Царь Борис Годунов

   
               

                После смерти  Ивана Грозного царём стал его сын Феодор Иванович, очень набожный. Скорее он был блаженным в образе царя. В феврале 1598 года Феодор Иванович скончался. Считается, что на нём закончилась династия Рюриковичей. Но русский историк Николай Греч в своей книге "Записки моей жизни" доказывает, что династия Рюриковичей не прекратилась со смертью Феодора.
                Власть перешла к одному из членов действующего регентского  совета из пяти бояр, то есть к Борису Годунову. А Земский собор в этом же году избрал Бориса Фёдоровича  царём. Борис  был шурином  Феодора, то есть  братом его жены Ирины."Годунов был татарского рода; его предок Мурза Чет выехал из Золотой Орды и крестился, но это было давно и Годуновы совсем обрусели" (А. Ишимова "Истории России"). Борис был рассудительным и всегда действовал в личных интересах. В народе знали, что с престолонаследием возникла непростая ситуация. "Годунов был очень богат; говорят, что он на свой счёт мог вооружить 100000 войска" (А. Ишимова).  Образовалась группа бояр, которые предлагали сделать развод царя с бесплодною Ириной вроде бы по просьбе всего русского народа. Это конечно не понравилось Борису. Историк Костомаров Н. И. пишет: «Прочих знатных людей разослали в ссылку по городам, а Фёдору Нагому и шестерым его товарищам отрубили головы».   
                К концу правления Ивана Грозного народ совсем обеднел по причине частых войн и опричнины. «Неудивительно, что иноземцы удивлялись изобилию царских сокровищ и в то же время замечали крайнюю нищету народа», - пишет Костомаров Н.И. в Русской истории. Купцы не имели права ездить за границу и потому  не могли на равных вести свои дела с ловкими европейскими торгашами.
                Голландский купец Исаак Масса в  своей книге «Краткое известие о Московии»  приводит высказывания десятилетнего  царевича Димитрия о своём брате Феодоре: «Плохой какой царь, мой брат. Он не способен управлять таким царством… Я сам хочу ехать в Москву, хочу видеть, как там идут дела…».               
                15 мая 1591 года в Угличе произошло событие, которое повлияло на дальнейшую историю русского государства. Малолетний сын Ивана Грозного Димитрий был найден мёртвым. Вот что написано в "Сказке  губного старосты от 20 мая 1591г.  (л22)" :
«Сказал углецкой староста Иван Муранов про царевичу смерть: Тешился де царевич у себя на дворе жильцы своими с робятки, тыкал ножем, а в те поры пришла на него немочь падучая, зашибло ево о землю и учало ево бити. Как де ево било, и в те поры он покололса по горлу ножем сам, и от того он умер. И учал государь, бытии в городе звон, ажно многие люди посадцкие и слободцкие люди с топоры и рогатинами. А дияк Михайло Битяговской с сыном Данилом и Микита Качалов  и Данило Третьяков и Осип Волохов лежат побиты, а велел их побитии Михайло Нагой за то, что им оне учали разговаривати».
                Мне довелось много раз видеть эпилептические припадки. Могу с уверенностью заметить, что эпилептик никогда сам себя не порежет, это исключено. Тем более перерезать себе горло – это абсолютно невероятно!
                Сын Битяговского Данила и его друг Никита Качалов побывали в Москве у Бориса, который им обещал важные должности. Они привезли от Бориса  дьяку Битяговскому письмо, в котором, по-видимому, и говорилось о покушении.   «И тем временем в самый разгар игры двое упомянутых убийц (Даниила и Никита) перерезали царевичу горло, от сильного смущения забыв умертвить других детей, тотчас бежали…» Масса Исаак (Краткое   известие о Московии).
                А. Ишимова в "Истории России" описывает это событие так:"  Волохова позвала царевича гулять во двор; царица тоже хотела с ним идти, но остановилась; кормилица не пускала царевича, но Волохова насильно увела его. У крыльца к ним подошли сын мамки Осип, Данила Битяговский и Качалов. Волохов взял Дмитрия за руку и  и сказал: "Государь! У тебя новое ожерелье". Царевич улыбнулся, поднял голову и сказал: Нет, старое" Волохов в туже минуту ударил его в горло ножом, но рука у злодея дрожала, он только оцарапал Дмитрия, бросил нож и побежал. Кормилица выбежала к царевичу и обхватила его руками, но Качалов и Битяговский вырвали его, зарезали и кинули  с лестницы".          
