пушкари

Пушкари!
 Или
прицел 007
Бац бац и, к счастью мимо!
Ватага мальчишек весело бежали по проселочной дорожке, в сторону небольшого озерца, находившегося недалеко от села Земляники, в километре от железной дороги.
Была жаркая сухая погода. Всем хотелось купаться. Вода была уже рядом. И тут самый старший из ребят Стас по прозвищу крокодил, а проще Крок крикнул.
Стоп ребята, а давайте махнем на голубое озеро.
Все остановились как вкопанные. А маленький Мишка всхлипнул:
- меня мамка заругает.
Не дрейфь – потрепал по голове малыша Стас. Она и не узнает.
Не узнает, не узнает, потирая сзади штанишки, пробурчал Мишуня. В прошлый раз она тоже не узнала, когда мы ходили грибочки искать и пришли очень поздно, а мне попало.
 Мишуне шел только шестой годок.
- Мы быстренько туда и обратно – усмехнулся Стас. 
Стас был на этом озере всего один раз и то с отцом. Но помнил что там очень хорошо. Песчаный берег и дно песчаное и вообще, неглубоко, метров десять от берега по пояс. И вода прозрачная как стекло. Все это он рассказал ребятам, конечно приукрасив  это раз в десять. И деревья там зеленее, чем в других местах и кусты гуще и небо голубее.
Стас убедил ребят и они пошли.
Дорога проходила по живописным местам, По местам отчаянных боев и сражений. По лесу, который тянулся далеко на север вглубь России.
До озера было километров десять, для малышей этот путь довольно большой. Но если, напрямик, то где-то вдвое меньше. Но этой дорогой еще никто не ходил. Да и мало кто знал о тайных тропках. Там ходили только старые охотники и одиночки грибники.
А Крок рискнул, и повел ребятишек по той, еще неизведанной ими дороге.
Тропинка извивалась вдоль высоких и пышных берез, кряжистых дубов и цветущих лип. Слева виднелись свечки елей, а вдали зеленел густой орешник.
 Вот через этот орешник ребятам и предстояло пройти.
Тропинка была настолько узкая и скользкая, после прошедших вчера дождей. Ну, просто каток, и когда мальчишки проходили мимо склона, то самый маленький из ребят, Мишуня поскользнулся и свалился в яму справа от тропинки.
Послышался треск ломающихся веток и визг малыша.
Вся компания моментально остановилась,  и пару пацанов
Вася и Володька, бросились на помощь Мишуне. Этот же маленький прыщик, напугавшись, начал сразу карабкаться  вверх, но совсем в другую сторону, и тут же свалился дальше, еще  глубже. Визг превратился в рев. Плакал Миша знатно. По громогласному реву, ребята и нашли Мишуню. Он сидел, обняв тонкую березку, и плакал. А березку обнял, чтобы дальше не свалиться. И действительно дальше было еще глубже.
Стас первым подскочил к Мишуне и сразу его всего общюпал. Мишуня был цел, перестал плакать, да еще тихо и недовольно так пробурчал, мол, чего лапаешь как бабу. Подбежавшие за Стасом ребята, взорвались громким хохотом, услышав Мишку.
Насмеявшись, Коля с Виталиком отцепили, наконец, малыша от березы и поставили на ноги.
Заглянув за березу, ребята зацокали языками. Дальше начинался глубокий ров и там, на солнце, что-то блестело.
Айда посмотрим, предложил Стас. Пацанам было очень интересно, что там могло так блестеть. Глухое место никто не ходит и на тебе блестит.

Проскочив между деревьями, хватаясь за кусты и ветки, сползая на пятой точке, ребята устремились вниз.
То, что они увидели, повергло их в радостный шок, восторгу не было предела.
Перед путешественниками возникла поляна, на которой стояла пушка! Разбитая станина, оторванное колесо, и ствол, задранный почти вертикально вверх. Зрелище было еще то. Когда-то грозное оружие сейчас представляло экзотическую груду металлолома.  Да еще небольшое деревцо, проросшее сквозь станину, и укрепившее ее намертво, завершало унылую картину.
Но для ребят все это было ерунда. Настоящая пушка вот это да.

После войны прошло мало времени, и пушка поржавела совсем немного. А некоторые ее детали покрытые никелем блестели на солнце как новые. Вот это и заметили ребята.
