Аркадий, торговый работник

  Сейчас мало кто помнит фильм 1937 года "Остров сокровищ" .По ходу фильма один из персонажей пират Джордж Мурри все свои правдивые истории начинал одной фразой: "Когда я служил под знаменами герцога Кумберлендского..."
Начну и я похоже:
-Когда я служил под знаменами...то-есть через полгода после приезда в Израиль со своим пока не подтвержденным врачебным дипломом, осенью 1991 года по протекции младшего сына устроился на престижную и блатную работу сторожить беспризорных собак. Этих собак свозили в нашу шарашкину контору со всей ближайшей округи и я уже писал об этом в рассказе Как у меня осла украли.

    В промзоне нашего приморского города было еще много объектов. По ночам, а также днем по пятницам и субботам их сторожили русскоязычные эмигранты. Работа выгодная и достойная - за три шекеля в час при минимальной зарплате в 6 шекелей бывшие инженеры, врачи, переводчики, кандидаты и доктора наук прикладывали минимум физических усилий и получали максимум свежего воздуха. Многие даже завидовали...

Рядом с моим собачьим изолятором был гараж и площадка со строительными машинами - тракторами, экскаваторами, бульдозерами. Технику охранял от возможных злоумышленников безоружный, как и я шомер (страж на иврите).Вооружены мы были только радиотелефонами и в экстренных случаях могли связаться с начальством
- Аркадий, торговый работник - так представился он при первом знакомстве.
Мой новый сослуживец, моложе меня лет на 9-10, приехал из Украины. У него была заурядная внешность. Редкие белесоватые волосы, нос картошечкой без признаков алкоголизма, большая лысина на темени и, по моде того времени среди людей его круга - полный рот золотых зубов и коронок. На солнце,когда Аркадий смеялся, они отбрасывали солнечные зайчики.

Мы часто разговаривали во время долгих субботних дежурств, присев на большие камни по обе стороны полуразрушенной ограды, разделявшей наши объекты . За несколько раз он рассказал мне свою историю.
- Родился и вырос я в городе Жданове, теперь это снова Мариуполь. Отец мой, Наум Абрамович,всю жизнь проработал в горячем цехе на Азовстали, хотя антисемиты уверены,что среди рабочих евреев не бывает... Мне папа говорил постоянно -
-Аркаша, в этой поганой жизни держись поближе к кухне и торговле, но закон не нарушай - тогда не пропадешь.
Кончил я торговый техникум по специальности товаровед, срочную служил поваром, в армии жил неплохо.
А уж как мы чучмеков по мордасам лупили! Придут черножопые в наряд по кухне - русский не знают, ни хрена не понимают, дашь пару раз по морде - сразу доходит!

После армии устроился по специальности - вначале младшим продавцом в большом магазине, потом старший продавец, товаровед, зав.складом. Вот тогда началась настоящая жизнь. Помнишь у Райкина?
"Ты приходишь ко мне, я через зав.склад, через директор магазин, через товаровед, через заднее крыльцо достал дефицит. Ни у кого нет, у меня есть... Вкус специфический...Я тебя уважаю, ты меня уважаешь, а вместе мы очень уважаемые люди..."

Это я сидел на дефиците, это я был тот человек через которого всё доставали, ну и мне оставалось кое-что... Нет-нет! Все по закону, через кассу, по чекам,комар носа не подточит!

А как я жил! У меня было все - квартира в элитном доме, дача на берегу моря в заповедной роще, черная "Волга", мощный катер... Ко мне с моим средним образованием за дефицитом приходили и приползали такие врачи, как ты, профессора, инженеришки, ученые люди и все лебезили -
-Ах, Аркадий Наумович, ах, мой дорогой...

А здесь я должен сидеть в грязи среди этих дикарей и получать нищенскую зарплату!
-Но кто тебя заставлял сюда ехать? Сидел бы в своем складе и распределял дефицит.
-Эх,Володя! Ничего ты не понимаешь в жизни! Началась перестройка, не стало продуктов и промтоваров. Перестали ко мне ходить нужные люди и поперли меня со склада.

