Дневник мальчика из 1973г

  Этот  мой  детский  дневник  каким  то  чудом  сохранился , провалявшись  на  верхних   полках   нашей   старой   архангельской   квартиры  на  улице Садовой  ровно  сорок  лет.  Столько  событий  прошло с  тех  пор , столько всего  поменялось в  жизни человеческой. Большинство  упомянутых   людей    из   этого  старого   дневника   уже   на   том  свете.  Я  и  сам  то давно  живу  уже  в   другом  городе. А  вот  эти   детские   записи   остались. И   мне    захотелось   донести    ту   частичку   реальной   жизни    из   далекого  прошлого   в   сегодняшний   мир. Пусть  живут   эти   наивные ,  мальчишеские   записки, старательно  освещающие   нам  жаркое  лето  1973  года ...
 Итак ,  публикую  весь  текст ( июнь - июль 1973 года) в  оригинале, а  если  что то  мне  захочется  пояснить  читателям, то  буду  делать  это  в   скобках.
               
                Лето-1973г.
                1 июня.
  Началось  долгожданное  лето.  Мне не  верится, думаю, что  воскресенье. Вчера был первый день моих каникул. Сегодня я встал в 6 часов утра и читал «Следопыт». Папа  уговаривал идти  с ним  на корабль ,но я не пошел. В 9 часов я пошел с мамой  в больницу .  Потом  мы с  мамой и Натальей. ( моя  младшая сестра) пошли в мастерскую заказывать мне  брюки. В  час  я пошел гулять. Во дворе  мы играли в пекаря. ( Эту  игру  я  плохо  помню -  там  нужно было бросать всем  по  очереди  большую  деревянную  палку – биту  по  стоящей на кирпиче  жестяной  банке, на которой  лежали   маленькие  палочки, а  потом  ведущему  нужно  было  палочки  все  собирать ,а  другим  не дать этого сделать... Двор наш  был  тогда  девственно чист, ни одной машины в нем  не  стояло. В   хоккей  и  футбол  мы  часто   играли  прямо  возле  нашего  пятиэтажного  дома  на  асфальте. Если  и  приезжала к  нам   какая  нибудь машина, ну уж   тогда  мы  сторонились. Но  это  бывало  довольно  редко).
   
  Потом  я  пошел в  город. Пил квас ( За 3 копейки из большой привозной бочки. Реально вкусный  был! ) В  14 часов я взял билет в кино на фильм «Седьмая пуля». Около  кинотеатра "Мир" я  встретился   с   Овсянкиным   и  Брагиным (Одноклассники, один потом стал директором  школы, а  другой  заболел  шизофренией  и  никого  давно не узнает ,только  глупо  улыбается при  встрече,  хотя по  городу  до сих пор  ходит).
   Мы  купили  мороженое  за  13 копеек  и пошли в кино. После  фильма я гулял на реке ( По нашей  чудесной  и красивой набережной Северной Двины!).
  Во дворе  ребята стреляли из лука, играя в индейцев. Я тоже. Вечером дома я читал книгу, играл, смотрел  кино. День тянулся медленно. Он  был жаркий. Солнце так и пекло. Погода  была-   двадцать два градуса тепла.
                2 июня
 Сегодня я  с 9 до 12 часов собирал у  школы  металлолом.  Я собрал 40 кг.Потом читал книгу.
К  17 часам мы должны были быть на улице Поморской. Едем на турбазу! Когда мы пришли  к автобусу, то он был набит битком. Мы долго ехали. Наконец автобус остановился .Это были знакомые мне  места- озеро Среднее. Кругом растет  лес. Красота! Я обследовал всё вокруг базы и пошел в нашу комнату.Это была небольшая комната № 2 с  тремя кроватями.Вечером читал книгу и смотрел кино.В 8 часов мы с мамой взяли лодку и катались на ней-полдороги мама гребла ,полдороги я .В буфете мы купили лимонада  и пирогов. Буфет на базе построен неплохо! Всё было бы хорошо, если бы не комары.Они летали огромными кучами,кусая всех подряд.Хорошо,что в комнату они не попадали. Вечером  мы с мамой ходили по лесу.  (Отец в это время был в рейсе - в море)
                3 июня
               