Окружив пушку, пацаны цокали языками, трогали руками холодный метал, и радостно обсуждали увиденное чудо.
Сверху послышались крики остальных ребят тех, что остались на тропинке.
Сюда, сюда закричали ребята внизу. И скоро ватага ребят как горох посыпалась сверху. Собрались все. Пушку моментально окружили вновь прибывшие ребята, и шумно удивлялись, как такая вещь сохранилась здесь так долго.
Стали, дергать за всякие штучки и внимательно рассматривать, это железное эхо войны.
Солнце стояло уже высоко и стало уже довольно жарко, но ребята совсем забыли, куда они собрались идти.
Самый маленький из ребят быстро потерял интерес к пушке и ковырялся в песке неподалеку, разгребая небольшую кучку. Песок  легко рассыпался под напором маленьких пальчиков, и скоро из песка что-то показалось.
Пока все копошились возле пушки малыш раскопал краешек какой-то деревяшки. Попробовал потянуть, тут же уколол пальчик, и громко заплакал.
Стас, услышав знакомый рев, тут же подбежал к малышу. Мишуня сидел рядом со своей раскопкой, растирая по мордашке очередную слезу и показывая пальчиком на своего обидчика. Из песка торчал край, какого то ящика. Как потом оказалось, это был ящик со снарядами.
Восьмилетний Коля, второй по возрасту после Стаса, тоже подошел к Стасу и Мишуне.
Увидев краешек ящика, он тут же вытащил из кармана, подаренный отцом красивый складной нож, гордо открыл ложку, встроенную в нож и начал усердно копать.
Через минуту ящик был освобожден от песка.
Коля без труда открыл ящик, там поблёскивая медными боками гильз, рядочком лежали снаряды!
Глаза у мальчишек загорелись ещё больше.
-да это же, как бабахнет - воскликнул Стас.
И тут же вытянул один снаряд из ящика, и начал искать, куда же вставить его в пушку. Сразу посыпалось куча советов от ребят, как это надо делать. Общими усилиями вставили снаряд куда надо и закрыли замок.
Потом долго искали веревку, за которую дергают. Все это видели в кино, но так сразу и не нашли. Веревки не было.
Но пыл у ребят не прошел.
Все кроме Женьки, были босые. Оказалось, лишь у него на ногах были добротные новые ботинки, зашнурованные крепкими шнурками. Только Женю, родители могли обуть летом, они у него были зажиточные. Смекалистый Вася тут же уперся глазами в ботинки Женьки. Рука сама потянулась к шнуркам. Ничего, не поняв, Женька отпрыгнул назад и закрыл ладошками свои ботиночки. Мы только стрельнем разочек, сразу же объяснил, поняв обстановку Стас. И ласково погладил Женьку по голове. И мальчишка сдался.
Тут же шнурки оказались в руках у Васьки и немедленно были привязаны к спусковому крюку.
Старший из ребят Стас отогнал всех подальше от пушки, заставил всех залечь и дернул за веревку.
Шарахнуло так, что с березки, которая проросла сквозь станину пушки, облетела почти вся листва как осенью. И конечно у всех пацанов заложило уши, их глушануло так, что они еще долго лежали и не решались встать. Первым, как ни странно, очухался самый маленький из компании - Мишуня. И своим оглушительным воем сразу привел всех ребят в чувство. Все стали выползать из укрытия, кто с ужасом на лице, кто со страхом, кто с восхищением. Но не одного лица не было безразличным.
Долго обсуждали громовой выстрел, шумели и спорили. Стрелять или не стрелять еще, или убежать домой. Первое, что хотели, убежать.
Не убежали, остались!
Стас сразу притащил еще один снаряд, и бабахнули еще раз. Потом еще раз и еще.
Пацаны действовали быстро и слажено как настоящие солдаты. Даже впоследствии сами удивились, как это у них так получилось.
А как удивились потом взрослые дяди!!!
Но все по порядку.
После четырех выстрелов у ребят совсем заложило уши, и они совсем оглохли. И пятый выстрел не стали делать, потому что Мишуня, а за ним и Жорик, которому было чуть больше пяти лет; сильно расплакались и не хотели успокаиваться. Семилетний Валерка всплеснул руками подбежал к малышам и стал их успокаивать, ну как мать родная, приговаривая при этом ласковые слова. Малыши быстро успокоились и утихли.
