Воровские песни
Некоторые из воровских песен уходят корнями в далекое дореволюционное прошлое: «Солнце всходит и заходит» (два куплета из которой звучали в пьесе Горького «На дне» еще в 1902 году), «Лишь только в Сибири займется заря», «Валентина»…
Сюжет большинства воровских песен банален: пошли «на дело, а тут «лягавые», потом суд и «я тебя не увижу, моя родная мама».
Для некоторых старых воровских песен характерно… сентиментальность. Вызвать не просто сочувствие, а жалость к герою – это повелось, наверное, от старых песен уличных побирушек. Да и различить их, порой, трудновато, если песня начинается: «Ох, как трудно, как трудно бывает сиротинушке хлеб добывать», а заканчивается: «Мы по новой пойдем воровать!». Вот содержание не воровской, но очень любимой в уголовной среде песни «Где-то за Курильскою грядою»: моряку понравилась «девушка в красочном узоре», но когда он объяснился в любви, выяснилось, что девушка незрячая. Моряк не отказался от своего слова: «Ты прости, но я ведь честный парень».
Песня имеет трогательную концовку:
Где-то за Курильскою грядою
Увидал картину я такую:
Шел старик угрюмый и седой
За собой подругу вел слепую.
А вот цель еще одной старейшей песни «Валентина» вызвать не только сострадание к герою песни, но и ненависть к «белой кости», к жандармам, охранке, плавно переходящая в песнях 20-х годов в ненависть не только к «буржуазии», но и к ГПУ, милиции и т.д.:
По пыльной дороге, закованный в цепи
Закованный в цепи шагал человек…
Слушатель напрягается: раз в цепях – значит матерый убивец. Но настроение песни резко меняется. Начинается эдакая пастораль.
Герой песни «вырос в деревне, у бедной старушки», а потом:
…в город далекий работать пошел.
Там много бродило оборванных нищих…
Слава богу, он не попал в дурное общество, а очень удачно пристроился в приличный дом:
Работу лакея у графа нашел.
А так как он был музыкально одаренный, то:
Бывало, работал я целые дни
В свободное время я брал в руки скрипку
И в сад уходил и играл там в тени.
Ну, я думаю, «целые дни» - это для красного словца. Лакеи, в произведениях русской классики, вроде бы, не очень надрывались на работе. Так что, наверное, музицировал он довольно часто, чем и привлек внимание дочери графа – Валентины.
Она, кстати, тоже была не лишена музыкальных способностей:
Она на рояле играла и пела
И все господа любовалися ей.
Однажды она «поспешила на чудные звуки» и, очарованная властью музыки, полностью потеряла контроль над собой:
Она обняла меня нежной рукою
О милый, - шепнула, - люблю я тебя!
Песня умалчивает, что там еще у них было в ночном саду, но:
Наутро лакея в тюрьму посадили
За то, что на скрипке в саду он играл,
За то, что любовные чувства в нем было,
За то, что он графскую дочь целовал.
Особой любовью в воровской среде пользовались песни о детях прокуроров: «Дочь прокурора» и «Сын прокурора».
В этих песнях воры, знающие статьи уголовного кодекса не хуже юристов, сознательно закрывали глаза на явные «ляпы»: в первой песне прокурор судил собственную дочь, во второй даже командовал расстрелом(!) собственного сына. Потом он, в первом случае, заливался слезами в зале суда, во втором – рыдал на могиле:
Ах, миленький, миленький мальчик,
Куда ж ты так рано пропал.
Признался бы мне, что ты сын мой
И я бы тебя оправдал.
Но как трогательно подается это в песне (вот вам влияние дореволюционных песен уличных побирушек!):
Снова луна озарила
Тихий кладбищенский двор,
Над свежей двойною могилой
Рыдает отец-прокурор.
Могила «двойная» потому, что якобы, сына похоронили в одной могиле с ранее умершей от горя матерью…
Что бросается в глаза в ранних воровских песнях? Авторы песен не ломают голову над описанием внешности героя и пользуются емким словом – «красавец» («красавица»). В упомянутой ранее песне «Слепая девушка», это слово звучит четыре раза. Дочь прокурора – «как отец, горделива и красива собой», сын – «красивый мальчишка с голубыми глазами»; в песне «Надену я черну шляпу» «…дамы, увидевши гроб, поймут, что красавец утоп».