   Всю ночь шел дождь.Я с утра читал книгу"Приключение Яна Корнелла". Днем мы ходили в лес, искали белую черемуху,катались на лодке по озеру,играли в городки,смотрели мультфильмы. (Были  у  советских людей  базы отдыха  на выходные дни, все  там  было бесплатно, кроме дешевого  в  принципе  буфета, мы  про эти  базы   уже  и забыли !)
  Комаров на  базе было много тысяч, на каждого одна тысяча комаров.В 3 часа дня мы уехали домой. Дома я читал и играл. В 9 часов вечера мы поехали  встречать  папин корабль "Крильон". Корабль очень большой , уютный и  красивый.Он  сделан  в  Польше.В 12 часов ночи  мы приехали домой.
                4 июня
 С 9 до 11 часов собирал  металлолом.  Собрал 32 кг.(Да ,приобщали пионеров  в школе к труду! Да это и правильно). Потом играл дома с Токаревым (старый  друг детства) в  "Сражение"(модная  раньше  для мальчишек  бумажная  военная игра , напоминающая  немного  шахматы и  нужно ещё было бросать  кубик).
 Разбил  на голову его войска! В 3 часа  мы с  ним  ходили в детскую  городскую библиотеку.( Вот когда  дети читали книги!!!)Потом  мы гуляли,стреляли во дворе из лука и играли в индейцев.Вечером я читал книгу "Синее железо"  и смотрел кино по телеку.               
                5 июня

