Продолжение следует...

Я хочу продолжить тему памяти. Вернули меня к этой теме взрывы в Невском Экспрессе, в Москве и Кизляре...

Когда взрывы звучат в мирное время невольно вспоминается война. Я уже писала о памятнике русским войнам в Голландии и о мемориальном кладбище вблизи Амерсфоорта. Но тогда это были только впечатления от разговора со старым букинистом из магазинчика «М.Ломоносов» в Дейнвентере, Нидерланды. А в этот раз вместе с мужем и его родителями мы получили возможность увидеть и „Русский монумент” („Кудрист” - Koedrist), и музей на месте концентрационного лагеря на юге от города Амерсфоорт,   Nationaal Monument Kamp Amersfoort

80-летние мама и папа Джона пережили Вторую Мировую будучи детьми, им было по 15 лет когда закончилась война, они все хорошо помнят. Особенно бомбежки, в одной из которых погибла вся семья мамы. Они остались вдвоем с сестрой. Их нашли под развалинами дома, в котором в тот момент находилась большая семья.  Погибли все. Но старших девочек во время нашли, их придавило бревнами, но они выжили. На всю жизнь осталась страшная память и  боль в ногах. Старшая сестра умерла совсем недавно, а папа вот уже несколько лет находится в хосписе. Но в тот год он еще мог ходить. Мы взяли на прокат машину и поехали.

Наверно для этих стариков такая поездка не была легкой, но они хотели поехать. День был ослепительно солнечный, теплый, начиналось лето,  июнь 2009. Трудно поверить, что среди буйной зелени вдоль дороги, по которой мы ехали на машине может находиться концентрационный лагерь, особенно рядом с полями гольф клуба. Но это так. Не знаю на сколько спортсмены гольф клуба отдают себе отчет в том, что практически «играют на костях», ведь эти поля ранее были частью огромного лагеря.

История лагеря делится на два периода: с августа 1941 по февраль 1943 (организация лагеря), и второй период с апреля 1943 по май 1945 (расширение лагеря в два раза). Сейчас от него осталось немного, но как страшно, что прямо от поля для гольфа бежит узенькая тропиночка к  «Русскому монументу», а фактически месту растрела русских военнопленных. Не знаю почему, но русских, а точнее советских, военнопленных растреливали в другом месте чем узников других национальностей. Только 9 апреля 1942 года здесь были растреляны 77 советских солдат, большинство было родом из Узбекистана, но это только те, которых удалось опознать. 

Отступая немцы уничтожали все, что могло бы свидетельствовать об их преступлениях. Узники, остававшиеся в лагере на момент отступления гитлеровских войск тоже должны были быть уничтожены и начинали именно с советских. 19 апреля 1945 года Голландский Красный Крест добился передачи ему нескольких сотен узников, которых не успели растрелять или уморить голодом. Но ни одного советского солдата среди них уже не было. Каждый год 19 апреля – День Поминовения всех погибших в этом лагере. Перед отходом гитлеровцы взрывали остатки лагерных сооружений. Осталась лишь одна сторожевая башня, частично одна камера смерти и дорога смерти, так называли узники аллею, по которой их вели на расстрел.

Очередная жестокость. Дорога смерти - это примерно 200 метров по лесной стежке, окруженной деревьями и ....колючей проволокой, под пение птиц. В конце дороги поляна, освещенная полуденным солнцем. Сейчас здесь стоит памятник, узник перед расстрелом, эскиз сделан бывшим заключенным. У подножья постамента голуби, симболизирующие мир, а ног каменного узника лежат камушки. По еврейской традиции здесь оставляют камешки из родных мест.

Но сначала мы отправились к русскому памятнику. Это скромный обелиск посередине небольшой поляны, вокруг деревья, зелень... Одолев дорогу к русскому памятнику и экскурсию по лагерю, родители мужа очень устали и остались в музее, где им предложили бесплатный кофе, фильм и рассказ о истории организации музея.

Мы с мужем пошли дорогой смерти. Солнце пробивалось сквозь густую зелень, пели  птицы и только колючая проволока по обоим сторонам дороги напоминала по КАКОЙ дороге мы идем. Мы - счастливая, причем интернациональная, семейная пара 21 века. А у памятника мы встретили другую семью, голландскую, с двумя детьми. Маленький спал в коляске, а второй ребенок весело бегал вокруг. А над головами шумит лес. Почти сразу от памятника ведет деревянная лесница. Я поднялась по ней, там только лес стоит стеной. Куда ведет эта лестница? .... Лестница в небо...

Мы вернулись в музей, застали родителей под чутким вниманием со стороны экскурсоводов. Там есть и экспозиция, посвященная Освенциму. Там есть рисунки сделанные бывшими узниками лагеря и вещи, который они принесли в дар музею. Там есть и рисунок «Колючей розы», по которой была отлита каменная роза в память о погибших евреях. Этот рисунок принес в музей поляк Йозеф Копинский, бывший узник. Он нарисовал его в подарок своему другу, еврею В.Кацу (W. Cats). Друг не дожил до освобождения. А на территории лагеря растут живые красные розы. Красные розы стоят и перед остатками камеры смерти. Их было много, каменные прямоугольники на земле говорят об этом. В камеру приводили узника, которого должны были растрелять на следющий день. Камеры были маленькие и темные. Человек проводил в них сутки и потом его вели дорогой смерти, и после темноты камеры его нестерпимо слепил свет. Изощренная пытка. Только один раз, одному смертнику удалось бежать из камеры смерти. Впрочем, может быть это легенда...

Есть здесь и еще один удивительный памятник. На высоких шестах одеты туфли, ботинки, сапоги, сандали разных размеров от очень маленьких, детских, до больших, солдатских. Памятник этот сделала Рита ван Вингерден (Rita van Wingerden), известная голландская художница в память о погибших мужчинах, женщинах и детях любой национальности. Вот что там написано: "Zij mannen, vrouwen, kinderen wij herinneren herdenken verbinden ons en geven door – Эти мужчины, женщины и дети напоминают нам о том, о чем нельзя забыть".

Там на алле дороги смерти я вспомнила слова из песни Вадима Егорова на смерть Владимира Высоцкого:
А мы живем и будни празднуем,
И твердь под нами не раздастся.
Они такие были разные
И им по-разному воздастся.

Так хочется, чтобы мы не праздновали праздно наши будни, не вспоминали о близких только когда они уйдут, и не боялись взрывов в мирное время, не боялись за своих детей, за их будущее. Я не знаю что я могу сделать для этого, но сделаю все, что смогу.

Сайт музея: http://www.kampamersfoort.nl


Рецензии
Молодцы голландцы: ничего не забыли и кое-чему научились. Вот бы распространить это счастливое свойство на весь подлунный мир! На Украине нет ни одного местечка, где не было бы своей "дороги на небо", наш Каменец - не исключение. Есть и братские могилы, но цветы туда приносят раз в год. Так спокойнее...

Игорь Фишелев   06.02.2015 15:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.