Встреча с Ольгой Ильицкой Сквозное жильё

За ширмой имени

Имя Ольги Ильицкой я слышала раньше, но встреча с одним лишь именем, если из-за него, как из-за театрального занавеса, кто-то не выведет человека, еще ни о чем не говорит. Перед встречей, на которую я собиралась не пойти, все же решила дать незнакомому мне имени для меня самой шанс. Нашла произведения Ольги Ильицкой в сети. Сказала: понравится – пойду, а если нет – не буду переходить границы заочного знакомства.
Пришла.

«Я зверь разный…»

По фотографии не разглядишь человека, возможно, видно только одну из сторон его личностей. В общем, вместо отдаленной от простых смертных всяческими наградными погонами и членствами в разных известных организациях фигуры, я увидела женщину, по-человечески волнующуюся перед выступлением и ждущую внимания и поддержки от нас, зрителей. Неожиданно она напомнила мне детского писателя, уж не знаю чем, может повадками? А может потому, что начала так: «Я зверь разный, во мне много субличностей, но объединяет все язык». Обращаясь к прошлому, она сказала «когда я стихов не писала и думала что Лорка  это женщина», а потом, рассказывая о своей издательской деятельности и, представляя журнал «Южное сияние», призналась что она плохой издатель и любит больше писать.
Ольга, волнуясь заговорила о своих тревогах по поводу главного редактора журнала: как бы занимаясь организационной деятельностью он не перестал творить. 

Маленький эпизод для большого фильма

Сознание, которое по праву собиралось отключиться после своих 15 минут напряжения вдруг встрепенулось. Звучали стихи Юрия Михайлика
* * *
Времена не выбирают.
В них живут и умирают.
А. Кушнер

Ах, как сладко выбирать -
где придется умирать.
То ли там, от ностальгии -
задыхаясь и дрожа.
То ль от здешней хирургии -
от кастета и ножа.
На излёте глупой жизни
этот выбор все трудней:
там - от нежности к отчизне,
здесь - от ненависти к ней.

Ольга немного рассказала и о нем самом, может быть потому, что в зале оказался человек, назвавшийся его учеником. Она рассказала о том, как Юрий Михайлик уезжал в Австралию. Получился почти маленький эпизод для большого фильма – уезжающий поезд, она протягивает ему на память брелок от ключей в виде земного шара, и он отвечает на все немые и заданные об одном вопросы: «я никогда не вернусь».

Поэтопрозаик

Ольга не поэт, а прозаик, но как прозаик поэт. Наверное, это как нечто родственное привлекло меня в ней.
Как поэт, Ольга хороший поэт, такое место ей отвел Левитанский по её воспоминаниям «очень осторожный человек, который ничего не боялся». Он сам вывел шутливо-серьезную градацию поэтов:
- версификаторы
- поэты
- хорошие поэты
- поэты со вкусом
- великие поэты.
Как прозаик Ольга пишет без черновиков. Говорит «внутри вдруг появляется ощущение события». Откуда это ощущение?

Её рассказ о совершенно невероятном случае.

Однажды она сидела поздно ночью одна и вдруг услышала какой-то стук, потом еще раз и вдруг в сознании возникло «Павлов и его мама». Она написала рассказ быстро, за ночь. На следующий день поехала в психиатрическую больницу и спрашивает: есть ли них пациент Павлов, а врачи в ответ «вы родственница?». «Нет, я автор», - ответила Ольга. После прочтения её рассказа врачи многое поняли о своем пациенте. 
Из области чудесного и невероятного, наверняка многое было и происходит в жизни Ольги, но с нами она поделилась еще только одним, уже забавным случаем.

Из истории стихотворения «Кот»

"Написалось такое стихотворение и вдруг я обнаружила, что это вовсе не простое стихотворение". «Кот» оказался акростихом с зашифрованным в нем весьма определенным текстом «ВЯКНИ КИСА».

«Сквозное жилье»

Встреча с Ольгой Ильицкой называлась «Сквозное жилье». Когда Ольга, предваряя рассказом о превратностях своей жизни чтение стихов, сказала «я жила как все жили», я внезапно до глубины вдруг прочувствовала название встречи. В этот момент, слушая её стихи и недоговоренные, недосказанные и невысказанные вспоминая, подумала сколько жизней и судеб прошло сквозь её сердце. Вот стоит перед нами этот беззащитный и сильный человек, женщина читающая стихи и рассказывающая о том, что её не успели посадить, зато успели посадить её мужа, а еще о том, что она пять лет была репортером в Приднестровье в том числе и во время конфликта, о том, что «не хочет писать книгу о войне», о том, что журнал Юность утверждает «Ильицкая не пишет о любви» и кажется, что на тебя хлынул и обрушился неведомый мир, который всегда был где-то рядом, но о котором ты не знала.

ТАКАЯ ЖИЗНЬ

Вот это жизнь: железными краями
цепляет мягкий мокрый воротник.
По чёрному асфальту с газырями
дорожек пешеходных, напрямик,
мимо резонов, луж, газонов, мимо
трамвайной остановки, магазина,
сквозь колкий и пронзительный пунктир
чужих малоприветливых квартир,
сквозь ливень, безоглядно и, устав,
почувствовать лопатками вокзал...
Остановиться. Переждать. Опять
куда-то прочь сквозь дождь, сквозь ночь бежать.
И вопрошать, и ворожить, и слушать,
как кто-то или что-то память глушит.
И верь, не верь, но всё же лучше смерти
бежать под лёгкой сеткою дождя
туда, где только память, только ветер,
куда тебе бежать никак нельзя.
В другую даль. К чужому очагу.
Вот это жизнь: стоять на берегу
реки, с утра обрушившейся с неба,
и уносящей от причала в небыль.
Хватаясь за перила, на лету,
по лестницам, сквозь города, вокзалы,
и чтоб нигде никто тебя не ждал бы...
Такая жизнь.

На память

"Человек должен хотеть жить", - не раз повторила Ольга.  И в ней, в её творчестве светится эта борьба за жизнь, не смотря на то что проходило сквозь неё. На память – подаренная и подписанная автором книга "Семь встреч с Богом", маленькая такая – книга одной миниатюры, похожая на авторскую открытку. Благодаря ей, прочитанной до встречи мне не пришлось сожалеть о том чего могло бы не быть. И очень благодарна за эту встречу.

Сайт, где можно прочитать произведения Ольги Ильицкой http://www.poezia.ru/user.php?uname=ilol
Встреча с Ольгой проходила в Кишиневе в библ. им. Ломоносова по инициативе Ассоциации русских писателей Молдовы


Рецензии