 С 10 до 12 собирал металлолом.  Собрал 30 кг.( Кто то же всё это  взвешивал?! Не помню  что то ,на глазок ,кажется.) Потом дома читал книгу "Синее железо", дочитал до конца.Книга  была очень интересной - про гуннов и динлинов. Потом пошел  на  пляж купаться и загорать. Внезапно там  начался гром, ударила молния. И пошел ливень! Я побежал домой и весь до нитки промок.Дождь ещё шел около часа.Дома мы готовились в плавание,собирали вещи.
                6 июня
  Рано утром я встал и стал собираться.Мы расстались с мамой и поехали на корабль.Мы с папой  уходили в плавание на несколько дней.Корабль готовился к отплытию.На корабль приехало несколько семей, которые едут на дальние маяки работать.С ними едут несколько разных собак. Обследовал весь корабль.
  Вдруг послышались приказы:"Провожающим покинуть судно!". Потом зазвенел длинный  громкий звонок и команда- "всем по местам стоять!"
Прибежал папа и сказал :-Никуда из каюты не выходи!".И убежал обратно.Внизу, из люков долго лилась вода,кругом  всё  гудело,слышались короткие звонки.И вот корабль пошел!Пристань становилась всё меньше и меньше.Началось моё плавание.Наш корабль провожали своими гудками  соседние пароходы. Я вышел на палубу.На  ней ещё было много воды.Я с папой стоял на палубе и смотрел на берега.Я долго смотрел. Дельта реки всё расширялась. И вот море!Суровое Белое море!Вдали виднелась только вода и вода. Берег кончается и уходит из виду.
  И  вот  остров Мудъюг. Два маяка,немного растянувшиеся по длинному острову дома, лес памятник,столбы,на которых была натянута проволока.Огромные волны катились по морю, северный ветер обдавал мне прямо в лицо солеными брызгами.Раньше, в гражданскую войну. Мудъюг был островом смерти...
  Потом я обедал в кают-компании и  читал в каюте  "Следопыт".После все смотрели кино в  красном уголке, про  летчика. Потом я  там  ещё играл с кем то в шашки-щелчки "в  Чапаева " и  пил чай.
  В каюте я рисовал и читал "Следопыт". После  вышел на палубу.Кругом было море и только море! Дул сильный северный ветер. Лицо моё снова было соленым от  брызг.
  После  ужина я пошел на  настоящую вахту, на капитанский  мостик! Мы измеряли глубину, наносили на карту  наше местоположение,я стоял за штурвалом. Потом я стоял и глядел в даль из бинокля. Морской бинокль был отличный!И вот появились Соловецкие острова. Было 21 час 30 минут. Мы  пришли к Соловкам. Острова не большие- они были , как зеленые холмы. В дали показался монастырь.Наш корабль встал на рейд. Люди из экспедиции и их собаки поплыли на шлюпке на берег. Вечером я дочитал книгу "Следопыт".Она была очень  интересная.
                7 июня.
  Утром,позавтракав ,я на морском катере поехал к  Соловкам. Нас здорово качало.В 11 часов на катере мы причалили к Соловецкому музею.Было очень интересно.Кругом стояли огромные башни и стены.Видел огромную бочку. В монастыре было 90 пушек,много ядер, подземные ходы,всякие подвалы,бойницы. Сегодня  было тепло.Рядом,на лугах мирно паслись бараны,кони,козы.Купил значок и деревянную башенку. Ещё мы на Соловках сфотографировались.Потом все сели на катер и уплыли на корабль.Мы приехали к обеду. 
  После обеда читал книгу "Приключение Яна Корнелла".Потом взял стеклянную бутылку ,положил в неё записку и выкинул в море , закупорив. Пусть плывет!  Вечером корабль пошел обратно в Архангельск.Море было сравнительно спокойным.После ужина у меня была вахта.На мостике.Я занял место рулевого и больше часа сам вел корабль! Дядя Юра проверил,как я шел по курсу.Я шел верно.Рулевой вышел из рубки и я заменил его!Я научился неплохо управлять кораблем по курсу.Корабль шел быстро.Скоро мы будем в Архангельске. Штурманом быть  хорошо!
                8 июня
 Всю ночь корабль шел. Вокруг не было видно ни одного островка. Утром прибрал каюту,позавтракал.Дядя,который нас фотографировал на Соловках, дал нам 4 карточки.Вот появились большие берега.Они сужались и сужались.В 9 мы были уже в дельте реки.Море осталось позади.На Двине было тепло,люди купались.Показались разные корабли.В 10 мы пришвартовались к пристани.Сидел на палубе и загорал.Обедал в кают-компании.В 3 часа я поехал домой.У нас появилась черепаха Яша!Я покормил её травой. Потом гулял и играл в индейцев.
                9 июня
С 10 до 12 собирал металлолом. Собрал 30 кг. Итого: 32+32+40+30=134 кг!Наш класс победил "бэшников"! (Я всегда был "ашником")
  Весь день шел дождь. Я играл в "Сражение",смотрел телевизор, кормил черепаху.
                10 июня.
 Опять  днем  шел дождь.Я  играл, смотрел телевизор,читал,кормил черепаху. Погулял во дворе, где играли  в " чины."(Раздавались всем  завернутые бумажки с  разными  записанными  там  званиями  и  соответственно  очками на две команды - кто  кого победит,нужно было и  думать и бегать,хорошая игра была.)
                11 июня
 С 9 -12 работал в школе.В 13 часов пошел в городскую детскую  библиотеку и взял:"Приключение Гулливера","Пламя гнева","Опасный беглец","Степные рыцари". Читал "Степные рыцари" ,смотрел телевизор.  Во дворе играл в пекаря.             
                12 июня
 С 9 - 12 работал в школе.Закончил отработку и получил дневник.Вечером гулял,читал,смотрел телевизор.
                16 июня.
   Сегодня у меня день рождения! Мне исполнилось 12 лет. Утром мы готовились:покупали тесто,песок,конфеты,пирожные. В "Детском мире" мы  купили  игрушечную , железную  дорогу (из ГДР!)  за целых десять  рублей! Это было отличная дорога! Там была стрелка,разборное полотно ,паровоз и  два вагона.Она собирается  в кольцо ,с отдельным тупиком.В 15 часов ко мне пришли гости.Мне подарили 4 книги,3 медведя,бадминтон.Мы попраздновали, потом играли  в  карты, в  железную  дорогу,"умный телефон".Играли в "Незнайку","Мюнхаузена"(такие  бумажные игры  с бросанием кубика).День окончился быстро.Вечером  читал  книгу "Опасный беглец".
                17 июня
 Днем шел дождь.Мы с Резником( школьный приятель) играли в железную дорогу.Читал.Смотрел кино.Сегодня были выборы,мы все ходили на избирательный участок,где купили всякой выпечки.
                18 июня.
 С утра мама ходила на вокзал за билетом.Я ходил  к Резнику и у него мы стреляли из пороховых пушек.(Да, парень сам игрушечные пушечки смастерил ) Достал электрических батареек. Завтра уезжаю в Пошехонье, мы послали туда телеграмму.
                19 июня
 С утра я готовился: собирал рюкзак(Да  помню, реальный  рюкзак из брезента , зеленый, крепкий такой).Сдал книги в библиотеку.Сходил в мастерскую за брюками, постригался. Вечером пошли на вокзал.В 23 часа поехал на поезде "Москва-Архангельск." Мы простились и я остался один(Вот раньше дети ездили и  телефонов то никаких не было,а путь  то  далекий  был) В Исакагорке( следующая станция) ещё пришли люди. Я ехал с двумя соседями .Читал книгу,смотрел  в окошко.Потом лег спать.Я долго не мог уснуть,ведь в это время на севере светло ,как днем.    
                20 июня
 Поезд  все  шел и  шел.В 6 часов я уже смотрел в окно. Мои  соседи вышли на остановке "Коноша". Поел.Глядел в окно.Кругом одни леса.Один раз увидел монастырь с церквями и большими стенами. В Вологде я  покупал мороженое. Ярославль Главный   появился  в 13 часов. Сначала  проехали  реку Волгу.Она не шире  Северной Двины. Я  вышел со  своим  большим рюкзаком и меня встретила  Таня - ей уже 21 год( Тогда  моя родная и  молодая тетя). Она работает  библиотекарем. Мы долго ехали до Пошехонья на автобусе,проехали Рыбинск. Таня  запрещает мне называть её при всех тетей, стесняется. В 18 часов  мы  наконец  приехали  в  Пошехонье-Володарск. Это совсем  маленький город.(Сейчас приставку "Володарск"  уже убрали, стало  просто  Пошехонье, как в  старину).  Сруб к  дому  уже  приставлен. Галька (двоюродная  моя сестра) научилась кататься на  своём  велосипеде "Спартак ".  Ей 7 лет.
  Дедушка Миша и дядя Валя встретили меня. Андрюшка ( мой двоюродный брат) очень обрадовался  моим апельсинам. Вчера ему  исполнилось 3 года. Потом с работы пришла бабушка Маня. Мы ужинали. Во дворе бегала кошка Машка с котятами. Наша  охотничья собака  Заливка почти не изменилась. Вечером я катался на велосипеде по полю. Потом я  обучал  Гальку играть в игру "Сражение".(Компьютеров и компьютерных игр ещё не было, зато  было много бумажных игр и  книг.)
                21 июня.
  Позавтракали все вместе. Катался на своем велосипеде "Урал". На улице жарко. Загорал, читал. Обедали. Поливали огород  ведрами из бочага( такой небольшой  ручей за домом, до сих пор течет). Вечером праздновали день рождения бабушки .Завтра ей исполнится 58 лет.(А говорят, что раньше праздновать нельзя, а  бабуля счастливо  прожила после этого ещё 22 года!) Взрослые пили пунш, вино, ели. Потом катался на велосипеде.
                22 июня
Катался на велике,читал книгу"Старик Хоттабыч".Загорал в поле. Поливал  огород из  ведер. Вытаскивал гвозди из досок. Писал  письмо  домой.
                23 июня.
 Читал книгу "Кукарача".Катался на велосипеде. Загорал и поливал из ведер огород. Вечером был долгожданный дождь.               
                24 июня.
Катался на велосипеде. Загорал. Сегодня в капкан дедушкин попало 2 мыши.Гладил жеребенка в поле. Играл с Юркой,Вовкой,Валеркой и Галькой в  индейцев.(Все  дети  тогда играли в индейцев,благодаря  фильмам ,в которых снимался  Гойко Митич -славный Чингачгук).
                25 июня.
 Играл с ребятами  в индейцев .Уходили далеко в поле.С утра у меня болела голова.Потом ходили с Таней в казенный лес. Рвали там фиалки.гвоздики.колокольчики,собирали коренья.Нашли 6 грибов. Читал  книгу "Кукарача".
                26 июня.
 Загорал в поле.Катался на велосипеде.Играл с ребятами  в индейцев .Ездил на велике в лес ,видел там зайца.Вечером мы устроили облаву на серого кота, который уничтожал наших цыплят. Дедушка и ещё люди   ловили и не поймали. Поливал ведрами из бочага огород.               
                27 июня
Читал "Разгром".Залез на чердак и просмотрел старые тетрадки и журналы.Как учился папа видел.Учился хорошо,но двойки изредка были.Катался на велосипеде.Поливал огород.Обычный день.Ходил за водой на колонку. Как всегда, в 7 часов пришла бабушка.Опять ходили за водой и ужинали.
                28 июня
 Мы с Галькой ходили в лес собирать грибы и ягоды: поспела черника и земляника.Под конец мы  попали под дождь и пришли домой .Я собрал полбидона  грибов и ягод. Ходил купаться с Гунькой и Вовкой на пруд. Катался на велике. Читал книгу "Человек -амфибия".За лето я прочитал уже 11 книг.
                29 июня