Герои красивы даже когда их ведут на расстрел:
Среди бушующей толпы
Вели к расстрелу молодого
Он был красивый сам собой…
Красивым в воровских песнях может быть даже труп. Вот молодой уголовник из песни «Когда мне было десять лет» вспоминает, как на ночном квартирном грабеже убил, сразу не узнав, отца и мать:
А на полу отец лежал
Он был убит моей рукою,
Его красивый труп лежал,
Из раны кровь лилась рекою.
Кстати, этот прием, когда герой песни не узнает в своей жертве сестру или отца – также одна из особенностей старых песен. Вот несколько примеров: не узнает лесной разбойник своего отца – полковника («Луна проказница светила»), не узнает родную сестру бравый капитан («Было то в притоне Сан-Франциско»), не узнает оборванец брата-матроса в песне «Есть в Батавии маленький дом». На последней я хочу остановиться особо. После довольно смелого выражения – «красивый труп» в этой песне звучит очередная смелая заморочка.
В книге «Русский шансон» автор многих книг по воровской тематике Фима Жиганец (настоящее имя – Александр Анатольевич Сидоров) – русский журналист, пистель и переводчик приводит цитату Андрея Синявского из его статьи «Отечество. Блатная песня»:
«И убийца, белее, чем мел,
Труп схватил, с ним, танцуя, запел…
– Как жаль, что мне не удалось разыскать этот шедевр уголовной лирики…»
А слова эти вырваны из первоначального (блатного) варианта песни «Есть в Батавии маленький дом». На первый взгляд, идиотское поведение – танцы с трупом да еще и с песней! Нелепое поведение убийцы можно объяснить, если проанализировать всю песню.
Я немного писал о ней в разделе «Уличные песни с морской тематикой». Начинается она так:
Есть в Батавии маленький дом,
Он стоит на обрыве крутом,
И ровно в двенадцать часов
Открывает китаец засов (вариант – «японец», есть даже – «старый негр открывает засов»).
И за тенью является тень,
И дрожит под ногою ступень…
За тенью – тень, что-то таинственное, призрачное, романтическое, но дальше:
В этом доме гуляют и пьют
И слышно как там поют.
«Гуляют и пьют» - вся романтика исчезла и про посетителей этого заведения можно было бы сказать суровым языком милицейского протокола: пьяницы, наркоманы и тунеядцы. Но – большие любители пения. А любимая песня у них:
Дорога в жизни одна,
Ведет всех к смерти она,
Кто любит, гуляет и пьет
Тот выпьет и снова нальет.
Один раз в жизни живешь,
Что сможешь от жизни возьмешь
День раньше – день позже умрешь,
А прошлого ты не вернешь.
Сюжет песни: в одном из притонов Батавии герой песни – оборванец, «подстрекаемый пьяной толпой», убивает соперника. И пока оборванец, запоздало узнавший в поверженном сопернике родного брата, рыдает, следует отличная сценка:
Бушевала, шумела толпа,
Рыдал оборванец босой,
Лишь спокойно стояла она,
Шаловливо играя косой.
Вся жизнь этого обитателя притона сводилась к трем словам: «любит, гуляет и пьет». И вот, обезумевший от горя герой песни прижимает к себе труп брата (может, думая, что в нем еще теплится жизнь) и как бы хочет прожить вместе с ним хотя бы еще мгновение этой, на его взгляд, красивой жизни.
Я убежден, что именно такой был смелый авторский вариант, а в дальнейшем робкие исполнители стали петь «над трупом, рыдая, запел» или «склонившись над трупом, запел». Заметьте, Синявский – знаток уличной песни не удивлялся этим странноватым строчкам, он искал: из какой же это песни?..
Чуть позже (уже в годы советской власти) была написана песня «Нас на свете два громилы»:
Нас на свете два громилы
гоп-бери-бери-бумбия,
Один я, другой – Гаврила…
Обратили внимание на слова – «гоп-бери-бери-бумбия»? Нет? А зря! Дело в том, что в других вариантах идут иногда: «цзынь-дая», иногда «дралаху-дралая» и т.д. И специалисты по воровским песням на полном серьезе дискутируют – какая же именно присказка является, так сказать, классическим первоисточником, а какая – новодел?