Солнце уже было в зените, ветерок слегка касался макушек деревьев, а здесь в низине и вообще ничего не шевелилось. Только теперь ребята почувствовали, какая стоит жара. Посмотрели друг на друга и начали хохотать. Пыль копоть и пот все смешалось на телах ребят.
Грязные и чумазые они походили на древних воинов, завоевавших крепость врага, и теперь праздновавшие победу.
Ладно, хватит, изрек Стас. Пора на озеро, а то уж больно жарко стало. Все согласились, но, пообещав что, завтра придут сюда опять, стрельнуть еще разок.
Пробравшись через заросли и вскарабкавшись опять на тропинку, которая к этому времени уже просохла, ребята побежали к озеру. Вдоволь накупавшись и обмыв копоть, и грязь со своих чумазых тел ребята чистые и довольные уже не спеша, побрели домой, весело обсуждая сегодняшние приключения. Мальчишки и не подозревали, что они натворили.
  А обстреляли «бойцы», соседнее с  Земляниками село Волобуевку. Село небольшое всего то дворов десять, да и то половина из этих десяти пустые. Жители покинули свои дома, кто умер, а кто уехал. Остались только одни древние старики.  Но всем жителям деревни неимоверно повезло. Повезло даже вдвойне, все они в полдень собрались у бабки Вари, праздновали ее девяностопятилетние. Поэтому находились в самой крайней избе у дремучего леса. Туда снаряды не долетели. Два снаряда разорвались в огородах заброшенных усадьб, а вот еще два снаряда сделали доброе дело. Один снаряд угодил деду Шюбарю в навозную кучу и разметал весь навоз по огороду, да еще воронка от снаряда осталась. Дед все мечтал выкопать компостную яму, да все сил не хватало. А второй снаряд совсем сказочно попал. А попал он в колодец к бабке Семеновне. Этот колодец уже давно не давал воды, хотя и был очень глубоким. Видно заилился, и вода пропала. Снаряд же, залетевший практически вертикально в колодец, пробив мягкий ил, и взорвался, видимо в известняке, пробив ход артезианской воде. Колодец сразу наполнился и из него через край пошла вода. И хлынула довольно приличным потоком, образовав маленький ниагарский водопад. 
   Такого счастья Семеновна конечно и не мечтала получить. Воду вот уже много лет она носила, почти с другого конца села от деда Ивана. Тяжело носить ведра в 85 лет.
Но всего этого старики пока не знали, они мирно сидели и пили чай, с малиновым вареньем запивая его крепким самогоном. Ну, такая у них была традиция запивать чай самогоном.
Шутка, конечно, сидели старики праздновали нормально, сидели и вдруг?! В селе что-то как рванет. Даже стены затрусились от взрыва, и с потолка бабке Семеновне в стакан с самогоном упал кусочек штукатурки. На что она очень рассердилась и выскочила на улицу, чтобы поругать того, кто помешал праздновать день рождения. Но, увидав в центре села облако пыли, остолбенела. Следующий взрыв произошел уже на глазах у  всех, потому что к этому моменту все выползли на улицу из-за стола.  Снаряд разорвался как раз на подворье у деда Щюбаря. Пыль от взрыва и разлетающиеся в разные стороны комки земли, вместе с навозом, произвели на него такое впечатление, что посадили деда на землю рядом с порожком, а бабка Семеновна, завизжала ну совсем по-детски и, обомлев, опустилась рядом с дедом на порожек. Баба Варя, выползла из хаты, когда прогремел третий взрыв. За ней через некоторое время появились дед, Коля и баба Клава. Все вместе они увидали, как прогремел четвертый взрыв.
  Старики, перенесшие страшную войну, не на шутку были напуганы и озадачены. Никак война началась.
   Но на самом деле никакой войны и в помине не было. Об этом уже к вечеру узнали старики от председателя села Земляники, Митрофанова Якова Федотовича, кремезного, огромного роста мужика, отца двух балбесов которые были в той веселой компании. Но, и он ничего не знал. Просто услышав в соседнем селе шум разрывов, он сразу позвонил в район, и узнал, никаких ли учений не проводились, и ничего не врывали. Убедившись, что нет, сразу побежал в село, благо оно рядом находилось.