 Читал книгу "Человек -амфибия".Купался на  реке Согоже и загорал.Днем я ,Юрка и Вовка ходили в город,потолкались у кассы ,но купили билеты на "Фантомас"! 2 серия.Это кино я уже видел.Оно очень интересное.Ходили на сеанс в 19 часов.А в начале показали 6 выпуск "Ну погоди!"Потом кино.Народу полный зал был.
                30 июня
Сегодня было очень  жарко.Катался на велосипеде. Купался на  реке Согоже и загорал.Играл с кошкой ,котятами и собакой. Устраивал драки кошки Машки и Заливки, усаживая кошку на спину Заливки. Та сильно шипела. Рвал коринку. Наверное, скоро приедет мама.Читал книгу "Золотой теленок"               
                1 июля
 Сегодня было жарко.Ходили хоронить на кладбище  хоронить дядю  Сережу, которого зарезали ножом.(дальний  родственник ,пьяная  драка, что же ещё).Народу было много,была и траурная музыка. После я пошел домой и весь вечер был один.Ел коринку и крыжовник. Читал "Золотой теленок".Было  скучно.
                2 июля
 Утром  все были раздраженные. Бабушка ругала деда за то, что вчера был пьяный.Танька ругала меня.Потом все ушли по делам, дед  ушел с каким то плотником, а Галька уехала на велосипеде. Свой  я что то второй день не вижу. Рвал коринку . Скучно, хотелось уйти пешком  в Рыбинск. Когда приходят, ругают,чтобы  не заходил в дом, играл  на улице. А на улице 2 дня подряд сильный ветер. Танька не хочет со мной идти в поход,а ведь обещала.
В час дедушка пришел с гостем  и  опять пьяный. Они на траве  ели  рыбу и пили красное вино.И вот тут пришло письмо из Архангельска!(Какое это было раньше все таки радостное событие!)От мамы ,от папки и Наташки.У мамы отпуск с 3 июля.Вечером  мы  с  бабушкой носили ведрами  воду и поливали огород.Ходим теперь далеко на пруд, бочаги пересохли от жары. Потом жгли щепки  от сделанного сруба. Ели картошку, запеченную в золе. Уже  я  в Пошехонье живу 12 дней.                3 июля

