Одиночество

  Что такое одиночество, очередной раз задаю себе этот вопрос. Возник сегодня он не случайно. Вчера я зашла к подруге в гости. У нее большая трехкомнатная квартира, сделан хороший современный ремонт.  В гостях находится дочка с детьми и слышны веселые голоса взрослых и детей.  Кажется все хорошо. Дверь в одну из комнат закрыта, там находится мама моей подруги, ей девяносто два года. Пока мы сидели  и разговаривали,  делились впечатлениями, пили чай никто не зашел в эту комнату. 
Я заглянула проведать еще с детства знакомую мне маму моей  подруги. Я помнила ее стройную высокую, всегда приветливую, сейчас сидела маленькая седая женщина, которая в наушниках смотрела очередную серию какого-то сериала. Она сразу узнала меня, и мы разговорились, правда говорить мне пришлось громко, так как она плохо слышала.
Так мы сидели и разговаривали о давно минувших днях.  Не смотря, на преклонный возраст,   память  ее не подводила. « У меня все хорошо, правда, только  мне не с кем поговорить,  все заняты своим делом.  Телевизор вот мое все развлечение и общение»  В квартире раздавались веселые голоса.  Я поинтересовалась,  выходит ли она на улицу, ведь стоит  прекрасная погода.   « Да, я один раз выходила посидеть на скамейке, когда приезжала моя старшая дочка и меня вывела, два час сидела на улице.  Она приезжала на один день проведать меня. Одна я ведь не могу выйти». В ее глазах не прошено навернулась слеза.  Слышалось, как в квартире внучка собиралась идти гулять с детьми, но в эту комнату,  где сидела ее бабушка она не заглянула.
«Извини,  пожалуйста, не могу тебя угостить ни чем. Раньше у меня всегда были конфеты, то дарили, то заказывала соседке, а сейчас нет конфеток,  внук по привычке заходит и спрашивает, а я не могу и его побаловать. Пенсию за меня получает дочка, да и соседка теперь не заходит, мы же переехали и ей далеко ходить». И тут же добавила,  немного подумав «Ты не подумай ничего, я живу замечательно, у меня все есть».
Прощаясь с подругой, я спросила ее о маме.  « Она только смотрит свои сериалы, а у меня столько забот» услышала я в ответ. 
Вот  сижу и думаю, а что если я доживу до такого возраста, когда не смогу одна без помощи выйти на улицу  и всем будет не до меня. Кругом будет кипеть жизнь, а я одна буду сидеть, и моим развлечением и собеседником  будет только телевизор.  Страшно, стало  быть, одинокой  в окружении близких, родных людей, которым нужны, возможно, будут только мои деньги.


Рецензии
Прабабушка моего мужа лежала одна в комнате, сухая и страшная, как ведьма. Он очень ее боялся. Ей приносила тарелку супа с размоченными кусками хлеба. "Как собаке", - удивлялся мальчик. А в доме и в саду каждые выходные кружили три поколения этой старухи.
Мать моей соседки - труженица, каких свет не видал. Всю жизнь она держала коз и вязала пуховые платки, которые ее дочь продавала в городе по 100 руб. Дочь и внуки, мои сверстники, ни в чем не знали нужды. У них всегда водились модные импортные вещи, шоколадные конфеты и крутил кассеты японский магнитофон. Когда соседка перевезла одинокую старушку к себе в городскую квартиру, для нее нашлась лишь кровать -на ней она спала, вязала носки и варежки из траченных молью пуховых платков, жила. При дочери женщина всегда старалась говорить бодрым голосом, что у нее все хорошо, но втихую жаловалась моей маме, что никто не угостит ее конфеткой, а она так любит сладкое, и что из еды наливают борщ и никогда даже колбаски не предложат, гулять за несколько лет вывели единожды, а самое главное - никакого внимания от детей и внуков, ради которых она только и жила.
Человек - существо, жизнь которого от начала и до конца выстраивается согласно устойчивым моделям социальных отношений. Сначала мы чьи-то дети, потом мужья, жены, родители, работники, соседи, бабушки-дедушки. И пока мы активны, пока выполняем эти функции, мы являем собой некую ценность для общества. Как только эта функция отпадает (дети выросли, мы развелись или вышли на пенсию, внуков нет или живут далеко) - реальная потребность в присутствии "бесполезного" (жуть, как звучит!) человека в нашей жизни отпадает. Хорошо, если есть духовная связь, любовь, ответственность. А если этого нет? Я ни в коем случае не оправдываю такое положение вещей, наоборот, ужасаюсь. С моей стороны это лишь попытка понять причины этой болезни - душевной черствости. Возможно, беда в том, что мы не так далеко ушли от животных - больных и старых они загрызают и изгоняют из стаи. У меня одна надежда, что в каждом человеке есть Божья искра. Главное - не дать ей угаснуть.
Елена, спасибо, что затронули такую непростую тему.

С уважением,

Алена Ильина   06.03.2015 15:08     Заявить о нарушении
Алена, большое спасибо за отзыв. К сожалению в жизни так много не справедливости и наши души похоже черствеют. Жаль но мы не в полной мере смогли научить наших детей сопереживать и не всегда служим им достойным примером.Думаю, хоть иногда да надо задумываться и оглядываться на рядом с тобой живущих. Удачи вам.

Елена Сучкова   10.03.2015 16:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.