Извозчики

Нелёгкая судьба российских извозчиков прошлого в чём-то даже перекликается с суровыми реалиями водителей современных маршруток. Единственным видом общественного транспорта в Оренбурге в 19 столетии были экипажи, запряжённые лошадьми.  Самым сложным во взаимоотношениях городских властей и водителей парнокопытных был пресловутый человеческий фактор. Так как извозчики, по сути своей, являлись людьми простыми, то и реакция у них на всевозможные раздражители была хоть и яркая, но незамысловатая. Пассажиры далеко не всегда терпеливо относились к подобным издержкам  профессии и часто жаловались властям. Газета "Оренбургский край" в конце 19 столетия обращала внимание образованной публики " на номера блях легковых извозчиков Милюкова и Ермолаева, наказанных по приказу полицмейстера лишением на неделю права выезда на биржу за грубое обращение с седоками и нахальное требование платы за проезд не по таксе". Другой оренбургский извозчик, некто Николай Семыкин, так же вошёл в историю исключительно благодаря собственному хамству. Вот уж правду говорят: "хорошими делами прославиться нельзя". Этот выдающийся во всех отношениях мастер своего дела был удалён с биржи за то, что позволял себе разные неприличные выходки и вообще непристойное поведение. Помимо того, что извозчики в большинстве своём не отличались особым тактом, они не всегда адекватно относились к основному орудию своего труда - лошади. И хотя Гринписа на них тогда ещё не было, полицейские зорко следили за состоянием парнокопытных. Так полицмейстер настойчиво рекомендовал приставу первой части "воспретить извозчику Лариону Кабаеву езду на сильно изнурённой и больной лошади". Полицейские регулярно устраивали своеобразные тех. осмотры рабочих экипажей. В результате одной такой акции из 600 номеров конемобилей было забраковано 400. При забраковке принималось во внимание не только требование прочности и годности экипажей к езде, но и эстетические параметры. Извозчики были в полном отчаяние, т.к. большинство лишалось единственной возможности заработка. Хорошо что, городские власти вошли в положение отстранённых и предоставили им шанс всё исправить.
Помимо непростых отношений с властями и клиентами, тогдашние таксисты довольно часто становились жертвами преступлений. "Дневники происшествий" тогдашних периодических изданий пестрели подобными записями: " На линии железной дороги, в трёх верстах от Оренбурга, найдены кучерское сиденье, кучерский ярмяк и значок под № 273 на легковой извоз". Как выяснилось, имущество принадлежало извозчику Григорию Хауламову, у которого со двора гостиницы Сухарева была угнана лошадь в упряжке. Как и сегодня, в 19 столетии угнанный транспорт находили крайне редко.


Рецензии