Развод как шанс обрести себя!

Тысячи женщин нашей страны годами живут в своём собственном созданном мире "благополучного" брака, пока однажды не грянет гром. Громом может быть заявление мужа о том, что он хочет развестись, либо ощущение самой женщины, что тот союз, который был ей дорог, в котором она обещала "в богатстве и бедности…", уже в прошлом.

Сразу обозначу, что я не анализирую в этой статье вклад мужчины в дисфункциональные отношения, повлёкшие развод, главным образом по той причине, что я сама женщина и мой интерес заключается в том каков вклад женщин.

Попробуем разобраться в сути. Для удобства разделим эту самую суть на 2 блока: первый — когда уходит мужчина и второй — когда женщина инициатор развода.

Разберёмся сначала с первым блоком. Из моего опыта психолога и личного женского опыта мужчина уходит, когда женщина забывает о своей женской многогранности, о многообразии своих женских ролей.

Вот представьте! Женщина до брака: этакая молодая, соблазнительная козочка, полная жизни, флирта, мечт, желаний и увлечений. Мужчина устоять, безусловно, не в силах. Начинается роман, букеты, конфеты, любовь и брак. А что потом? Жили они долго и счастливо и умерли в один день? А как бы не так! Эта наша красавица, вступив в свои владения и оглядев их внимательным взглядом, усаживается на свой мягкий трон, берет в руки те самые конфеты (что он подарил ей ещё в период ухаживаний) и начинает их смачно уминать, при этом ещё требует хлеба и зрелищ. Секса уже мало, либо совсем нет, ибо: "Зачем? Он же и так уже мой". Приобретённый комфорт делает из неё домохозяйку-мать, положившую все свои мечты и желания на алтарь семьи. Она вся в готовке, уборке, стирке, глажке, детях, многочисленных животных и т.п. В худшем, она только делает вид, что домохозяйка. Приготовление еды ограничивается простой термальной обработкой. А такие слова, как "ремонт в доме", "комфорт" и "уют" ей вообще не знакомы. Вместе они с мужем уже никуда не ходят, общие занятия ограничиваются закупкой продуктов и походами на детские утренники, других общих интересов уже нет. Дети и домашние проблемы становятся центральной темой общения по вечерам и на выходных.

Если говорить в контексте женских ролей, то она утратила роль соблазнительницы своего мужчины, утратила свою внутреннюю ведунью — мудрую и прозорливую, роль девочки — лёгкой и полной мечтаний, а стала просто домоседкой. И я сейчас не обесцениваю роль домохозяйки. Она очень важна, но не стоит забывать и об остальных ролях женщины, которые обязательно должны быть интегрированы женщиной.

"И что?", — спросите вы.

"И все!", — отвечу я.

Сначала начнутся многочисленные любовницы, которые заменят роль соблазнительницы, а затем появится молодая, прыткая, гармоничная во всех своих ролях красавица и прощай принц, замок и стабильность!

Самое страшное, что с этой женщиной, на мой взгляд, произошло: она перестала жить! Её мир сузился домом и все мечты, что вдохновляли её и притягивали мужчину, она забросила в старый бабушкин сундук. Как вероятно, до неё делала её мама, бабушка, пробабушка и прочие женщины её рода, обучившие её этому способу жизни. Это очень грустное осознание, но поверьте, оно стоит того. Ведь, как только мы осознаем те личностные паттерны, которые тем или иным образом поворачивают нашу жизнь в нежелательное русло, как тут же обретаем шанс создать свои правила жизни.

Вариант второй, когда инициатор развода — женщина. Часто причиной является наличие дисбаланса мужского и женского, которому мы не придали значения по молодости лет, либо создали такие отношения в процессе сами. Что я имею ввиду?

Снова представьте. Наша женщина осталась верна своим мечтам и желаниям. И начинала планомерно достигать, достигать, достигать. И вот она уже видит, что владения её принца преображены по её образу и подобию, да и сам принц какой-то вяловатый, не поспевает за ней. И тут приходит осознание того, что развития больше нет, есть только её послушные верноподданные. Никто слова поперёк барыне не скажет. Или скажет слово поперёк и даже 10, комментируя что она делает не так и требуя лежать на печи рядом. Болото, рутина, скука, инерция и ощущение, что наша принцесса уже и не женщина вовсе, а баба, которая коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт, все проблемы разрешит и мужа ещё пристроит на учёбу, работу. Проще говоря, у нашей героини произошёл перекос в область мужских качеств, либо в область материнских, что нарушает роли мужчина-женщина в отношениях. Мужчина в свою очередь взял на себя роль женскую, следующую, пассивную, либо стал ребёнком-сыном. В итоге, женщина утрачивает восхищение своим мужчиной и, как следствие, любовь проходит, будто и не было вовсе.

Во всем важен баланс, уважение и гармония. В описанных примерах он утрачен.

А мечты-то живы, да ещё и желание быть женщиной проснулось. И что делать нашей героине? На поверхности выхода как всегда два: первый и второй! Развод или продолжение совместной жизни. По факту же, выход в третьем месте — начать жить, выполняя свои потребности и желания, наконец. Сходить на массаж, в спа, позволить себе дорогостоящую стрижку и укладку, услуги визажиста, научиться петь, выучить иностранный язык и отправиться на Бали. Начать реализовываться уже самой как женщина, стать счастливой. А это, уверяю вас можно сделать как в браке, так и за его пределами.