Не знаю, как вам, а мне «громила» представляется в виде двухметрового детины с узеньким лобиком питекантропа. И ведут они себя соответствующим образом. По крайней мере – в этой песне. Я привожу дальнейшие куплеты, опуская всякие «дралаху-дралая»:
Мы вам фокусы устроим,
Без ключа замок откроем,
Хавиру начисто возьмем,
А потом на ней кирнем.
Пить на только что обворованной квартире – это или верх наглости, или верх тупости! Стоит ли удивляться следующему куплету песни:
Не успели мы кирнуть,
А лягавый тут как тут,
Забирают в ГПУ,
А потом ведут в тюрьму?
Когда они «дали в лапу», их на суде оправдали и что вы думаете, они сделали?
Мы заходим в ресторан
Гаврила – в рыло, я – в карман
Боччата рыжие срубили,
А потом всю ночь кутили.
А протрезвев, эти неунывающие оптимисты так завершают песню:
А если бабки есть у вас,
Пригласите в гости нас.
Вот такие простодушные обаяшки.
Старейшая эта песня – своеобразный эталон воровской песни. На протяжении нескольких десятилетий советской власти безымянные авторы нередко пользовались приемами, разработанными в этой песне. Тут и воровское бахвальство: фокусы открывания замков без ключей, и обилие жаргонных словечек: лягавые, хавира, ксивы и т.д.; и красивая жизнь после удачного и быстрого «дела»: ограбив, скорее всего пьяненького посетителя ресторана, два громилы кутят целую ночь…
Вот еще одна песня тех же лет. В 1924 году была написана первая пролетарская песня «Кирпичики» (автор слов Павел Герман). Автор музыки Валентин Кручинин положил в основу мелодии своей песни мелодию широко известной в простом народе песню «Как на кладбище Митрофании». Тут же был написан уголовный вариант песни. От песни Германа сохранилась, фактически, только первая строка – «Где-то в городе на окраине», да еще по тексту, периодически, выплывают «кирпичики».
Сюжет песни: даму и ее кавалера грабят бандиты, начав с банального:
Угости-ка, друг, папиросочкой
Не сочти-ка, товарищ, за труд!
Парочку усадили «на кирпичики» и «велели ботинки сымать», угрожая в случае сопротивления дать «кирпичиком по затылочку».
Пострадавший – явный непман:
А не ем воротник из бобра,
А как вынул свой портсигарище
В ем без малого фунт серебра.
А грабители обосновывают, почему, дескать, они пошли на такое дело: «Ну, как водится, безработица…»
Что остается делать – жить ведь как-то надо: «Скидывайте пальто и пинжак!»
А там аппетит разгорелся и сняли все. Ну, почти все. На вопрос дамы: «Как же мы пойдем в таком виде?» –
Ухмыльнулся бандит снисходительно:
«Выбирайте посуше путь –
И по камешкам, по кирпичикам
Доберетесь домой как-нибудь!»
И уже для того, чтобы при исполнении песни веселилась вся воровская малина, у песни такая концовка:
Жаль, что не было тут фотографа,
А отличный бы вышел портрет:
Дама в трусиках и под зонтиком,
А на ем даже этого нет.
Была и такая концовка песни:
Жаль, что не было там фотографа,
А то славный бы вышел портрет:
Дама в шляпочке и в сорочечке,
А на нем даже этого нет.
А есть и третья:
Жалко, не было тут фотографа,
Эту бедную пару заснять:
Она – дамочка – в панталончиках,
А на ем и кальсон не видать!
А есть и четвертая:
Ни художника, ни фотографа,
Ни нашлось, чтобы сделать портрет,
Дама в шапочке, без рубашечки,
А на нем и кальсончиков нет.
Это пример воровской песни-варианта на первую пролетарскую песню. А вот пример из другой, так сказать, оперы:
Ты сидишь за решеткой
И смотришь с тоской
На свободу, где люди гуляют… («Ты сидишь за решеткой»)
Это неизвестный уголовный талант сочинил свой вариант старинного русского романса:
Ты сидишь у камина
И смотришь с тоской,
Как печально камин догорает…
Вряд ли автор этих строк ходил, как герой «Кирпичиков» на «гоп-стоп». Скорее всего, у него была иная специализация. Он, наверное, был вор-джентльмен со светскими манерами, как в уже упомянутой песне «Дочь прокурора»:
Но однажды на танцах элегантной походкой
К ней шикарно одетый уркаган подошел,
Горделивый красавец из преступного мира
Поклонился он Нине и увлек на бостон…
Ему вторит герой песни «Поворую, перестану»:
Ведь вору тоже нужно как-то развлекаться:
В костюмчик фирменный любил я одеваться,
Пойти в кабак, где по ночам красотка пела
Ее хотел я, но не в этом дело!
