вселенной восстановить их положение в любой момент будущего. Так полагал, например, Рене Декарт. Но мы сейчас знаем, что микромир –мир элементарных частиц – существует, во многом, по вероятностным законам. В микромире присутствует подлинная случайность, не сводимая ни к чему, не обусловленная нашим незнанием каких-либо законов. Что же? Даёт ли это нам основание утверждать, что в нашем мире есть место подлинной случайности? Не очень. Несмотря на совершенно случайные движения частиц яблока, яблоко остаётся яблоком, не деформируется, не становится грушей и так далее. Как я уже говорил, на больших числах случайности становятся закономерностями. Как видно, это не зависит от характера случайности - и псевдослучайные и подлинно случайные явления, повторяясь многократно и в большом количестве, складываются в закономерность. Но... Мы подходим к самому интересному - к высокоразвитой нервной системе, к человеческому мозгу. По-сути, наш мозг - это горлышко. Горлышко, через которое случайность микромира просачивается в макромир. Квантовые эффекты, проявляющиеся в синапсах мозга способны случайным образом немного изменять течение сигналов в нейронной сети из многих миллиардов нейронов. Если два мотива имеют примерно равный вес, то мозг не уподобляется Буриданову ослу, а допускает абсолютно случайный выбор из альтернатив. Если человек одинаково хочет съесть яблоко и выпить сок, то порядок действий может зависеть как от того, к чему ближе находится рука, так и ни от чего не зависеть. Это означает, что поведение человека не всегда осмысленно или псевдослучайно - иногда оно случайно в подлинном смысле этого слова. Что это значит для Вселенной? Это значит, что в соответствующих обстоятельствах, которые должны сформироваться закономерно, уничтожение или неуничтожение разумной жизни, галактики или Вселенной может быть решено совершенно случайным образом. Благодаря горлышку. Самое интересное, что возникновение горлышка - закономерно и неизбежно, а его уничтожение - случайно. До возникновения горлышка Вселенная уже знает, что горлышко возникнет, что Вселенная не будет уничтожена до этого момента, а после - уже ничего не известно достоверно, как неизвестно положение электрона в следующий момент времени...
Павлик кивнул Стасу, и они вышли на балкон.
- Чего за туфту этот мутный перец толкает? - Павлик выпучил глаза и замотал своей шлангобразной шеей.
- Хрен его разберёт. Не нравится мне это. По-моему, нас разводят, как лохов. Дядя сидит на диване с мешком наркоты внутри и заговаривает нам зубы. А у нас проблемы с абрековскими чертями, Палыч откинулся, Сурик не отзвонился...
- Может это... Может это жёсткая подстава абрековских? Валить его надо…
Стас понимающе посмотрел на Павлика и закурил.
- Сейчас я его розочкой, того. И свезём до Сурика, - шланг собрался в особенно отвратительные складки, обнажив часть татуировки на спине Павлика.
Дверь балкона открылась, Павлик схватил с подоконника пустую бутылку за горло и, разбив о батарею, подскочил к Александру Ионовичу. Тот взмахнул руками и изумлённо застыл, вопрошающе глядя на Павлика. Стас, видя, что его товарищ медлит, вытащил из штанов отвёртку и подбежал к дивану. Затем случилось что-то странное. Вместо того чтобы убить  подозрительного гостя до автоматизма отработанным ударом, Стас развернулся и всадил отвёртку в живот Павлику. Горлышко бутылки вывалилось на пол, печально звякнув.
"Интересно, подлинная ли это случайность или всё целиком обусловлено неизвестными мне мотивами?" - подумал Александр Ионович и поспешил покинуть неприветливую квартиру.


Рецензии