желаю вам Отчеству служить

Мы можем факелом гореть,
Тепло и свет, даруя людям,
А можем пнем трухлявым тлеть,
Если себе служить лишь будем.
Желаю вам Отечеству служить…


История – не только записанное в учебниках прошлое, но и наша современность, наше будущее. Люди творят историю, и, чтобы понять этих людей, надо понять их время.
В жизни такое правило, чтобы получить результат надо упрямо идти к своей цели, даже пешком. Вот так, пешком пришел, 13 сентября 1962 года, в поселок Комсомольский Леонид Чернецов. Шел день, шел ночью, пока светила луна. На ночлег устроился на берегу Эсски. Весело потрескивал костерок, пожирая сухие ветки,  короткий сон и – снова в путь! Было ему тогда двадцать три  года. Среди небогатых пожиток диплом и большие планы на будущее.
Поезд доезжал только до Пионерского, и дальше дороги не было, а ночевать в маленьком вагончике на станции не захотелось. Контора леспромхоза – в четырехквартирном доме на улице Гагарина, и через день он уже работал на делянке «десятником». Дорога к месту, где работали тогда пять лесозаготовительных бригад, отмечена сейчас маленькой деревянной беседкой, возле речушки Ручей, что в сторону Советского, рядом с полузаросшей за годы просекой. Вскоре молодому специалисту, выпускнику лесотехнического института, инженеру-технологу лесоразработок обозначили новый участок работы – строить лесовозную дорогу, или как тогда говорили «пробивать ветку». Дорогу надо было «провешивать» и «пробивать визирку» т.е., выровнять и сориентировать строго на Север, на реку Ух. При морозе минус пятьдесят, два бульдозера раскорчевывали лес, болотные переходы проминали тракторами и заливали водой. Работа не останавливалась даже в новогоднюю ночь - неженатому Леониду, выпало с напарником возить машиной-водовозкой воду из Ручья. Первой не выдержала испытание морозом техника, через три «ходки» замерзли и шланги и краны.
«Леспромхоз  - не только давал стране лес, выполняя и перевыполняя норму, активно строился сам и строил поселок. Строили эстакады для сортировки сортиментов на «нижнем складе» и шпалоцехе, жилые дома по улицам Механизаторов, Лесозаготовителей, Мира…», - вспоминает  Леонид Александрович,  - я работал уже начальником отдела капитального строительства. Субподрядчики строили детские сады «Колокольчик» и «Лесная сказка», хозяйственные постройки для подсобного хозяйства, двухрамный лесозавод, шпалоцех, котельную на два мощнейших котла, и даже помещения ретранслятора для телевещания. Средства экономили где только можно, и стройматериалы отпускали по себестоимости, и личные взаимоотношения с руководителями разных структур очень помогали. С директором Сергеем Сергеевичем Шугаром мы понимали друг друга, работать с ним было легко, он мог брать ответственность на себя, контролировать, принимать решения и требовать их исполнения. Сейчас он живет в Москве, и иногда приезжает в Югорск. Встретившись на сорокалетие леспромхоза долго разговаривали, вспоминали как оборудовали последний вахтовый поселок для бригады Павла Васильевича Попова».
Тогда оригинальная инженерная находка Леонида Александровича спасла от паводка вертолетную площадку – это была всего лишь канавка, прочерченная ботинком на насыпи, с ее помощью удалось понизить верхнее давление, сбросить лишнюю воду и сохранить труд людей и стройматериалы. Рациональное мышление, опыт инженера-строителя  и образование не однократно пригодились на практике. Леонид Александрович вспоминает еще и такой случай: в поселке не было холодильников, негде было хранить продукты для столовых и магазинов. Шугар, директор леспромхоза,  ставит задачу – съездить в Пионерский, посмотреть,  как там устроен холодильник и построить  такой же. Посмотрел. В Пионерском холодильник построен из  кирпича, у Комсомольского леспромхоза кирпича нет. Думал и считал всю ночь – утром решение пришло -  строить стены, толщиной двадцать сантиметров, из железобетона с воздушной подушкой. Строили своими силами и  с помощью студенческого стройотряда. Получилось очень хорошо.  Другой случай - при строительстве сортировочной площадки на лесозаводе нужно было сделать «огневую защиту» -  мысль пришла оригинальная: пропитать доски крепким раствором поваренной соли. Высыхая, соль кристаллизуется и не горит. При приемке, члены комиссии,  откололи щепку и тщетно пытались ее поджечь. Здесь помог древний способ огнезащиты, удививший всех. Потом стали экспериментировать  - строить опило-бетонные дома, люди живут в них  до сих пор.
У Леонида Александровича в Югорске живут две дочери и три внука, жена – Галина Павловна, к сожалению, умерла 15 лет назад. Хорошо помнится день – 1 мая 1965 года, когда их брак зарегистрировала председатель поссовета Галина Казакова. Помнит свою молодую, веселую, добрую и строгую Галю, как помогал ей обсчитывать наряды на арифмометре, она работала бухгалтером на строительстве газопровода Ивдель-Обь, чемпионом по этому делу он был еще в институте. Как ходили на танцы, в кино, встречались с друзьями, пели. Тридцать лет прожили вместе. Дом для своей семьи тоже построил сам, едва успев к зиме, сложили печку и заселились без внутренней отделки. Рады были безумно. Трудностей не боялись, потому, что любили друг друга, доверяли, оберегали.
У молодых всегда больше забот и проблем, но и сил для решения больше. Со смехом и гордостью, вспоминает Леонид Александрович, как устроили волейбольную площадку, как играли до полуночи по щиколотки в песке, как потом отмывались у колодца, выливая на себя по три-четыре ведра студеной воды. Как ездили на соревнования в Пионерский, как победили там две сыгранные, сильные  команды…
Мы беседовали более двух часов, удивительно, сколько вмещает человеческая память событий, имен… И события эти не только личного характера, с ними вместе большие события целой страны, печальные и радостные. Леонид Александрович в беседе частенько отходит от рассказа о своей жизни, переживая вновь и вновь - поспешную смену власти, «перестройку», распад партии, высказывая личное мнение, давая справедливую и принципиальную оценку. И вновь он удивляет – в рассказе его нет даже упоминания о личной выгоде, о деньгах, наградах… Это человек совсем другого сознания и мировоззрения, другого поколения, к сожалению уходящего.
Ему уже немало лет, но видно, как интересна ему современная жизнь, как волнуется и болит душа, за страну, за внуков, за всех людей.
17.11.2011.


Рецензии