Земляки. Стецюк- Черник Н. В

Года идут, а память остаётся.

В  сегодняшнем материале  о земляках хотелось бы передать  воспоминания о войне  Нины Васильевны  Стецюк, которая вот  более 60 лет проживает в посёлке Первомайском города Горячий Ключ.
     Моей героине идёт девяностый год,  за плечами непростая, полная тревог и работы жизнь.  О ней, среди прочих участников трудового тыла,  три года назад  мне уже доводилось писать. Но память этой простой и удивительной женщины хранит так много  интересных и трогательных страниц, что  не писать об  этом невозможно. Сегодня  попытаюсь  пересказать другие  эпизоды  её  молодости, выпавшей на суровое военное время.
   Числа 5-6 августа 1942 года началась оккупация  Староминского района, где семнадцатилетняя Нина проживала с отцом и мачехой в большой многодетной семье. 
-  Когда немцы подходили к нашей станице Новоясенской, рассказывает Нина Васильевна,- нам, девчатам-трактористкам,  дали приказ отогнать технику как можно дальше в тыл. Мы проехали несколько километров, и  увидели, что навстречу движутся немцы. Их было много, на мотоциклах, машинах. Мы свернули в лесополоску, чтобы нас не заметили переждали, пока они проедут по направлению к Новоясенской.  А потом мы сняли с тракторов все, что могли, сложили в куртки, фартуки, подолы и пошли обратно домой. Вернулись ночью, чтоб никто не заметил.
Оккупанты проводили в станице обыски, лазили по подвалам, чердакам, все проверяли и отнимали у станичников   еду.  Поэтому,  детали и запчасти от техники  надо было хорошенько спрятать. Куда?  Решение нашлось прямо- таки нестандартное.
    В степных районах, как известно, леса нет, такие привычные для нас дрова, - непозволительная роскошью. Топили в мирное сытое время соломой, а еще изготовляли топливо из обычного кизяка. Разного сорта органическое  «добро» перемешивали тщательно, женщины месили его  босыми ногами. Затем на ровную, предварительно расчищенную площадку выстилали, ровняли и оставляли сушиться под солнцем. Эти засохшие плиты пилили на ровные кирпичики. Готовые изделия выкладывали в виде копен, башенок, если выражаться понятнее. Во внутрь  таких  вот копен и спрятали смекалистые трактористки запчасти от тракторов. Уж туда-то фрицам и в голову не пришло заглядывать.
Страшное время оккупации  тянулось вечно, жить было просто страшно. К зиме стали распространяться слухи о том, что составляются списки, в которые вошли семьи коммунистов и военнослужащих Красной Армии. Всех этих людей должна была уничтожить так называемая зондеркоманда, которую ждали в начале февраля 1943 года. Был и еще один список, в него записывали подростков, которых фашисты планировали отправить в Германию.
 На 6 февраля назначили расстрел станицы.  А 2 февраля  в Новоясенскую вошли  наши войска.  В ночь со 2 на 3 февраля была освобождена и Староминская. Фашистов застали врасплох, большое их количество взяли в плен, захватили много техники.  Радость  станичников  словами невозможно описать, этот счастливый день  запомнился им на всю жизнь,  хоть до Победы было еще, ох, как далеко.  Как благодарны они были своим освободителям, бойцам родной Советской Армии…
-Бойцы  наши  были измотанные, в рванном изношенном до дыр обмундировании,  - рассказывает Нина Васильевна.  У многих вместо пуговиц были деревянные чубучки. Грязные, усталые, а все ж – таки нагнали немцев с Кубани! Наши станичники стелили им прямо на полу, кто сена, кто соломы, кто какие одеяла, что было. Кормили их,  а они тут же падали, как мертвые и засыпали.
-Откуда они такие? Спросила я у батьки.
- С предгорий. От Горячего Ключа немца гонят, - ответил отец и добавил:
-Я ж говорил, что мы немца побьём.  Лаптем бить будем, а побьём!
     Пока измученные солдаты отдыхали, станица всю ночь не спала. Во всех хатах в прямом смысле кипела работа. Кипятили солдатские гимнастёрки, сушили над печкой, раскидав на чугунках, сушили утюгами, штопали.
 У самих - есть было нечего, но спасителей своих старались покормить и в дорогу с собой хоть чего-нибудь дать.
Трудно было на фронте, но  в тылу не легче. После освобождения станицы отправили Нину вместе с другими девчатами на курсы трактористок. А когда подошло время посевной,  председатель колхоза приехал  на курсы просить отпустить девчат пораньше. Особенно Нину, потому как имела опыт работы.  По - правде говоря,  она уже  работала и на тяжелых тракторах, и на легких. На  тракторе СТЗ сеяла и убирала хлеб, а  на тяжелом тракторе ЧТЗ пахала поля.
  Нину отпустили в связи с военной необходимостью, но велели приехать и вовремя сдать экзамены.   
 Нина  тягала сеялку на своём тракторе. Выполнять такую работу  было  тяжело,  не все могли. Мужчин  в колхозе было только двое:  те, которые не подлежали призыву по возрасту и здоровью.  Работали одни женщины,  да несколько подростков по 13 лет. По ночам зажигали факелы, обмотанные в отработке, чтоб хлопцы  не заснули у сеялок и не упали с машин. Спали тогда по 3-4 часа и с 5ти утра  снова на трактор. Заработную плату не получали, но работали все очень добросовестно, понимали, что трудятся для общей Победы.   Жили очень тяжело.  Ни  соли, ни спичек, ни керосина, ни мыла. Часто и на стол нечего было собрать.  Летом  дети собирали шелковицу,  жерделы,  вишни, а на зиму женщины варили мед из сорго. Одежды тоже не хватало, ходили в фуфайках и кирзовых сапогах, летом - в так называемых чувяках и черевиках - самодельной обуви, которая верой и правдой служила в те годы. Дома в основном были саманными с земляными полами, отапливались  чаще - соломой, камышом, остатками сорной растительности и теми самыми, вышеупомянутыми сушенными  кирпичиками из  навоза.
Мне думается, рассказ о сороковых годах  на Кубани еще долго не может быть  окончен. Не переданы еще многие другие эпизоды из жизни наших земляков, тех, кто с оружием в руках освобождал землю от коричневой чумы, тех, кто ударным трудом в тяжелейших условиях приближал великую Победу:  растил детей, сеял хлеб, отправлял на фронт посылки и тёплые письма. В любой день календаря мы должны, просто обязаны  помнить о них и передать эту память детям. Чтобы вырастить поколение, за которое не будет стыдно. Года идут, а память остаётся.
Марина Мосур – Василькова.
Пос. Первомайский.

Дополнительная информация из  Интернет – источника:http://starominskaja.ru/


Фото из личного архива Стецюк (Черник) Н.В.
**************
Нины Васильевны не стало в начале августа 2015 года, ей шёл девяносто второй год.
Светлая ей память...
****


Рецензии