я просто жила и работала

Я просто жила и работала…
Смотрит на меня сама Работа.
Светлая – к чему ей позолота!
Гордая – ее я понимаю,
Вот она, какая… Я снимаю
шапку перед нею. И молчу.   
                С. Викулов.

В сияющие стекла окон заглядывают желтые, красные, сиреневые георгины, пестрый цветочный ковер продолжается и во дворе. Возле дома огород - теплица, кусты смородины и малины, ухоженные грядки…  А вот и сама хозяйка - Евгения  Николаевна Салазкина. Немало лет за плечами, немало дорог исхожено. Волосы с проседью, ноги уставшие, руки натруженные, а засмеется – лет двадцать долой! Не жалуется, как многие, держится спокойно и достойно. Чуть смущается от моих расспросов, но нахлынувшие воспоминания о молодости вызывают желание рассказать о поселке, о хороших людях, о работе, которой посвятила жизнь.
В комнате, в книжном шкафу, рядом с фотографиями детей и внуков,  портрет Есенина и маленький бюстик Горького. «Откуда? Да подарил кто-то», - отвечает, и хранит, хоть и не помнит уже, кто подарил… Просто люди ее поколения,  ценят и берегут по-настоящему ценные вещи. С юных лет и навсегда пленил их романтик и лирик  Есенин, правильный и правдивый Горький.
Евгения  Николаевна приехала в поселок Комсомольский с мужем и двумя дочками  из маленького городка с затейливым названием Бисер. В ее трудовой книжке  с 1967 года – одна запись – Комсомольский  ЛПХ.   Здесь и работали вместе с мужем много лет.  Супруг, Александр Васильевич  – механиком, сама - бракером на нижнем складе, статистом, затем специалистом в отделе кадров. Квартиру вновь прибывшим выделили по ул. Мира, «четвертушку», своими руками привели ее в порядок и начали жить на новом месте. Все было непросто. На работу надо успеть  к половине восьмого, а еще раньше детей в школу и детский сад. Вскоре привычной стала ежедневная пробежка то по заснеженным улицам, то в темноте осеннего утра, то под неярким июньским солнцем.
 Весь поселок, вся страна напряженно трудилась - Комсомольский леспромхоз добывал лес. На делянках рычали трактора, на нижнем складе день и ночь визжали пилы, грузились вагоны.  В конторе, в «красном уголке», и в столовой, на стене обязательный стенд - «Поздравляем победителя - бригаду Ушакова!», или, Кривченко, или Фетисова.  Фамилии «героев» менялись каждую неделю. В понедельник люди шли на работу, мимолетным взглядом выхватывая информацию на стенде, или на минутку приостановившись, всматривались в колонки цифр. Каждому важны были забытые теперь понятия -  «плановые показатели», «результаты соцсоревнования», проценты, кубометры…. Шла  настоящая борьба. Победой гордились, к ней стремились. Люди работали азартно. Рабочий график у леспромхозовских  работников был напряженный, почти без выходных и праздничных дней. Сутки разделились на три рабочие смены, производство не останавливалось ни на минуту. На тяжелый труд, на морозы, на надоедливую мошку летом, не жаловался никто. Из отпуска с радостью выходили на работу, соскучившись по бригаде, по поселку, по друзьям.
Жили дружно, вместе отмечали праздники, семейные события, вместе растили детей. Любили поселковый кинотеатр «Рассвет», ходили в кино своей семьей и с друзьями. Однажды всей большой компанией ездили отдыхать в Сочи.
Всегда помогали друг другу, сопереживали, поддерживали. И сейчас, спустя  годы сохранили   дружеские связи, установившиеся  в  молодости: с Хребтовой Клавдией Ипатовной, Ляминой Ниной Александровной, Попиновой Ниной.  Вместе переживаются тяжелые потери, все чаще уходят из жизни друзья. Тем радостнее встретиться на мероприятиях для пожилых, организованных советом ветеранов. Дома частенько навещает старинная подруга и коллега по работе -  Ковалева Людмила  Павловна, энергичная, и как в молодости задорная. Дружба, проверенная годами, становится для человека очень сильным источником жизненных сил. Порою необходимо просто поговорить, обменяться новостями, попариться в бане.
За четыре с половиной десятка лет Салазкины прикипели сердцем к этой земле, к суровому климату,  дети выросли в поселке среди тайги и болот, хотя была возможность сменить место жительства.  В 1979 году, супруга  Александра Николаевича,  направили в длительную командировку, на работу в Монголию.  Передавать «монгольским товарищам» опыт работы с лесодобывающей техникой: погрузчиками, «козловыми» кранами, лесоразделочными машинами. Евгения поехала в далекий Эрдент вместе с мужем, работала там диспетчером в автопредприятии. Несколько русских семей дружно жили в этом  новом городе, ходили в гости к хозяевам-монголам, пробовали  разные национальные блюда,  похожие на наши манты - «базы», пили кумыс. Монголы относились очень дружелюбно, приглашали остаться поработать еще, но Салазкиным очень хотелось на родину, скучали по дочерям, по дому, по ставшему родным поселку.
«Ничего героического я не совершила, просто жила и работала, как все…», - говорит Евгения Николаевна. Мы долго беседовали о том, что история складывается не только из великих событий, но и из судеб обычных людей, их труда и любви, их ответственности и душевной силы.
На югорских улицах хозяйничала ранняя осень, под пронзительно синим небом она кружила красные и золотые листья, воздух был прозрачным и студеным. Осень природы прекрасна умиротворением и покоем, как и осень жизни.
И еще о настоящих, в понимании этих людей ценностях – это любовь к человеку, к родине, к детям, к труду. На таких людях  земля держится.
24.08.2011 г.


Рецензии