 Рвали с Галькой коринку и дразнили Таньку,а потом удирали от неё.Катался на велике  по городу.Теперь жара 30-33 градуса.Я хожу ,как настоящий индеец,загорелый,в одних трусах.Вечером читал "Золотой теленок".
                4 июля.
 Жара.Ездил купаться на велике на  Согожу,на пляж. Я спокойно её  переплываю в районе пляжа полностью.Вода теплая. Сегодня приходили  гости и  мы катались на их "Запорожце".(Редкая была вещь у людей-мащина!)
                5 июля
 Ездил купаться на велике на Согожу,на пляж.Загорал и купался.Рвал коринку.Поливал огород.               
                6 июля.
 
 Сегодня 37 градусов жары! Жарче,чем в Сочи.Загорал и купался с ребятами на Согоже .Рвал коринку.Поливал огород.               
                7 июля.
 
 Сегодня я поехал в Рыбинск,к бабушке Нине. Дядя Валя отвез меня до самого дома ,на улицу Пушкина.(Дядя мой был водителем междугороднего автобуса,часто до  Рыбинска ездил на своем "Пазике". Километров 60 нужно было ехать. Асфальт раньше  начинался только около самого Рыбинска ,а так все  был мелкий шоссейный камушек,трясло хорошо).
Бабушка Нина встретила хорошо. Обедали. Потом отнесли старый телевизор на детали,заработали  целых  10 рублей. Бабушка дала мне рубль! Гуляли по городу , по уютной  приволжской  набережной. Купил историю  6 класса.Читал книгу. Играли с бабушкой в карты,в дурака. Смотрел  новый телевизор - в Пошехонье никакого нет. Ужинали.
                8 июля.
 Завтракали. Пошли гулять на Волгу, где я купался и загорал. Ел мороженое. Дома  играли в карты  с бабушкой, включал радиолу с грампластинками. Ходили гулять в  городской  парк,где я кружился  на большой воздушной карусели.Дома  рисовал и играл в игру "Битва за флаг". В Рыбинске мне нравится. Здесь я родился.
                9 июля.
 Читал книгу,включал радиолу с грампластинками,рисовал.Днем приехала мама с Натальей.Обедали.Потом много гуляли по городу.Вечером играли в карты и смотрели телевизор.                10 июля.