Шикарно одеваться и пойти в кабак после удачного «дела» - предел мечтаний в старых воровских песнях. Хотя в той же «На Дерибасовской» у героя песни запросы уже больше:
И возвращался на машине марки «Форда»,
И шил костюмы элегантно, как у лорда.
Прошло несколько десятков лет, но в кинофильме «Джентльмены удачи» у Косого – нашего современника запросы не изменились: «Куплю машину с магнитофоном, пошью костюм с отливом – и в Ялту!»
Где взять деньги вору на «костюм с отливом и машину» зависело от специализации героя песни: «Комиссионный решили брать» (одноименная песня) или «Вот однажды на денежну кассу, совершен был налет боевой» («Парень в кепке и зуб золотой»), или «Раз на Киевском бану кассу вертанули» («Маслице»), или: «Залетаем мы в контору/ Говорим им: «Руки вгору,/ А червонцы выложить на стол!» (один из вариантов знаменитой песни «Гоп со смыком») – герои этих песен – воры-налетчики.
Упомянутая ранее: «Скидывайте пальто и пинжак!» («Где-то в городе на окраине») – это уже «гоп-стоп» – уличный грабеж.
«Идти на мокрое не дрогнула рука» («Костюмчик серенький, колесики со скрипом») – это ограбление с убийством – «мокруха».
«Карманы чистят они вам ныне/ Стерильно, без касанья рук (это из одесской песни «Вы хочете песен?»), «По карманам я начал шманать» или «Где ширмачи канают на бану» («По приютам я с детства скитался») – герой песни ширмач, т.е. вор-карманщик, промышляющий – «шманающий» на вокзале – «на бану».
«В ноги бросилась старуха,/ Я ее прикладом в ухо/ Старика прикончил сапогом» (вариант – «утюгом» - В.М.) – это уже вооруженное разбойное нападение группой лиц по предварительному сговору.
«Лепил я скок за скоком» - герой песни – форточник («лепить скок» - квартирная кража через форточку…)
Может я что-то упустил? Ах, да! Целую балладу – «Помню я ночку холодную, темную…» Не правда ли романтическое начало? Можно представить себе: камин, свечи и седовласый джентльмен с дорогой трубкой (или сигарой), сидя в шикарном кресле, рассказывает своим домочадцам: «Помню…»
Джентльмен, может, седовласый, но рассказывает он это не у камина, а на нарах, и не домочадцам, а зэкам, потому что заканчивается эта песня горьким:
Жизнь развеселая, жизнь поломатая
Кончилась ты под замком.
Второе название этой песни-баллады – «Медвежонок». Ласковое название – не правда ли? Пусть оно вас не умиляет: «медвежонок» - маленький сейф, в отличие от «медведя» - большого сейфа.
Небольшое отступление: в 50-е годы прошлого века книжек-детективов было не так много, как сейчас, но выходили они приличными тиражами. Весь Союз читал «Приключения майора Пронина», «Последнее дело Коршуна», «След Заур-Бека», «Конец Большого Юлиуса» (согласитесь, звучное название!) и очень популярную книгу – «Последний медвежатник» - трогательную историю про дореволюционного медвежатника, который на старости лет, так и не обрел своего угла и, по воле автора, вынужден тайком пробираться в советскую сберкассу, чтобы переночевать там и даже подумывать перед сном: стал бы он защищать эту чуждую ему социалистическую собственность, если вдруг в это госучреждение полезут грабители.
У героя песни «Медвежонок» культурная программа куда больше, чем у героя песни «Дочь прокурора», который знакомился с девушками на танцах. Этот
«…на концерте в саду познакомился
С чудом земной красоты».
Наверное, автор все-таки имел в виду – «чудо неземной красоты», но не надо придираться к этой строчке. Она лишний раз говорит о подлинности, народности песни.
Интересно – как знакомился на концерте вор-медвежатник с дочкой прокуроа? На девушку надо произвести впечатление, нужен особый подход при знакомстве. Ну хотя бы такой, как в песне «Парень в кепке и зуб золотой»:
«Разрешите-ка, милая дама,
Вам нарушить приятный покой», -
Так сказал и придвинулся ближе
Парень в кепке и зуб золотой.
