Горячее сердце

   Был холодный мрачный вечер, какие так часто бывают в Москве поздней осенью, когда злобный ветер рвет все, что видит на своем пути, когда воют от холода деревья, давно сбросившие свою лиственную одежду, когда дождь безжалостно сечет всякого, кто, забыв взять из дома зонт, осмелился выйти на улицу, когда пытается войти в свои права коварная зима. Даже могучие черные орлы, казалось, рыдали из-за потоков хлещущей воды и как будто уже собирались слететь с башен, чтобы укрыться в теплом старинном Кремле. Инженер Морозов сидел дома, оживленно продолжая работу над своими чертежами и отчаянно пытаясь согреть у горячего камина свои давно отмерзшие конечности. Все сильней и страшней дул ветер, все говорило о бессилии человека перед лицом природы, которые он многие столетия и тысячелетия пытался менять себе в ущерб.
   Инженер, закутанный в плед, пил теплый кофе и уже засыпал, как вдруг в его дверь кто-то негромко постучал. Удивленный Морозов подумал, что это ему пригрезилось. «Кто же, в самом деле, может посетить меня в такую погоду?», - внутренне сказал он себе и вновь погрузился в сон. Но стук повторился, и теперь он был абсолютно уверен, что этот звук – не иллюзия, и слышит он его взаправду.
   Морозов покряхтел, надел на ноги мягкие домашние тапочки и пошел к двери. Открыв ее, он увидел, что на крыльце стоит насквозь промокший молодой человек лет двадцати пяти, от которого шел невыразимо отвратительный запах дешевых сигарет. Морозов небрежно откинул его взглядом, но пригласил войти.
   Как только молодой человек откинул балахон, Морозов узнал Елецкого, своего приятеля студенческих времен. Казалось бы, лишь два года отделили их от времени, когда они завершили университет и разошлись своими дорогами. Всего два года – а как много изменилось, сколько пришлось им перетерпеть за эти два года!
   Алексей Елецкий не был женат. Тихий в повседневной жизни, он охотно поддерживал своего приятеля в самых разных его забавах – от легкой выходки до создания целой революционной организации, которая так и не проявила себя в действии. Как и следовало из фамилии, Елецкий был провинциалом родом из мелких дворян Орловской губернии, куда вернулся вскоре после окончания Московского университета. Годы учебы не были легкими для него – семья его зачастую жила впроголодь, высылая милому Алеше свои последние сбережения, он сам часто давал уроки, чтобы заработать хоть сколько-нибудь на жизнь.
    Совсем другой тип представлял избалованный москвич Андрей Морозов. Легко сошедшийся с тихим Елецким, он не раз вовлекал его в самые свои безумные идеи, от которых многие здравомыслящие люди пришли бы в ужас.
   Остепенился Морозов, женясь. Кольцо на пальце приобрел он достаточно рано, взяв в жены молодую, скромную, как казалось ему тогда, девушку из небогатой семьи. Всю сущность бедствия, постигшего его, Андрей понял не сразу. Жена получила над ним неограниченную власть, ради ее прихотей Морозову приходилось работать днями и ночами, а вскоре она и вовсе покинула его с любовником.
   Морозов остался один. Но он продолжал сжигать себя на работе и привык к такой жизни. Это было его заботой, главной и единственной радостью – радостью, от которой бы у многих волосы поднялись дыбом на голове!
   Вернувшись домой, тихий Елецкий изменился. С этого момента он всерьез озаботился всей несправедливостью, что окружала его. Он постоянно носился с разными проектами по разным инстанциям, так что в конце он повсюду стал презираем и ненавистен. Тем не менее, Елецкий не отчаялся, а направился в Москву сыскать поле для деятельности в древней столице России. Жизни в холодно-каменном Петербурге он не видел.
   После прихода гостя Морозов тут же накрыл стол. Кажется, на такой случай припасено было все, о чем только может мечтать небогатый инженер.
   Вскоре, после того, как Морозов и Елецкий обсудили жизнь, вспомнили общих знакомых, всплакнули о былом, начался разговор, содержание которого составляет важную часть нашего описания.
   - Скажи мне, Андрей, не кажется ли тебе, что мы живем во сне? – начал Елецкий.
   - Что ты имеешь в виду, друг мой? – не понял его слегка захмелевший Морозов.
   - В нашем мире все не так, как должно быть. Полицмейстеры берут взятки, на улицах царит преступность, обыватели равнодушны друг к другу. Надежды прорваться вверх, если только ты не богатый дворянин или купец, нет.
   - Пойми, друг мой, меня тоже не устраивает то, о чем ты говоришь? Но что мы можем изменить? Это заложено в самой человеческой природе.
   - А раз этого не должно быть, то этого и нет, - продолжал говорить Елецкий, будто не слыша Морозова. Возможно, мы просто живем в чьем-то сне. А когда закончится сон, не будет и нас.
   - Что за глупости ты говоришь?! – почти в сердцах вскрикнул Морозов.
   - Не глупости, друг мой, совсем не глупости. Порой мне хочется уснуть и проснуться в другой стране. Подумай, в какие условия страну нашу поставил Портсмутский мир! Да никто в Европе не хочет с нами считаться!
   - Пойми – так должно быть. Мы ничего не сумеем изменить…
   Елецкий промолчал. Молодые люди вышли из-за стола. Морозов хотел отдать другу свою теплую постель, но неприхотливый Елецкий заснул, сидя у камина.
   Проснулся Морозов поздно, когда на улице давно сияло солнце, а ветер не рвал последнюю листву, а лишь едва гнал рябь по лужам. К удивлению Андрея, Елецкого не было рядом. Лишь на столе лежала записка: «Я ушел. Прошу меня не искать. Если что-то случится, ты сам все узнаешь. Алексей».
   Прошел месяц. Настал горячий декабрь 1905 года, навеки памятный в истории нашей страны. В самый разгар Московского восстания, когда баррикаду на Красной Пресне штурмом брали преданные правительству солдаты и последние отряды мятежников покидали ее, на самом верху баррикады внезапно появился неизвестный человек. Он прочел горячую речь в поддержку защитников революции и тут же упал под артиллерийскими снарядами.
   Пошел мягкий снег. Еще один очаг сопротивления царским войскам был уничтожен. Куда-то по своим делам бежали простые жители города, с разных углов слышались голоса в поддержку революции, полиция пыталась навести порядок, а он лежал в рыхлой снежной куче. Никто и не обратил внимания на этого героя, отдавшего жизнь за мечту о лучшем будущем – на Алексея Елецкого.


Рецензии