8. Соня и Абрам Мунвезы

Тетя Соня была сравнительно молода, она родилась в июле 1917 года, и хороша собой, хотя уже начала полнеть. Она была тонким умным человеком, интересным собеседником, веселой и остроумной, совершенно непохожей ни по характеру, ни по манере поведения на сестру – Лену и двух братьев – Николая и Шаху, которых я знал.

Любочка показала мне на проходную комнату – узкую и длинную, вдоль которой стояла узкая кровать:

– Вот здесь я спала, а теперь здесь спит дедушка. Вся остальная семья – Соня, Абраша, Леня и Элла спали в другой комнате.

Тогда в тесноте жили многие. Я представил себе в этой комнате еще и дедушку, когда Любочка жила с ними, и мне стало не по себе. Я понял, почему Любочка сняла угол у Марьяши, и какое облегчение она при этом испытала.

Потом я бывал у Сони еще несколько раз.

Летом 1957 года они приезжали на отдых в Батуми, а мы с Любочкой тоже отдыхали там летом. Любочкины родители жили на Зеленом мысу, и к морю надо было спускаться с высокой горы, где стоял их дом.

Я учил Сонину дочку Эллочку плавать, поддерживая ее тельце на поверхности, пока она барахталась в воде, но каково было мое изумление, когда, встретившись с ней в 2000 году в Санкт-Петербурге на квартире у Стеллы, Любочкиной двоюродной сестры (дочери брата Николая Исааковича – Миши), Эллочка вдруг сказала:

– Я на всю жизнь запомнила, как ты меня топил в Батуми.

Соня умерла от рака в июле 1959 года. Мы тогда уже жили в Академгородке, причём Любочку с Иринкой Николвй Исаакович только-только привёз из Батуми. Любочка вскоре узнала о смерти сони из письма отца. Я помню её слезы - люлочка её очень любила.

Абрам Мунвез недолго был вдовцом, его быстро - уже в следующем году - утешила женщина, согревшая его сердце. Ее звали Блюма. Она взяла на себя заботу о маленьких детях. Тетя Лена долго не могла простить ему его быструю женитьбу.

Сегодня нет в живых ни Блюмы, ни Абрама Мунвеза. Эллочка выросла, у нее был муж, Боря Клименко, который тоже уже давно умер. Их дочери Кате тогда было 20 лет. Эллочка работала учителем русского языка и литературы в школе, а потом вышла на пенсию. Эллочка с Катей решили уехать из России и в 2004 году переехали в Германию, где уже давно жил ее старший брат Лёня со своей семьей. Катя в Германии родила сына Мишу. Любочка сначала переписывалась с Эллочкой и разговаривала с ней по телефону, а сегодня мы переговариваемся по Скайпу.
 
Воспоминание Любочки из периода ее жизни на Васильевском острове совместно с Мунвезами в 1953 году:

Рано утром Эллочка (тихим ласковым голосом): – Лю-юба... Люба...
Люба просыпается и лежит с закрытыми глазами.
Эллочка (еще более ласково и вкрадчиво): – Лю-юбочка-а...
Люба молчит и не открывает глаз.
Эллочка: – Ну Любунечка ....
Люба не выдерживает и открывает глаза.
Эллочка (быстро): –Ты спишь?

И еще одно.

Леня (клянчит): Эллочка, дай мне половину конфеты.
Эллочка (с хитрым видом): Хорошо, дам, но только скажи «пожалуйста».
Леня (с готовностью): Эллочка, дай мне, пожалуйста, половину конфеты.
Эллочка (решительно): Не дам!

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2013/10/04/601 


Рецензии