Это или производит на девушку впечатление и тогда события развиваются как в песне «Мы гуляли с тобой позапрошлой весной»:
Стан твой нежный такой
Обнимал я рукой,
Ты шептала: «Не надо, не надо…»
Или она вас отошьет, как в песне «На Невском проспекте у бара малолетка с девчонкой стоял»:
Уходи, я тебя ненавижу.
Уходи, я тебя не люблю.
Ты ведь вор, ну а я комсомолка…
Я другого парнишку найду.
И ведь предупреждали же отдельные песни:
Мальчики на девочек
Не кидайте глаз:
Все, что в вас звенело –
Вытрясут из вас! («Пиковая дама»)
Частенько девицы определенного профиля сами затевали нужное им знакомство, как в песне «Костюмчик серенький, колесики со скрипом»:
Ты подошла ко мне небрежною («танцующей» - В.М.) походкою
И по-блатному мне сказала: «Ну, пойдем!»
А поздно вечером поила меня водкою
И овладела моим сердцем, как рублем.
И как следствие:
Тогда еще я не был уркаганом,
Ты в уркагана превратила паренька,
Ты познакомила с приправой и наганом,
Идти на мокрое не дрогнула рука.
Ему вторит герой песни «Мы познакомились на клубной вечеринке»:
Не знал тогда, что ты с ворами связана,
Не знал тогда – шикарно любишь жить.
И покатилось-поехало:
Я не заметил, как зажегся стастью,
Я не заметил, как увяз в грязи.
Прошло полгода – с воровскою мастью
С братками двинулся по скользкому пути.
Я воровал и жил красиво, весело
По ресторанам широко гулял,
Кидал хрусты направо и налево…
«кидал хрусты» - сорил деньгами, а она все равно хвостом вильнула и он удивляется:
Разве тебе плохо было жить с ворами?
Разве не хватало барахла? – это уже из воровской классики – «Мурка».
Темой очень многих воровских песен является не просто несчастная любовь, а несчастная любовь с трагическим финалом: он полюбил, она изменила и должна быть наказана.
Очень редко герой относится к измене с таким легким сердцем, как в песне «Сигарета»:
Если женщина изменит,
Я грустить недолго буду.
Закурю я сигарету
И о ней я позабуду.
Увы, не мало случаев, когда герой действует круто, как в песне Петра Лещенко «Чубчик кучерявый»:
Из-за бабы, лживой и лукавой
В бок всадил товарищу я нож.
Скорый на расправу и герой песни «Чувак»:
Однажды я ее в подъезде встретил
Она стояла с чуваком у батареи
- Ты, че, в натуре, волк? Ты мне ответишь!
И приколол его, в натуре, к двери.
Если герой песни покруче, ну, как в песне «Не губите молодость, ребятушки», то у него в кармане уже не холодное оружие, а огнестрельное. А ведь и само название песни и ее первый куплет просто кричали:
Не губите молодость, ребятушки,
Не влюбляйтесь с юных ранних лет,
Слушайте советы родных бабушек,
Не губите свой авторитет.
Мне, например, особенно нравится последняя строка. Про авторитет.
Далее герой песни делится своими горькими воспоминаниями: шел себе однажды пьяненький, никого не трогал, ни о чем не думал и вдруг – вот те раз:
В переулке пара показалася,
Не поверил я своим глазам,
Шла она к другому прижималася
И уста скользили по устам.
И так это было неожиданно, что:
Быстро хмель покинула головушку
И с кармана выхватил наган
Выстрелил шесть раз в свою зазнобушку,
Труп ее упал к моим ногам.
А бабушка ведь предупреждала: не влюбляйся с юных, ранних лет! И помнил ведь бабкины слова, да вот – бес попутал!
Бес попутал и героя песни «Стучат колеса», осужденного на двадцать лет за то, что:
Потом прокрался к ней в квартиру
И там соперника убил.
Но настоящие шекспировские страсти бушуют в песне с лирическим названием «Когда с тобой мы встретились…»:
Когда с тобой мы встретились, черемуха цвела
И в парке тихо музыка играла.
И было мне тогда совсем немного лет,
Но дел уже наделал я немало.
