3. Рассказы о Баку - 3. Школьные годы - рассказы

3. Рассказы о Баку - 3. Школьные голы - рассказы

 

 

3.     ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

 
Пришло время поступать мне в школу.

В первом классе я познакомился со своей первой учительницей. Звали её Мария Николаевна. Это была высокая, очень худая женщина. У неё я стал ходить в «любимчиках».

 
Секрет был прост. С помощью бабуси я до школы умел читать и писать. Поэтому  школьную программу первого класса я «щёлкал как семечки». В этой школе смешанного обучения мальчиков и девочек, я проучился до четвёртого класса.

 
Эти школьные годы оставили в памяти два обстоятельства.

Первым - было дежурство возле урны для голосования.

В день голосования меня одевали в белую рубашку, чистые штаны и ботинки. На шею повязывали красный галстук, хотя в пионеры меня никогда и не принимали – подумаешь формальность!

 
К урне нас ставили по двое. Каждого голосующего, мы приветствовали пионерским салютом. Меня обуревало «чувство ответственности» на этом посту. Поэтому я отдавал «салют», как я думал, очень красиво.

Память об этом дежурстве возле урны, каждый раз в дни голосования «выбрасывает» меня из квартиры, и я бегу голосовать на избирательный участок.

 
Я самый дисциплинированный гражданин, и «отдаю свой голос» на выборах без сожаления,  Если выборов давно не было -  я начинаю скучать.

 
Второе – это ужасно противная и склочная девчонка из нашего класса азербайджанка по имени Аська. Это была худенький живчик. На голове в стороны торчали две косички, как крысиные хвостики.

По прошествии лет, я стал понимать – я ей нравился!

 
Но как привлечь к себе моё внимание она не знала. Поэтому везде следовала за мной по пятам. Стоило мне с кем нибудь заговорить, тут же из под локтя высовывалась её мордочка – А что вы тут делает?

Я не знал как от неё отвязаться. И убегал, и дергал её за косички, один раз дал ей пенделя – Отвяжись и изыди!

 
Но не тут-то было! Сморщив носик, ехидно улыбаясь она кричала – А я твоей маме скажу, что ты меня по попке ударил! Она тебя накажет!

И сказала! Жила она в доме, примыкавшем к нашему. Поэтому, когда она увязалась за мной после школы, я  не обратил на это внимание. Мы всегда домой ходили цугом – я впереди, а она позади.

 
Поднялась вместе со мной и как только бабуся открыла дверь парадной девчонка, проскочила во внутрь. Встала перед бабусей, упёрла ручки в боки и затараторила.

 
Бабуся внимательно выслушала все её жалобы на меня, что-то ей сказала шепотом, погладила девочку по головке, дала конфетку и выпроводила из дома.

Что уж бабуся сказала – мне не известно. Но после этого Аська перестала меня изводить!

……………………………………………………………………….

Следующий этап – это перевод меня в мужскую школу №6.

 
Эта школа считалась элитной. В ней учился сын первого секретаря ЦК ВКПБ Багирова. В эту же школу сдавали своих сыновей сановные начальники Азербайджана.

Школа славилась лучшими преподавателями и …страшным человеком Юрфельдом.  Это был контуженный лётчик, который занимал должность учителя по военному делу – военрука.

 
Среди пацанов ходили слухи один страшнее другого. Юрфельд страшный человек – избивает своих учеников почём зря!

В общем страшная школа!

 
Так думал я, а мама по другому. Её в первую очередь интересовала моё образование. Лучшей школы для этого в Баку – нет!

И мама начал «хлопотать», как меня в эту школу пристроить!

 
«Хлопоты» закончились успешно и моим рёвом со слезами – Я в эту школу не хочу!  Там этот Юрфельд дерётся!

Но женщины умеют уговаривать. Так я стал учеником мужской школы №6 со «страшным» военруком во главе.

 
Школа находилась рядом с жилым особняком Баагирова. «Сам» любил ходить пешком в ЦК на работу по утрам.

 
В это же время я, размахивая портфелем, сбегал под горку ему на встречу. Не забуду мрачные фигуры в чёрных костюмах и шляпах, окружавших идущего в горку Багирова.

