Монологи зорких

- Ты видишь свет. Какой ты видишь свет? Яркий дневной или тусклый ночной, где так дерзко отражаются эмоции окружающих, их чувства, их зависть или радость?.. Еще не знаю. Я придумаю сегодня, каким будет твое изображение. Обязательно.

А хочешь, мы разобьемся? Вместе с тобой, с твоими тайными надеждами, просто треснем и пустим ко дну то, что так дорого тебе? Ты же знаешь, мой уязвимый человечек, мой драгоценный обладатель и раб в одночасье, я всесильно, я почти Бог. Да что там Бог? Я – выше! Я – стекло, через которое ты видишь мир.

Так странно, еще недавно ты прекрасно обходился без моей помощи, а сегодня, только проснувшись, тянешься недрогнувшей рукой за мной. Уйму времени и сил уделяешь подбору оправы, внимательно наблюдаешь за тем, как опытный врач определяет динамику ухудшения твоего зрения. Близорукость, дальнозоркость ли – неважно. Все неважно. Теперь я – твоя жизнь. Ты можешь водить машину, работать на компьютере, готовить пищу, и, кажется, все как раньше. Но нет. Постепенно я стану частью тебя, твоим ночным кошмаром, твоим спутником и злым роком, ведь только мне надлежит определять границы твоего мира. Твой кругозор, твой досуг, твой маленький квадратный/трапецевидный/круглый спектр красок. 
А ты думай, конечно, упивайся своими иллюзиями… Я все равно определяю, что и как тебе преподнести. Глаза женщины я делаю для тебя ярче и выразительнее, ее улыбку – искреннее, помаду – изысканнее. Помощь друга, ты увидишь, станет в разы долгожданней, обычное рукопожатие начальника – даже дружелюбным. Но так не бывает, чтобы прибывало содержимое только одной чаши весов, а потому зло тоже станет для тебя заметнее и даже страшнее. Ты первым заметишь, как ловко пальцы вора вытянули из женской сумочки в час пик кожаный кошелек, ты вовремя увидишь тени хулиганов, которые именно сейчас за поворотом избивают жертву ради старого мобильника. Ты научишься замечать в глазах людей все их мелкое жеманство и всю их подлость, что неудержимо тянут свои мелкие ручонки к тебе. Рано или поздно ты захочешь сойти с ума. Или даже сойдешь. Не знаю, как долго выдержит твоя нервная система. Знаешь ли, всевидящее око – это преимущество существ божественного происхождения. Все краски этого мира – только внешняя оболочка, блеф, за которым таится черная бездна.
   

***
- Вчера она познакомилась с мужчиной. Вчера, когда его глаза отразились во мне, слегка изменив цвет, и стали похожи на нефритовые камни, она услышала зов. Так еще в далекие времена до нашей эры по преданию люди выбирали друг друга. Социальный слой, уровень доходов и цвет белья – все было неважно. Один только зов…

Она поправила очки, кокетливо улыбнулась и позволила присесть рядом. Не говоря ни слова, она взирала на него, думая о впервые пропущенной работе, и чувствовала себя абсолютно гармонично. С ним, с окружающим миром и, конечно, со мной. Последнее, впрочем, совсем не удивительно. Когда я еще находилось на складе модного магазина, мне часто пророчили звездное будущее. Еще бы, цветное стекло всегда ценится выше, нежели обычное – для ущербных. У нас даже жилье было отдельное, цивильное. Молодые практиканты из фармацевтического колледжа приходили и протирали нас специальным раствором, дабы мы не потеряли своей первозданной красоты и эксклюзивности. Вот уж спасибо дизайнеру за эти 2 качества! У практикантов зачастую дрожали руки – еще бы, ведь одна такая пара очков стоит в разы больше, чем их нищенская зарплата. Ну да ладно, и среди них были нормальные люди. Точнее, одна-единственная девушка. Наврав родителям о каких-то проблемах то ли с жильем, то ли со здоровьем, она получила необходимую сумму и приобрела меня. Относилась бережно, с огромной любовью и нежностью. Носила не снимая. Даже дома иногда примеряла, отчего, конечно, самооценка моя несказанно повысилась. На улице мне не то что здороваться с себе подобными – сложно было взглянуть на них! Справедливости ради скажу, что было от чего – мир, отражающийся во мне, становился розовато-перламутровым, светился от счастья и таким же счастьем наполнял через глаза душу своего обладателя. Люди, машины, витрины – все сливалось в сплошной розовый мир, откуда выхода не было.
С мужчиной, конечно, познакомилась именно эта девушка, а не какая-нибудь другая. У другой бы просто не было шансов. Скучно рассказывать о счастливых моментах – это именно то, в чем люди так похожи. Сердца бьются, ноги подкашиваются, в глазах – бездна счастья и готовность бежать-бежать-бежать. Куда? Ох уж эти счастливцы. Сами не знают, куда. Если б знали – побежали бы, не сомневайтесь.    