                Вести следствие Борис отправил князя Василия Ивановича Шуйского, который подтвердил, что царевич Димитрий  зарезался сам. Шуйский сделал такой вывод в угоду царю Борису.  Всех Нагих сослали в отдалённые города, а царицу Марию постригли в монахини. Костомаров Н. И. пишет: « Над углицкими жителями совершена жестокая расправа: обвинённых в убийстве Битяговского с товарищами казнили смертно, другим за смелые речи отрезали языки и многих жителей сослали в Сибирь… . Годунов сослал в Сибирь даже тот колокол, в который били  набат  в день убиения Димитрия, и его до сих пор показывают в Тобольске».
                В те времена англичанин Д.Флетчер был отправлен по служебным делам к царю Борису Годунову.  Вот что он написал о своих впечатлениях своей королеве Елизавете: «В образе тамошнего правления Ваше Величество изволите усмотреть не только весьма удивительную, но и действительно существующую, форму государства тиранического (далеко не сходную с образом Вашего правления), без истинного познания о Боге…». Здесь надо отметить, что не только на Руси, но и  в Англии в то время имелись деспотические проявления. Например, отец Елизаветы Генрих VШ, казнил двух своих жён за измену.  Конечно, народ  был совершенно бесправен и никаких законов вообще не существовало.   После посещение русского государства к Флетчеру пришло понимание, как ему здорово повезло, что он родился в Англии, а не  на Руси.  В Европе того времени пожалуй только на Руси беглого крестьянина могли вернуть к хозяину даже после пяти лет. И всё же Борис был благосклонен к иностранцам.
                Костомаров Н. И. в "Русской истории" отмечает: "Состояние народа при Борисе было лучше, чем при Грозном уже потому, что хуже времён последнего мало можно найти в истории".
                Конрад Буссов в своей «Московской хронике» повествует: «Он всё же выбрал из московитских детей восемнадцать дворянских сынов, из которых шесть было послано в Любек, шесть в Англию и шесть во Францию, дабы их там обучали. Они легко выучили иноземные языки, но до настоящего времени из них  только один вернулся в Россию».
                «В конце 1600 года в народе поползли слухи, что царевич Димитрий жив. Люди Бориса всюду сновали среди простого народа и доносили. Многие были схвачены и замучены. В довершение ко всем этим событиям в 1601-1602 годах на Руси случился голод, который ускорил наступающее смутное время. Борис велел раздавать хлеб из своих житниц, а бедным раздавал деньги, но в Московии должностные плуты и тут оказывались мошенниками. Они раздавали царские деньги своей родне, приятелям и тем, которые делились с ними барышами Их сообщники, одевшись в лохмотья, приходили зауряд с нищими и получали деньги, а настоящих нищих  разгоняли палками», - (Костомаров Н.И. Русская история). 
                Вскоре в Русское государство пришла весть, что в Польше объявился Димитрий сын Ивана Грозного и хочет он вернуть себе свой законный престол. В польской Украине стало собираться ополчение под предводительством Димитрия. С подачи патриарха Иова предположили, что это дьяк Григорий Отрепьев. Но народ в это не верил и смеялся над этой версией. Борис приказал привезти мать Димитрия и допрашивал её сам.
«Я не знаю, - ответила Марфа. Тогда царица, жена Бориса, пришла в такую ярость, что швырнула Марфе горящую свечу в лицо. «Мне говорили, - сказала Марфа, - что сына моего тайно увезли без моего ведома, а те, что так говорили, уже умерли», -  (Костомаров Н.И. Русская история).
                16 октября 1602 года царевич Димитрий  со своим войском, состоящим из поляков и казаков, вступил в Московское государство. Города сдавались Димитрию, а люди переходили к нему на службу. 21 января 1605 года войска Бориса Годунова разбили повстанцев, но сам Димитрий ушёл в Путивль, где к нему со всех ближайших городов приходили русские люди бить челом. Борис решил отравить царевича Димитрия и послал в Путивль монахов с ядом, но попытка эта не удалась. Борис был озадачен и видел врагов всюду, а поэтому в то время многие были казнены.   
                В такой напряжённой ситуации 13 апреля 1605 года Борис Годунов скоропостижно скончался на пятьдесят четвёртом году от роду. Престол был передан его шестнадцатилетнему сыну Феодору и царице-вдове Марии Годуновой (в девичестве Скуратова- Бельская).  Но в Москве вспыхнуло восстание, и 10 июня 1605 года Годуновы,  мать и сын, были задушены взбунтовавшимся народом.

Август 2013г.


Рецензии