 Завтракали.Гуляли по городу,на Волгу,купались и загорали.Ходил постригался.К маме приходила  гостья. Приехал за мной дядя Валя,у него был вечерний рейс, уехал с  ним до Пошехонья.Выехали в 20 часов,в 22 приехали.Вечером собирал вещи свои ,да на своем велике успел покататься.               
                11 июля

 В 5 утра  пришлось вставать  и ехать с дядей Валей обратно в Рыбинск.У него сегодня был первый рейс.К  8 уж приехали, дома  ещё  только вставали. Позавтракали.Гуляли по городу.Мы с мамой сходили в кинотеатр "Центральный", в кино "Последний день Помпеи". Вечером гуляли .Читал книгу "Сумерки".
                12 июля
 Утром  рано пошли  на автобус и поехали в лес за черникой, в Савинское. В лесу было хорошо,я всегда  люблю в лес ходить.Ягод  было много.Собрали три полных  бидона черники.Два  часа ещё ждали автобус.Уехали в Рыбинск на машине в 5 часов.Получилось целое ведро черники.Вечером смотрел телевизор и играл с Натальей. Читал книгу "Сумерки".
                13 июля
 Завтракали. Пошли гулять на Волгу, где мы купались  и загорали. Ели мороженое. Дома  играли в карты,в игры, включали  радиолу с грампластинками. Ходили гулять в  городской  парк. Собирались в Сочи.               
                14 июля.
 Встали в 6 часов утра ,позавтракали и пошли пешком на вокзал,он там недалеко. Нас  провожала бабушка Нина и Наталья.Сели на пригородный  поезд "Рыбинск-Ярославль". В Ярославле  было очень жарко, сидели на вокзале, обедали ,а в  12  сели на поезд до Сочи. И  вот мы поехали! Мелькали километры. Через  полчаса проехали Ростов. Читал свой дневник и  смотрел в окно на верхней полке. Виднелись луга,огромный поля.деревни,речки.леса. Леса почти все лиственные.Растут цветы,колхозники косами косят и собирают сено. 131 км до Москвы. Потом  был Александров.
Мы играли с соседями в карты.Потом была остановка в Орехово-Зуево, где мы стояли в массе товарных поездов.Видел одну ткацкую фабрику.
   Дальше ехали вдоль болотных камышей. Пошли поля  и леса ,а в дали дымил завод. Появились сосновые боры.Все едем и едем.Станция Воскресенская. Едем по Московской области. Такие есть красивые места. Реки,городки,села.сосны. Видел,как купаются,удят рыбу. Наступил вечер,принесли горячий чай с сахаром. Поезд пришел в город Рязань.Дальше пошла рязанская земля,кругом березы.Я лег спать.               
                15 июля.