А занимался наш герой квартирными кражами через форточку:
Лепил я скок за скоком, а наутро для тебя
Бросал хрусты налево и направо.
И так все было, вроде бы, ладненько и вдруг эта неожиданная встреча:
Я помню, как с приятелем была ты на скверу,
Он был бухой, обнял тебя рукою,
Тянулся целоваться, просил тебя отдаться,
А ты в ответ кивала головою.
Герой не стал сразу же выяснять отношения:
Во мне всё помутилось, и сердце так забилось,
И я, как этот фраер, зашатался…
И решил утопить любовные неприятности в водке:
Не помню, как попал в кабак,
И там кутил и водку пил
И пьяными слезами обливался.
А протрезвев, решил все-таки расправиться с изменницей:
Однажды ночкой темною
Я встал вам на пути,
Узнав меня, ты сильно побледнела.
Его я попросил в сторонку отойти
И сталь ножа зловеще заблестела.
В песне нет описания убийства, но из дальнейших строчек ясно, что герой убил ее, а, заодно, и его. Зато очень подробно описываются переживания героя. Вот он бежит с места преступления:
Потом я только помню
Как мелькали фонари
И мусора кругом в саду свистели…
Вот он уже дома:
…я один сидел,
На фотокарточку глядел –
С нее ты улыбалась, как живая.
В подобной ситуации герой песни всегда топит свое горе в водке:
Любовь свою короткую
Хотел залить я водкою…
и вдруг неожиданная строка:
И воровать боялся, как ни странно.
А жить-то как-то надо, если кроме квартирных краж ничего не умеешь:
Но влип в затею глупую
И как-то опергруппою
Был взят я на бану у ресторана.
Герой песни рассчитывал получить «от силы «пятерик», но раскопали двойное убийство:
Пришел о мне Шапиро,
Защитник мой – старик,
Сказал: «Не миновать тебе расстрела».
Герой, в отличие от многих, себе подобных, не проклинает бывшую любовь, а наоборот:
А завтра мне зачтется
Последний приговор,
И скоро, детка, встретимся с тобой.
Про неудачную любовь в воровских песнях сказано очень много, так как многие герои песен – молодые ребята. И песни сочиняют, наверное, больше в молодости. И может создаться впечатление как в песне «Девчонки-бабенки»:
Девчонки-бабенки сгубили меня,
За что и попал за решетку.
На воле я жил, с девчонкой дружил,
Но для этого надо деньжонки.
Но герои этих песен, еще в отроческом возрасте по разным причинам, продуманно или несознательно сделали свой выбор, что чем гнуть спину над токарным станком, добывать в шахте уголь, или в знойной пыльной летней степи целый день вкалывать на тракторе или комбайне, пойти на «дело», ну хотя бы так, как в самой первой песне этой главы «Нас на свете два громилы», «срубить» за несколько минут(!) «бачата рыжие» и «бросать хрусты направо и налево».
А с чего все началось? Тут очень много вариантов. Один – плохая наследственность или, как сейчас говорят, гены. Герой песни «Этап на Север» и не ломает голову о пути по которому пойдут его дети:
А дети малые, судьбой оплаканы,
Той же дорогой пойдут искать меня;
Не страшны им срока огромные,
Не страшны им и лагеря.
Вот и выросший в неблагополучной семье ребенок тоже не ломает голову (один из вариантов песни «Гоп со смыком»):
Ремесло я выбрал кражу,
Из тюрьмы я не вылажу,
И тюрьма скучает без меня!
Хотя куда уж хуже семья, чем у героини песни «Купите бублики»:
Отец мой пьяница,
Все время чванится,
Он к гробу тянется и все же пьет.
Сестра пропащая,
А мать гулящая…
Но печет же бублики и торгует ими, а не ворует!
А есть ведь преступники из вполне благополучных семей («Сын поварихи и лекальщика»):
Я с детства был примерным мальчиком
Послушным сыном и отличником
Гордилась дружная семья
Но мне, невинному тогда еще,
Попались пьющие товарищи
На вечеринках и в компаниях
Пропала молодость моя.
А к водке нередко можно добавить и:
Кокаином серебряной пылью
Все дороги-пути замело… («Перебиты, поломаны крылья»)
И пошло-поехало: сначала «салага» или «малолетка» - несовершеннолетний начинающий преступник:
По карманам я начал шманать,
По чужим, по буржуйским карманам
Стал рубли и копейки сшибать («По приютам я с детства скитался»)
Ему вторит и начинающая воровка:
Воровать я совсем не умела
На Привозе учили меня («Перебиты, поломаны крылья»);
потом «урка», «уркаган» - то же, что и «блатной» – уже свой человек в воровской среде; потом «жиган» - молодой, но авторитетный вор.
