Был ли мудрым вещий Олег?
Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они.
В первый раз это происходит при жизни, а второй - после гибели князя. Сначала «пирует с дружиною вещий Олег» - в конце баллады дружина благополучно «пирует у брега» с князем Игорем. Может быть, жена Олега оплакала его безвременную кончину? ( Безвременную, потому что Олег дважды назван «могучим»). Однако в балладе об этом - ни слова. Злую шутку сыграл с князем Олегом «любимец богов»: единственного друга лишил, а от смерти не избавил... Стоп! Почему кудесник «любимец богов» - во множественном числе? А ведь наш «мудрый старец» - язычник! Покоряется он Перуну и вышел навстречу Олегу «из т-ё-м-н-о-г-о леса», где предавался «весь век» «мольбам и гаданьям». Впрочем, это обстоятельство нисколько не смущает князя: о его язычестве историки говорят достаточно дружно. Однако «то, что первые христиане появились в Киевской Руси задолго до 988 г., ни у кого не вызывает сомнения» [ 3]. Но разве это не всё равно: был ли Олег язычником или христианином? Что это меняет, в частности, в отношении Олега к смерти? Как показало знакомство с информацией о язычестве, многое меняет. Так, в язычестве существует понятие, сходное с христианским грехом - скверна. Однако «скверна (в отличие от греха) н-е п-р-о-щ-а-е-т-с-я и тем паче «н-е о-т-п-у-с-к-а-е-т-с-я». Со скверной можно и нужно только бороться» [4]. Исключение составляют мифические существа, которые могут избавиться от скверны, искупавшись в мифической молочной реке, как это делает великий властитель, третий лик Славянской Ведической Троицы - Велес [1]. Что же касается обыкновенных людей, запятнавших себя скверной, «души этих людей умирают вместе с плотью, становясь (аналогично мёртвой плоти) удобрением, или, проще говоря, - «пищей богов», дабы принести Мирозданью, хоть какую-то пользу» [4]. Другими словами, человек, допустивший ошибку, неотвратимо обрекает на гибель свою душу, и с момента ошибки бесполезны любые подвиги самопожертвования. Тут и жизни будешь бояться, не только смерти! А теперь обратимся к Библии. Вспомним историю апостола Петра. По совершении тайной вечери Христос предрекает его троекратное отречение «в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух» [2, Матф., 26, 34-35]. Христос схвачен и приведён к первосвященнику Каифе. Пётр, последовавший за учителем и узнанный людьми, не только трижды отрекается, но клянётся и божится, что не знает Иисуса. Запевший петух напомнил Петру предречение. «И вышед вон, плакал горько» [2, Матф., 26, 75]. С точки зрения язычества, разве Пётр не осквернил себя предательством? Однако именно ему по воскресении своём из мёртвых «после троекратного вопрошения о любви, снимающего троекратность отречения Петра» [4], Иисус говорит: «Паси овец моих» [2, Иоанн, 21, 17]. Трижды повторённый вопрос: «Любишь ли ты меня?» - не только показывает, что Иисус дарует прощение Петру, но и каждый раз отменяет предыдущий ответ апостола, снова и снова ставя его перед выбором своей будущей судьбы. Раскаявшийся («плакал горько») и преодолевший страх Пётр достигает впоследствии такой степени духовной стойкости, которая позволяет ему без колебаний принять мученическую смерть, предсказанную Христом. При этом ни Пётр, ни кто другой из апостолов не задаёт Иисусу вопроса: «Что сбудется в жизни со мною?», потому что каждый из них готов пройти свой путь ошибок, раскаяния и укрепления духа.
В русской истории (слава Богу!) были люди, остававшиеся верными правде, несмотря ни на какие страдания. Митрополит Филипп, например. И (прав, безусловно, Павел Лунгин) истинный царь - он. А язычник Олег идёт на поводу у своего страха смерти. Однако его знание о будущей гибели не отменило (и никогда не отменяет) её. Но в таком случае - зачем?
Литература
1. Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси: «Вече», М., 2006, с. 42 - 43.
2. Библия. - М., 1989.
3. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IХ - ХII). Первые века христианства на Руси: http://www.lants.tellur.ru/history/danilevsky/d07_3.htm
4. Мифологический словарь. Гл. ред. Мелетинский Е.М.: М., 1991, с.439.
5. Основы - Русское язычество, понятие язычества и ответы на вопросы о русском: http://www.bujan.ru/rod/yazichestvo.html
6. Островский Я. Уроки «Вещего Олега»: http://berkovich-zametki.com/Nomer15/Ostrovsky1.htm
7. Толковый словарь русского языка Ушакова: 8. Энциклопедия литературных произведений. Под редакцией С.В.Стахорского. - «Вагриус»: М., 1998, с.357.
Свидетельство о публикации №213082400544
Ну почему же нет? А.С. Пушкин находился в южной ссылке. Кажется, в Кишиневе прочитал фрагмент об Олеге из так называемой Львовской летописи и вдохновился легендой о предсказании волхва. Помимо мотива неотвратимости рока, в балладе находят и другой мотив - "избранник богов" (можно понять, Поэт, которого требует к священной жертве сам Аполлон) и властитель. Недаром кудесник дает понять князю, что княжеская милость (или немилость) ему безразлична. И кто из них по-настоящему "вещий". Ясно кто - кудесник, поскольку именно у него "вещий язык".
"А если просто "на коне"? - справедливо замечает автор статьи"
Так у Пушкина сначала и упоминается просто "конь" - "С коня он слезает угрюмый..." Следующая строфа также заканчивается просто "конем" - "Вы отроки-други, возьмите коня...", как просто "конь" упоминается и еще строфой ниже: "И отроки тотчас с конем отошли..."
И потом - что такого странного в том, что Олег так любит своего коня? Конь одомашнен человеком в седой древности, и кочевники не мыслили своей жизни без коня. Недаром у ариев и скифов, других народов существовал обряд похорон воина вместе с его конем или конями (ашвамедха - у ариев). С тех времен вплоть до начала прошлого века кони не раз спасали жизни своих седоков в сражениях, и своего рода дружба между всадником и его конем не есть что-то необычное.
"Конь Олега угадывает, постигает волю хозяина без каких-либо слов и жестов со стороны последнего."
Во-первых, это по словам старца конь чует господскую волю. Видимо, старец провидит, как княжеский конь вел себя в битвах, как сливался с хозяином в одно целое и проникался волей всадника. Во-вторых, в описываемой ситуации мы ничего не знаем о чувствах коня.
"Олег дважды назван «могучим»)"
Ну и что? Человек, как известно, "внезапно смертен", к тому же сам Олег называет себя "старым" ("твой старый хозяин тебя пережил"), а у княжеских дружинников "белые, как утренний снег, кудри". Могучий же Олег потому, что создал могучую, сильную державу, равную по мощи империи ромеев.
Дальнейшие рассуждения о язычестве и христианстве к стихотворению А.С Пушкина отношения, на мой взгляд, не имеют.
Алексей Аксельрод 07.10.2022 09:35 Заявить о нарушении
Маррина 07.10.2022 17:36 Заявить о нарушении