 Я  проснулся и увидел, что мы проезжаем какую то большую реку. Далее шло  большое село украинского типа и  холмистые поля.Появилась кукуруза и подсолнухи. Ночью мы проехали Воронеж и Мичуринск. И  вот  станция Россошь, где уже чувствуется юг. Торгуют  люди  всюду фруктами,солнце стоит высоко над  головой. Мы с мамой накупили много яблок и груш. Потом всю дорогу ели их. Появилось много остановок. Проехали Каменск-Шахтинский, где я бывал у родственников в гостях. У них арбузы растут неплохо и дыни. На каждой станции свой базар. Наелся персиков-жирдёлов и яблок. Продают ведрами и очень дешево.(Жалко цены тогда  не записал. Да  за рубль, наверное, ведерко с  чем  нибудь можно было  взять тогда)
   Очень жарко в  поезде. Появились большие холмы. Обедали. Наконец, показался большой город Ростов на Дону. На вокзале купил вкусное мороженое-шоколадные батончики. Очень вкусно,стоит 22 копейки. Купил лимонад "Дюшес". Лежу на верхней полке и смотрю по сторонам. Изменилась вся  растительность. Исчезли леса,зато появились большие сады, кукуруза, подсолнухи, новые цветы. Изменились и дома.Это уже юг!
                16 июля
 Встали в 4 утра.Впервые  увидел Чёрное море и  горы. Море огромное и бесконечное, с каким то зеленоватым  оттенком. И вот Сочи!.Огромный город-курорт.Большой и очень красивый город.Рядом большая и  красивая  круглая касса. Мы сели на автобус .Красоту Сочи описать невозможно. Кругом магнолии,дворцы-дома,пальмы  и другие южные растения. Видел лианы. Наша турбаза "Сокол" очень большая. Кругом парки из кипарисов, магнолий  и пальм.Были в регистратуре,сдали багаж,получили талоны на обед и комнату № 16.Потом пошли на море!
  Оно соленое и теплое.Первый раз в жизни я купался в море. Долго купался, мне оно очень понравилось. Были  большие волны. Потом загорал на  мелкой и горячей  гальке. В Сочи очень красиво. Тут кругом отличное мороженое  за 11, 22 и 28 копеек.На лотках нарисованы пингвины с  эскимо в лапах. Гуляли с Зубовой(Знакомая мамы  по Архангельску) по набережной, обошли много кварталов.
  Сочи,как курорт тянется на 125 км. И кругом аллеи, пальмы, парки,сады. Сочи -самый красивый город в СССР. Обедали на турбазе по талонам. Вкусно всё. Снова загорали и купались. Вечером гуляли по городу. Было очень красиво.Горели всюду разноцветные огни.Народу кругом  было много.
                17 июля 
  Встали рано утром и пошли к морю! Утро было отличное.Купался,загорал.Видел медуз. Море спокойное,волн нет.Сегодня была экскурсия по Сочи.Были в Мацесте,Хосте,дендрарии,по городу проехали на автобусе.Экскурсовод рассказывал много интересного. В Сочи 260 000 жителей.Все они работают на благоустройстве курорта. Одних медиков-10 000 человек.
  В Сочи всего навалом.Солнца,моря,красоты. Одних гостиниц-17,ресторанов более.Красоту кругом описать невозможно.Растут  платаны, гранаты... Ежегодно сюда приезжает 2 миллиона человек. Гуляли по городу,магазинам. Ел  эскимо. Купался и загорал.На  турбазе ходил в библиотеку, взял "Тысяча и одна ночь". Обедаем по талонам в столовой базы.Все хорошо.
                18 июля.
 Завтракали.Пошли на пляж. Купался и громил полчища медуз. Ел эскимо.Обедали.Снова купались и загорали.Гуляли по городу.Купил значков, открытки. Мама купила кепку ,шорты, бусы из ракушек. Вечером ходил мыться в душ.
                19 июля.
 Был в библиотеке. Сегодня наша группа  посетила краеведческий музей. Нам рассказывали историю города Сочи.Сам Гитлер приказал не бомбить Сочи.Поэтому город не пострадал на войне.За войне город вылечил от ран 500 000 раненых.Потом мы с мамой пошли  на пляж.Загорал и купался на море . Вечером мы гуляли по набережной.Южные ночи очень темные,а звезды кажутся очень большими.               20 июля.