Отзывы женщин, которые развелись и сожалеют об этом. В частности, выбрали бы вариант осознания своих неконструктивных схем в отношениях и попытку выстроить комфортные взаимоотношения с мужем:

"Я осталась в квартире с детьми. Первый год пыталась установить отношения с человеком, который мне понравился, поняла, что несовместимы (те же проблемы с низкой для меня активностью, сексуальная дисгармония), вяло встречаемся до сих пор. Быстро восстановила состояние здоровья, несколько лет "активного поиска", с одной стороны, чувствовала себя очень комфортно (свобода, возможность активного общения, поездок), с другой — переживала, что семья не складывается, потеря смысла, чувство отсутствия любви в себе, обмена ею как отсутствия жизни. Затем пыталась построить отношения, первый (и пока последний) раз в жизни полюбив мужчину, не получилось. Сейчас в связи с критическим возрастом (хотелось бы родить двух детей до сорока-сорока одного), размышляю о дальнейшем пути. Развод для меня: потеря семьи, потеря любви (уж какая была, но была какая-то), смысла жизни, приобретение навыков самостоятельности, что для меня очень ценно, возможность построить новую семью, более подходящую.
"Развод для меня оказался потерей мужа, финансовой стабильности, разрушением моей семьи, утратой возможностей синергии совместной жизни с любимым мужчиной. А приобретением — свободы действий, решений, творчества в моём пространстве, в вопросах воспитания ребёнка, в выборе своих приоритетов — что для меня важно делать в жизни. Приобретение права на собственную оценку того, что со мной происходит. После развода я встретила множество мужчин, в отношениях с которыми узнавала себя, узнавала их и поняла, что лучшим мужчиной в моей жизни и единственным моим мужем является мой теперь уже бывший муж. Я узнала, где и в чём я была неправа, какие ошибки я делала. Я узнала, как правильно нужно было рвать мой замкнутый круг. Мне жаль, что я не знала тогда того, что знаю сейчас, что узнала примерно 2–3 года назад. Я узнала, что не переставала его любить."
"Развод для меня, безусловно, потеря! Колосальная потеря. Я очень болезненно его переживала, до сих пор иногда могу поплакать. Для в тот момент для меня семья была ВСЕМ. Это было так потому, что я видела свою реализацию только в ней. И когда этого у меня не стало-мне казалось, что я потеряла все. Крылья и жизненное вдохновение давала сильно влюблённость в другого мужчину. Благодаря этому чувству я хотела жить дальше и знала, что все-таки чего достойна. Про то, что дал мне развод. Я получила ОПЫТ, открыла в себе много теневых качеств, много сильных качеств. Научилась брать ответственность на себя за свои действия а также, осознала, что много БЕРУ НЕ СВОЕГО на себя."
Отзывы женщин, для которых развод — стал шансом обрести себя и стать счастливыми:

"Я приобрела возможность совершенствоваться и достигать чего-то без оглядки на то, достиг ли чего-то такого же достойного мой муж. Я обрела свободу от необходимости решения чужих проблем, которые я не знала как решать. И я вышла из тупика отчаяния и непонимания, что же дальше делать."
"Развод сначала был потерей всего моего мира, себя, семьи. Теперь — только семьи в том варианте, в котором она была. Развод стал приобретением опыта, силы, гибкости, мудрости, ответственности и конечно свободы".
"Развод — это свобода. У меня как будто выросли крылья, мне дали воздуха, свободы…я дышаа-дышала-дышала…2 года после развода были самыми продуктивными за всю мою 30-ю жизнь. Самыми поворотными. Самыми ошеломительными. Иногда снятся сны, что я не развелась, завели детей, рутина, быт…и я умерла там. Это не я. Просыпаюсь в холодном поту. И думаю, может где-то в параллельной реальности я и выбрала этот вариант. Браку благодарна: это бесценный, поистине бесценный опыт. Не следует жениться молодым — при разных скоростях развития дороги расходятся очень быстро, и не все имеют мужество это признать".
"Развод — приобретение однозначно. Без вариантов. По крайней мере, ты точно понимаешь, через что ты не хочешь проходить ещё раз и как, с каким мужчиной хочешь строить семью. И что давать".
По итогам моего анализа, я осознала жгучее желание поддержать женщин, прошедших подобный опыт в их становлении на собственные ноги, раскрытии своих желаний, обретении своего ресурса, своей свободы и себя самой в своей невероятной уникальности и женской силе.

Кто я сама, спросите вы, напоследок? Я психолог, я мама, я женщина, прошедшая опыт 10 лет отношений. В которых 6 лет брака как райского, так и ставшего невыносимым. Я нашла в себе смелость шагнуть в бездну страха, одиночества, материальной неопределённости. И обрела себя, свои желания, свою свободу, своё счастье, свой путь, своё призвание и любовь.

Завершить хочется словами юнгианского психоаналитика Джеймса Холлиса из книги "Грезы об Эдеме": "Мы становимся значительно богаче, чем раньше, даже в результате утраты или конфликта. Мы должны благословить тех, кто причинил нам больше всего боли, ибо они больше всего способствовали нашей трансформации. Мы можем даже полюбить их, позволив им оставаться такими какие они есть, даже если сами продолжаем бороться во время жизненного странствия, двигаясь к финалу, предопределенному нам судьбой."


Рецензии
Лена, восхищаюсь твоим самораскрытием, удачи тебе и в жизни, и в творчестве!

Римма Ефимкина   24.10.2013 19:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Риммочка! Очень приятно получить отзыв от тебя!

Елена Према   25.10.2013 23:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.