Решил я открыть частное кафе на взморье. Старые связи у меня сохранились, дал немного тому-другому и опять потекли ко мне бабки. Но - недолго музыка играла... Однажды пришли бандиты, пригрозили сжечь кафе. Стал я им отстегивать за крышу. Потом милиция явилась, не запылилась - я им тоже платил каждый месяц. Затем санстанция, пожарники.

Прошло несколько месяцев. На двух машинах прибыли новые бандиты, кого-то побили и прогнали первую банду, стал я новым платить в два раза больше. Но кафе все-таки сожгла третья банда...
Только тогда я понял - нужно уносить ноги. Жену с незамужней дочкой и стариков быстро отправил сюда, в Израиль на постоянное жительство, сам остался - продать квартиры, оставшееся имущество. Кое-какие деньги у меня еще были,я их отдал родственникам надежных людей, что уже уехали в Израиль, а те вернули эти бабки в долларах моей жене уже на исторической родине...
Сам я купил туристическую путевку и налегке, с одним чемоданом приехал обозреть красоты Израиля. Обратно уже не вернулся, остался здесь "для воссоединения с семьей"
Сейчас у меня есть у меня есть практически все,что нужно для новой жизни . Старший сын приезжал из Москвы, на свое имя и на мои деньги купил новую квартиру,через год будет готова, а я с женой и дочкой будем в ней жить, якобы на съеме. Сам сын с семьей на постоянное жительство приедет позже. Мою новую японку "Мазду" ты видел - все у меня будет тип-топ!

-Аркадий, если ты такой умный и богатый, зачем ты работаешь здесь за 3 шекеля в час?
Он выпустил золотые зайчики изо рта и сказал с явным превосходством -
-Я и не собираюсь работать на этих обезьян! Зазвали сюда - пусть платят пособия! Я уже не в таком возрасте, чтобы гнуть спину на местных мелких хозяйчиков.Я и так проживу!
-Неужели ты с женой и дочкой проживешь без работы? Любые сбережения быстро кончаются.
-Откровенно говоря, мне работать не очень-то нужно, мои деньги закончатся еще не скоро.
-Чего же ты сюда ходишь?- спросил я.
-Деньги лишними не бывают, сказал Аркадий задумчиво. Да и бабы дома плешь проели -сходи туда - не знаю куда, купи то - не знаю что... Или таскают за собой по магазинам - а я это терпеть не могу. Я открою свое дело.
-Чем ты думаешь заняться? Торговлей?
-Конечно,я же умею торговать, столько лет кручусь!
-Аркадий, ты давно взрослый мужик. Неужели ты думаешь, торговля в Израиле, это то же самое, что торговля в Советском Союзе или в нынешней России? Ты сидел на дефиците, у тебя сметали с прилавков любую дрянь, потому что другого не было. Даже мне, профану в торговле, ясно,что здесь конкуренция, израильтяне привыкли к обилию товаров, у торговцев старые семейные и годами наработанные и налаженные связи. И тут прибыл новый большой специалист с Украины...Да тебя мигом съедят и не подавятся!
-Володя, ты правильно говоришь. Но во все времена и во всем мире торговля - это купи дешевле - продай дороже - сказал он с непоколебимым апломбом.
-И чем ты хочешь торговать? - спросил я.
-Для начала открою комиссионный магазин. Олимы (новые репатрианты) привезли много хороших вещей. Русские газеты полны объявлениями о продаже. Я скуплю вещи по дешевке, затем продам немного дороже.
-Кто у тебя купит это старье? Те же олимы?
-Да нет, есть коренные жители очень бедные, я узнавал. Они кинутся за дешевыми вещами,а мне пойдут бабки...
-Так сразу и кинулись, бегом.. Слушай, я здесь недавно, но сразу увидел, здесь израильтяне старые вещи выбрасывают, а не покупают. Да ты же иврита не знаешь, как ты будешь разговаривать с покупателями, поставщиками, налоговой инспекцией, тут бюрократия будь здоров!
-Что? Не буду я учить этот тарабарский язык, пусть они учат русский!
-Ну, ты вообще, это серьезно говоришь?
-Серьезно, несерьезно... Что ты меня все время учишь? Что я тебе мальчишка?- вспыхнул Аркадий. Сам разберусь! В Мариуполе я такими деньгами ворочал, тебе и не снились!
Я тебе твоими словами отвечу - если ты такой умный, почему ты не богатый? - мы рассмеялись и пожали друг другу руки...