 Сегодняшний  день провел хорошо.После завтрака мы пошли всей нашей 58 группой в музей Островского . Экскурсовод рассказывал много интересного.Островский прожил совсем немного- 32 года.Но жизнь провел героически. Осмотрел  дом  Островского ,где осталось много  его вещей и фотографий.
  Потом с мамой пошли на пляж.Сегодня последний день на море!Как жалко.Долго купались и загорали.Вечером ходили в цирк.Сочинский цирк лучший в мире.Он такой красивый! Показывали много интересного.Снег в русской тройке был,как настоящий.И клоун был очень смешной-"Уююй!"
                21 июля.
 Сегодня мы поехали по  узкой  горной дороге на турбазу "Горный воздух",на  Красную Поляну.Кого то в автобусе  даже укачало. Кругом были красивые и большие горы.  От деревьев они все зеленые .Облака подходят к самым  вершинам гор. На базе повсюду  цветут голубые магнолии, алыча,грецкие орехи. На базе есть столовая, тир, библиотека, кинотеатр, спортплощадки. Всюду слышна приятная музыка. Был в  тире. В библиотеке взял 2 книги. В 20 часов ходили смотреть кино- "Хроника одного убийства". А в начале показали  шесть серий "Ну погоди!" фильм был интересным.               
                22 июля.
 С утра была организованная зарядка под музыку на улице.В  7 часов подъем.В 8 завтрак.С 9 часов экскурсовод водил нас по  Красной Поляне. Были на турбазе СССР. Видели царский дом,дом Гречко,Сталина. Фотографировались всей группой. Ходили купаться  на озеро.Вода в озере теплая. После обеда читал книгу,стрелял в тире.Вечером ходили в кино-"За твою судьбу".Фильм интересный.
                23 июля
 После завтрака в 9 часов пошли в поход в горы.Пройти нужно было 12 километров. Шли по горам вверх,было тяжело.В кавказских  лесах  много груздей и солонины.(грибы). Все  очень устали. Наконец была стоянка.Залез на дерево и наелся черешен.Всё поднимаемся и поднимаемся. Очень устали. Наконец услышали какой то шум.Он всё нарастал.И наконец появился красивейший водопад. Высота его очень  большая- 7 метров. А сам водопад расположен в горах на  1300 метров  выше уровня  моря. Попробовал воду из водопада.Вода так и пенится,вода  холодная и вкусная. Потом пошли обратно.Очень все устали.Вечером наша группа готовила стенгазету и концерт.
                24 июля
 С  утра была зарядка.Днем была жара. Ходили купаться на озеро. После обеда ходил мыться в душ.Читал книгу .Вечером наша группа давала концерт.Мы пели песни и рассказывали стихотворения.А потом кино- "Святой со шпагой"
                25-30 июля
 Наша группа ушла в поход в горы. Мы с мамой остались, у неё нашли высокое давление для такого похода. Нас осталось шесть  человек. Мы загорали, ходили купаться на озеро, играли в карты, читали  книги, по вечерам  ходили в кино.
                31 июля
 После  завтрака мы сели в открытый автобус без верха и поехали в Адлер. Прощайте горы и голубые магнолии, прощай Красная Поляна! Ехали долго.Кругом  опять были горы. И вот Адлер. Мы приехали на турбазу"Утро".В регистратуре нам дали домик № 58.Потом мы пошли на пляж. Зашли на большой  местный  базар,купили там  арбуз.
  На каменном  городском пляже было  очень много народу. Было очень жарко. Сегодня на море были огромные волны. Они даже сбивали  меня с ног. Загорали. К нам пришло два письма из Рыбинска. Вечером на турбазе ходили  в  кино -  "Даки". Очень интересное!
                1 августа
С  утра ходили в кафе завтракать, а потом на море. Целый день загорали и купались.В 6 часов приехала наша 58 группа,которая ходила в поход.Ужинали . Вечером я ходил в кино "Колонна",это продолжение "Даки".Очень интересное.Кино показывают прямо во дворе.
                2 августа
После завтрака на море.Загорали и купались.Хорошо! Обедали в  открытой столовой.Купил пластинку " Незнайка" и  значки .На пляже ели фрукты и арбуз. Потом пошли гулять по Адлеру. Город очень красивый. Ужинали. Вечером мы с мамой встретились со знакомыми  и пошли в шашлычную. Ели шашлыки прямо на кинжалах. Пили лимонад. Заказали дорогое фирменное  мороженое. Стоит 93 копейки. Оно очень вкусное!С бизе, со сливами и чукер-шакиром!Читал дома "Чапаев".
               
                Эпилог.
 На дате  "2  августа 1973 года " записки мои заканчиваются. Как хорошо было в том  беззаботном детстве!
  Да  и  время то  в  стране  было не самое плохое, если сравнивать с нынешним  или  ещё с  каким  другим. По крайней  мере  жить было спокойно и  мирно, если  меня  в таком  возрасте одного отправляли  в  другой город! Я уж не говорю  про Кавказ. Дети  больше  играли в  активные игры  на свежем воздухе , чем  сидели  дома за  компьютерными  играми. И  читали  всякие хорошие книги, в  библиотеки  ходили. Металлолом   собирали,пионерами были. Да, конечно  времена  изменились, кто то   живет  теперь  лучше, но  кто то и хуже. И  жизнь продолжается. Сейчас  уже   идет  август 2013 года.Сорок  лет  пролетело,как один  большой  день...


                август  2013г


Рецензии
Мозаичная картина детства получилась. Очень интересно.
Хорошо, что написали. Такие летописи надо хранить.
Всего Вам доброго, Саша!
С уважением,

Галя Елохина   09.04.2016 19:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.