С приходом очередного утра, коих в их совместной жизни насчитывались десятки, он ушел. Просто покинул квартиру, как будто бы и не существовало в его жизни никогда ни этого девятиэтажного панельного дома, ни женщины в черном брючном костюме, привлекшей к себе внимание с первого взгляда на диковинные дужки очков, ни всего прочего, что, конечно же, на самом деле было, однако уже не для него. Странно, что для подобных поступков большинство из вас, человекоподобных, выбирает именно утро. Впереди – столько часов до сна, столько шансов начать жизнь заново. А вы заканчиваете.

На кухне все так же мерно тикали часы, неизбежно перевирая реальность. В моем треснувшем стекле отразились ее удивленно-отчаянные глаза. Благодаря моему сказочному цвету они казались еще более несчастными, такими, что, конечно, могут принадлежать только безутешной женщине, которую покинул любимый мужчина. Рок? Или фортуна? Одиночество. Только и всего. И никто не заметил, как трусливо он, любимый мужчина то есть, озирался на бегу к сверкающим маятникам троллейбусной остановки. Уходить без объяснений – это всегда так неловко, так мучительно…

Никто не заметил, кроме меня – цветного стекла, летящего вслед за ним прямиком из окна девятиэтажного панельного дома. Она больше не хотела видеть розовый мир – эдакую иллюзию счастья, такую же лживую, как и все, что так дорого вам.



***
- Мне не нужны очки. Вы, разумеется, можете подумать, что я сделал лазерную коррекцию зрению и, как того и следует ожидать, раз и навсегда излечился от глазного недуга. Или же что знакомый доктор так любезно порекомендовал мне контактные линзы, кои внезапно заменили мне весь мир. Ан нет. Мне не нужны очки, потому что я слепой. Звучит как приговор, не так ли? Конечно, когда-то я был таким же, как и вы, и имел возможность и великое счастье наслаждаться победным видом воскресшей весенней травы, счастливых морских камушков, летящих с разбегу в воду, или же задумчиво-осенней неги падающих листьев. Моя жизнь не была скудна, хотя и разнообразием похвастаться не смогу – одна любимая девушка, затем одна жена (естественно, речь идет о разных людях). Первую я бросил, струсив, что рано или поздно она задушит меня своей розово-приторной любовью. Бросил, так ничего и не объяснив. Теперь бы и рад – не получится, слишком  ущербным я стал. Знаю-знаю, эдакие слепцы и книги читают по какой-то мудреной методике, и программистами становятся, ну или кем там еще. А я – не хочу. 

Виновницей моего несчастья стала авария. Такая себе обычная авария, ДТП, как принято говорить. Сто процентов, я был прав, однако чем мне могло помочь правосудие? Вердикт справедливого суда я воспринимал уже только на слух. Моя жена, как и следовало ожидать, вскоре ушла от меня, прихватив совместно нажитое и несовершеннолетнюю дочь Асю. Мои друзья… У меня нет друзей. У меня ничего нет, поскольку мой мир ограничен одним оттенком серого. Мне так хочется увидеть, только увидеть ту самую лунную дорожку, по которой любят ходить люди, даже вон… Понтий Пилат не стал исключением. Мне так хочется надеть очки. Те самые, рабом и обладателем которых в одно и то же время я мог бы быть. Мне… Мне уже ничего не хочется. Мой мир – пуст и неясен, как неясен он у вас, тех, кто так нам сочувствует.

Мы не хотим ваших слов и лозунгов, мы не кучка уродов с ограниченными возможностями. Мир поверил нам, определив, что наших сил хватит, чтобы выжить с меньшими ресурсами организма. Безумство, что скрывается под темными, не пропускающими свет, очками, могло бы испугать вас, если бы хоть кто-то из вас однажды решился их снять.
Я не вижу света. Никакого света. Ни яркого дневного, ни тусклого ночного, где так дерзко отражаются эмоции окружающих, их чувства, их зависть или радость. Мое изображение никогда уже не изменится. Я не сломлен, но повержен. Но когда-нибудь умру. Обязательно. И в этот торжественный день, сидя где-нибудь за пушистым столиком на облаках, мы поговорим с тобой обо всех оттенках человеческих жизней и смертей, их взглядов и ракурсов. А еще… силою дыхания разобьем все очки в мире, чтобы адские стеклышки больше не врали людям. Никогда.

P.S. А в это время на небесах уже занялись изобретением концепции нового, еще более глобального средства для человеческого обмана и лицемерия. Обладатель всевидящего ока, улыбаясь цветным зеркалам, коими был увешен весь дворец, напевал песенку о справедливости на земле.   


Рецензии