На книжных полях - после Греции

На книжных полях места немного, потому заметки очень краткие и фрагментарные.
  Однако здесь без претензий на критику или на профессиональный разбор, даже если книги по интересующей тебя специальной теме. Только лишь краткие впечатления о том, что больше всего бросилось в глаза.
Соприкосновение с эллинской культурой, даже на поверхностном, туристском уровне оставляет глубокое впечатления.
  Что-то прочитано под этим влиянием, что-то вспомнилось.
 
 
Рождение богов. Тутанкамон на Крите
 Дмитрий Мережковский

 Мережковский излишне манерничает, особенно в своих псевдоисторических стилизациях.
 Вот здесь он древний Крит описывает, как будто речь идет о российской деревне. К тому же крайне раздражает религиозно-идеологическая заданность, якобы всё шло к появлению христианства.
  То, что мю подходило для заседаний религиозно-философского общества для художественной прозы кажется нетерпимым.
  Странно, что Мережковский считался крупным писателем, беллетрист он весьма средний, несмотря на эрудицию и пр.
 
 
Загадка Прометея
 Лайош Мештерхази

  Забавно, порой интересно. Писатель из ВНР переписывает античные мифы.
 Но текст сегодня выглядит более архаичным, чем "Илиада".
  К тому же "социалистическая литература" (особенно стран сателлитов Восточного блока) несет не себе клеймо духовной порчи.
 

 
 Очерки Крита
 Константин Леонтьев

 
  Греки Крита, как пример христианского народа, живущего под турками.
 «Простой народ на Востоке гораздо лучше нашего…
 Бедность здесь не отвратительна и не жалка».
  Восхищение своеобразием и «цветущей сложностью» (КЛ).
В свое время Леонтьев был неплохим очеркистом, но можно ли считать это философией?
 
 
«Тезей»
Мари Рено
 
  Однажды совершенно неожиданно зачитался "детско-юношеским" псевдоисторическим романом. "Тезея" помнил с девяносто четвертого года. Книжку читала тогдашняя пассия, а я что-то проигнорировал. Теперь взял со скуки - и уже не бросал. Особенно хороши   части про приключения в Элевсине и на Крите. Необычные и захватывающие ситуации.
По стилю автор подражает немного "простонародному" языку. Насколько же древние мифы поэтичны и красивы, даже, несмотря на их жестокость, в отличие от ближневосточного бреда, захватившего Европу позже.



Троя (трилогия)
Дэвид Геммел

Д.Геммел в последнем цикле превзошел сам себя. Эпопея вышла мощной и страстной. Вариант троянских событий переделан по сравнению с общепринятым (хотя «общепринятым» для большинства сейчас наверняка является не вариант Гомера, а блокбастер с голливудскими «звездами»). Это не фэнтези, а, скорее, рационализированная историческая фантазия. Одиссей не плавает невесть где, а просто фантазирует. Чтобы завоевать расположение своей команды; с бандитами, захватившими его жену, он расправляется не после, а до осады Трои; союз Елены и Париса на заднем плане и заканчивается трагически, но вполне банально. В центре повествования фигура Андромахи, которая спасается и становится царицей будущего Рима. Но это детали. В самом деле, зачем придумывать новую одежду для Легенды, если практически все сюжеты уже были заложены в «Илиаде». Писатель и сочинял свою историю от «Легенды» до «Падения царей», и сам как бы стоял на стенах Дросс-Дельноха (крепосать из геммеловского романа «Легенда», где осаду крепости удаётся выдержать)  и павшей Трои.
 Получилась одно  из лучших фэнтези  на темы Гомера.  Автор не подстраивался под других, а придумывал сам.
 Но "приквел" к "Илиаде" вышел так неплохо еще и потому, что в "первоисточнике" уже были заложены все сюжеты.
 

Кносское проклятие
Дмитрий Петров

История, несмотря на закрученность, довольно незамысловатая, но читать можно. Авторам приключенческой фантастики все труднее комбинировать сюжету. Вот здесь: «минойцы среди нас». Следак из азиопского Питерстана расследует преступление, следы которого ведут на Крит. Приятно почитать про знакомые места. (Неужели Шлиман мог опередить Эванса?). Потом вмешивается Служба – это вам не дикий запад какой-нибудь. Девка-агент побеждает верховную жрицу.
Написано, повторю, примитивно, как-то по-детски. Но вполне на уровне переводных романа об открытии древних тайн. Позиция автора: чем мы хуже? Выдумка о лжецах-критянах, конечно, глупость несусветная. Но ведь и в самом деле среди новых народов живет древнее племя, которое регулярно уничтожает их, как жертвенных животных.



Статуя античной девушки. Фото из археологического музея в Ираклионе.


Рецензии