На следующий день он зашел ко мне в дежурку, перелистал на столе несколько книг и под лай собак и аромат собачьих экскрементов мы продолжили разговор.

-Володя, я смотрю, среди этого говна ты целые дни сидишь и учишь, конспекты пишешь какие-то.
Бросил бы ты это дело. Ты пожилой человек, все равно тебе не дадут разрешение на работу, а если и получишь -нигде не удастся устроиться.
Я по тебе вижу, взяток ты давать не умеешь, а без взяток ни при социализме, ни при капитализме ничего добиться невозможно. Нужно только знать - кому и сколько.
Возьми себе пару старичков, гуляй с ними на свежем воздухе, получай живые деньги и мозги сушить не надо, и зарплата выше,чем здесь.

-Нет, Аркадий. Ты привык торговать, я привык учиться и работать с больными. У меня большой практический опыт, основные трудности - плохо дается иврит, но я добьюсь, что смогу общаться с пациентами и их родными на достаточном уровне, а говорить о политике или читать лекции по искусству я не собираюсь.
Кстати, напрасно ты так легко относишься к ивриту. Я думаю, это будет у тебя основной проблемой, если откроешь бизнес.
-Ничего, деньги есть - найму переводчика или возьму в дело русскоязычного.

Через полгода он уволился. Я получил свой ришайон, но как и предсказывал Аркадий, работы по специальности для меня не было. Я был к этому готов и продолжал осваивать иврит, медицинский английский и особенности западной медицины. Еще три года я сторожил собак, искал и искал работу. Но пришло время, стали появляться частные конторы по обслуживанию русскоязычных пациентов на дому.. В одну из первых взяли меня, без всяких взяток.
Забегая вперед,скажу, что там я проработал 16 лет...

Однажды вечером я получил вызов к пожилой женщине с повышенным давлением и болями в сердце.В комнате у постели я увидел Аркадия - это была его мать.
За пять лет, что мы не виделись он не изменился - только золото в рту заменили обычные фарфоровые протезы.
Мы поздоровались и я занялся своим делом. У матери оказалось повышенным давление в дополнение к диабету и другим болячкам. Электрокардиограмма оказалась без острых изменений, сахар немного повышен. Я сделал инъекции, дал таблетки - теперь нужно было обождать результата.
Мы вышли в соседнюю комнату.
-Рад тебя видеть, Володя.Ты добился своего?
Да, работаю уже два года. Не то, что в Минске, но это моя работа и меня устраивает. Что у тебя? Как идет торговля?
-Какая торговля,о чем ты говоришь? Посоветовали мне местного парня, ватика, (ватик - старожил) в Израиле с семидесятых. Приехал подростком, служил в армии, потом работал на хозяина, по-русски и на иврите шпарит, как пулемет. Показался толковым и честным...
Пошли к адвокату, составили договор. Взяли в аренду помещение, закупили товар на мои деньги -а торговля не идет...Затеяли по совету компаньона рекламную кампанию - все без толку.
Знаешь,как в той песенке-"Что они не делают - не идут дела, видно в воскресенье их мама родила..."

Товар отдали дешевле, чем покупали...Языка не знаю, подписывал, не читая. Пришла повестка в суд - там другие адвокаты, судебные исполнители, штрафы.
Хотел сунуть деньги из рук в руки - не берут! Чужой! Облапошили меня по полной программе...
Все потерял, остался еще должен своему компаньону и адвокатам. Чтобы отдать долги пришлось продать квартиру и съехаться с родителями.
Хорошо, что не посадили. Сейчас снимаем эту квартиру, а я работаю шомером у нового хозяина.

Прав ты был, в Израиле другие люди и другая торговля...


Рецензии