……………………………………………………………………

С этим человеком был связан старший брат моего «кореша», живущего этажом выше.  Он служил в охране Багирова.

 
Никогда не забуду свой восторг, когда увидел «охранника» во всём блеске. Он стоял на балконе, курил папиросу и постукивал хромовым сапогом со шпорами. Шикарная гимнастёрка, окутанная ремнями. На кожаном поясе кобура с висящим шнуром от нагана.

 
Вид у брата был неприступным. Выкурив, он потушил окурок, дал подзатыльника моему «корешу»   и ушёл.  Нам он оставил зависть к его бравому виду!

 
Вскорости «кореш», рассказал, что «брательник» странным образом погиб.

…………………………………………………………………….

Учиться оказалось не страшно. И даже интересно.

 
Преподаватели действительно были «классные» и по своему талантливые.

Общими любимцами были преподаватели по физике Шишкин и Даллин. Моложавые мужчины, шутники и умницы.

 
Преподаватель математики Гуревич был с еврейской хитринкой и ехидством.

Например доводил меня расспросами:

- Юрчикь! И куда вы хочете после школы?

- В МАИ, Давид Яковлевич!

- В ТВОИ?

- В МАИ!

- Вот я и гавару – в ТВОИ и с твоими двойками!

 

Преподаватель биологии, запамятовал фамилию,  беззаветно любила свою профессию. Старалась эту любовь привить и нам. Для этого организовала живой уголок с кроликами, черепахами, ещё  с какой-то живностью. Предлагала нам там подежурить – кормить и убирать клетки.

Пару раз сходив в этот «зверинец», я понял, что это не МОЁ и стал «отлынивать». Это мне «сошло с рук», без последствий в оценках моих знаний биологии.

 
Оказалось, что нынешний Президент Азербайджана, закончил эту школу, на 25 лет позже меня. Надо отдать должное ему, школа №6 при его участии была полностью трансформирована.

Мощное пятиэтажное здание полностью преобразилось. Денег не жалели и в школе теперь есть даже  плавательный бассейн.

 
По каким-то оценкам эта школа признана лучшей в Европе.

Я не удержался и написал Президенту открытое трогательное письмо Не знаю прочитает ли?.

………………………………………………………………………..

Пионерский лагерь.

Сразу после окончания войны, в Азербайджане открылись пионерские лагеря. Располагались они в Бузовнах и Загульбе – это прекрасные загородные места на берегу Каспийского моря.

 
Когда мама привезла меня в первый раз в пионер лагерь, старшая пионервожатая велела мне повязать галстук.

 
Я сказал – А я не пионер!. Повяжешь галстук и будешь пионером!

Так меня приняли в пионерскую организацию.

 
Главным достоинством лагеря было трёхразовое питание.

На втором месте стояла дисциплина. Все дети были расписаны по возрасту в разные группы. Во главе группы – стоял пионервожатый.

 
В целом, вспоминания вполне положительные. Мы с утра до вечера были заняты разными мероприятиями. Одновременно каждый из пацанов, приучался жить в коллективе.

Купание в море. Апшеронские пляжи  песочные, с очень мелкой водой. Нужно прилично идти по дну, прежде чем вода будет по пояс.

 
Это значительно облегчало задачу взрослым, следить, чтобы не утонули. Так мы  и плескали в воде по колено. Но всё равно были страшно довольны.

Трёхразовое питание, плескание в море, солнце – ветер – и вода – наши лучшие друзья!  Это были слова пионерской песни!

 
Будь готов! Всегда готов! – при этом правая рука взмахивалась ко лбу! Это был пионерский кличь.

Загоревший, окрепший, накормленный организм, был готов продолжить учёбу в школе! 

 

 Создано

Юрий Елистратов

Москва

23 августа 2013г.

 


Рецензии
мне понравилось ,написано от души

Алена Дяков   23.08.2013 15:08     Заявить о нарушении
Алёнушка!
Когда пишешь о своей юности - без души невозможно!
Когда мы были молодые,
И чушь прелестную несли....
Спасибо за комментарий

Юрий Елистратов   26.08.2013 21:34   Заявить о нарушении