Через десять минут немного устав и запыхавшись, Яков Федотович добежал до деревни и обомлел. С пригорка, на котором он остановился, чтобы отдышаться, открылась занимательное зрелище. Маленькое село ровно напополам разрезало тремя воронками.  А из колодца Семеновны бурным потоком извергалась вода. Село было видно, как на ладони и через мгновение он увидел стариков на подворье у бабы Вари. Они сбились кучкой у дверей дома и никуда не расходились.
Обнаружив всех жителей деревни целыми и невредимыми, председатель с облегчением вздохнул. Сел рядом с ними на  колоду, вытащил дрожащими руками папиросы и нервно закурил. Сделал несколько затяжек и, наконец, спросил.
Ну что испугались? Я сам еще не знаю, что случилось, но хорошо, что с вами вроде все в порядке, а откуда и кто стрелял, мы выясним.
Затем, улыбнувшись, молвил - Семеновна, а с тебя бутылка, у тебя из колодца вода идет, да еще как идет. Семеновна оживилась, запричитала и засеменила к своему подворью.
Тут оживился дед Шубарь. Бывший солдат, прошедший две войны, он легко определил, с какой стороны стреляли.
Показав председателю направление в сторону озера.
Председатель, докурив сигарету, побежал в Земляники в свою контору звонить в район о том, что случилось и о том, что он увидел.
В районе среагировали моментально и сказали, что скоро прибудут солдаты и наряд милиции. Через час все были на месте, в деревне, где сидели перепуганные старики.
Народу понаехало! столько людей жители деревни не видели с довоенных времен, с тех пор, когда деревня еще жила нормальной жизнью. Приехал и мужик в черном представитель КГБ. Он все ходил, рассматривал воронки в деревне, а затем стал расспрашивать стариков. Никого ли они не видели в близи деревни, никто ли не просился на ночлег, и еще много других вопросов, от которых у стариков даже головы разболелись. Тем временем солдаты вместе с милиционерами разбрелись в поисках пушки, из которой стреляли.
Направление им подсказал председатель, конечно же, со слов деда Шубаря.
К ночи пушку нашли. На песке возле станины валялись стреляные гильзы, и было много непонятных следов.
Дядя из КГБ приказал сделать засаду. Солдаты и милиционеры затаились в деревьях и кустах вокруг пушки. Ну конечно ждали матерых диверсантов. Война закончилась не так уж и давно. Каких то шесть лет. Это небольшой срок. На западной Украине до сих пор вылавливали недобитые банды. Каково же было удивление офицера КГБ, да и всех кто ждал в засаде, когда на поляне где была пушка, появились молодые «пушкари».
На следующее утро ватага мальчишек увеличилась почти вдвое. К ребятам присоединились еще пятеро бойцов. Теперь команда уже из четырнадцати мальчишек, пробирались к пушке. Возраст новых бойцов также не превышал семи лет. Сразу из садика в бой. Многие из этой команд должны были идти осенью в первый класс.
Придя, домой некоторые мальчишки по секрету рассказали своим друзьям о находке. И вот теперь все собрались около орудия. Мальчишки опять облепили пушку, вновь прибывшие начали ее осматривать и ощупывать. Но как только кто-то из мальчишек взялся за снаряд, чтобы сделать очередной выстрел, из своих укрытий повыскакивали военные и милиционеры. Бряцая оружием и своими криками, они так сильно напугали детвору, что те почти все от страха присели на корточки. Никуда не побежали, и только двое попытались дать деру. Это был семилетний Виталик и шестилетний Женька. Но далеко им убежать не удалось, их тут же поймали и вернули в общую кучу.
Самый старший из всех Стас, державший за ручку Мишуню вдруг заревел первым. Он понял, что ему попадет больше всех, за ним, как по команде заревели почти все «вояки». Они тоже почувствовали, что и им влетит.
Да, влетело всем, даже тем, кто не стрелял. Председатель собственноручно привел «приговор» в исполнение. Ремень был старый, солдатский и всем досталось поровну. Потом еще неделю детвору не пускали гулять.
Пушку забрали военные.
В огороде у бабы Семеновны образовалось озеро. И мальчишки стали приходить купаться туда.
Со временем все успокоилось, жить стало лучше.
Осенью мальчишки пошли в школу. Многие из них в первый класс.
Но еще долго вспоминали  о «боевых подвигах» ребят.
                Конец.

Автор: «Стас Крок»  Профатилов Станислав Васильевич


Рецензии