И частенько с молодым рядом были «заботливые» старшие, которые вовремя и нальют, и дозу дадут, и подскажут, что делать, и споют популярную по всей матушке России песню «Бутылка вина, не болит голова»:
Так лучше веселиться, чем работать!
И девочек шикарных целовать…
Соблазненный такими перспективами молодой начинает жизнь по этой программе, как-то не обращая внимания на третью строчку этой песни: «И миновать тюрьмы замок суровый»:
Стал наш Шлема привыкать
К воровским манерам («Маслице»).
Набиралась опыта и начинающая воровка:
Раз темной ночкой пошли мы на дело,
В деле был вор, а на шухере я… («Гуляй, мой хороший»)
Но
Дело в том, что житие наше блатное,
Порой опасное и скользкое такое («Поворую»), но сколько веревочку не вей:
Раз на Ростове-на-Дону
Я в первый раз попал в тюрьму,
На нары, брат, на нары, брат, на нары! («На нары»).
Герой этой песни «первый раз попал в тюрьму», а молодой парень из песни «Черный ворон» первый раз едет по этапу:
На глаза надвинутая кепка,
Рельсов исчезающий пунктир,
Нам попутчиком с тобой на этой ветке
Будет только лишь строгий конвоир.
«Нам» – значит, с ним кто-то находится рядом. Этот, находящийся рядом человек – опытный и бывалый зэк, подбадривает паренька такими словами:
А ну-ка, парень, подыми повыше ворот,
Подыми повыше ворот и держись.
Черный ворон, черный ворон, черный ворон –
Переехал твою маленькую жизнь.
Кстати, ничего не говорящая современному читателю первая строка первого куплета очень точно рисует облик паренька: начинающие блатняки подстригались исключительно «под бокс» и носили кепку, надвинутую глубоко на глаза, и была это не просто кепка, а «восьмиклинка» - фуражка из восьми клиньев – любимый головной убор урки.
И уже в тюрьме молодой вор вспоминает:
Не забуду мать родную,
И Серегу пахана
Целый день по нем тоскую… («Помню, помню, помню я»).
Пахан теперь у него рядом с матерью, то есть как отец родной. В общем:
Меня засосала опасная трясина
И жизнь моя – вечная игра («Постой паравоз»).
Игра, как в прятки: украл – поймали – сел, вышел – украл – поймали – сел.
И начинаются в жизни молодого еще парня его «университеты». В тогдашнем СССР существовала поговорка: «Кто не работает – тот не ест», а на счет работы: «Не хочешь - заставим». В местах несколько отдаленных от центра. Разбросаны эти места были по всему Советскому Союзу. Но в песнях чаще всего упоминается Сибирь. И молодой уркаган имеющий о ней представление по ресторанной песне Петра Лещенко «Чубчик»:
А я Сибири не страшуся
Сибирь ведь тоже русская земля…
вторит популярному в послевоенные годы певцу:
Не страшна мне Сибирь отдаленная
И не страшен жестокий конвой («Полюбил я тебя, кареглазую»)
А кроме Сибири есть еще и крайний север:
Ах, зачем этот Север далекий
Разделяет, дорогая, нас с тобой.
И Дальний Восток:
Я живу близ Охотского моря,
Где кончается Дальний Восток («Из далека Колымского края»)
И все это было растянуто во времени:
Десять лет трудовых лагерей
Подарил я рабочему классу
Там где стынут тропинки зверей
Проложил я Амурскую трассу.
Тут уже былое «не страшусь», как-то уже не звучит, зато не в ресторанной песне, а написанной в местах отдаленных лаконично и жестко прописано:
Здесь смерть подружилась с цингой,
Забиты битком лазареты,
Быть может вот этой весной
И вы не дождетесь ответа. («600 километров тайга»).
Вот такие «университеты» и такая «аспирантура». Но это уже в следующей главе – «Лагерные песни».
Свидетельство о публикации №213082301479
Всех Вам благ.
Александр Сидоров
Фима Жиганец 19.10.2019 21:25 Заявить о нарушении