МАТА ХАРИ Пролог

                МАТА  ХАРИ.
  « политика – это только схваченный геометрической чистотой закон джунглей.» ( И. Бродский.)

                Список действующих лиц:
Маргарита Гертруда Зелле, с 1905 по 1917 год – Мата Хари,
Элизабет Шрагмюллер ( Анна Мария Лесснер)  руководитель Антверпенской  школы разведки,
глава немецкой агентуры во Франции, Испании, Скандинавии, Дании и т. д.
Ганна Виттинг, графиня де Шийе, Клод Франс – знакомая Мата Хари, агент франц. контрразведки.
Клеопатра  V11 Филопатор – царица династии Птолемеев, управляющей Египтом со времён
 раздела  империи Александра Македонского.
д – р Виктор Клюне – любовник Мата Хари, её защитник на процессе, один из лучших адвокатов Европы.
Штабс-капитан Вадим Маслов – любовник Мата Хари,  помощник русского военного атташе в Париже.
Капитан Ладу – руководитель французской контрразведки.
Рудольф Мак-Леод – муж Маргариты, наёмник в чине капитана голландской колониальной армии.
 Ван-Родес – любовник Маргариты, офицер голландской колониальной армии.
Жюль Камбон – любовник и близкий друг Мата Хари, 2-ой человек в МИДе Франции, на суде давал
показания по доверенности  Мата Хари.
Барон Ротшильд – миллионер, любовник Мата Хари, оказывавший ей значительную помощь в начале
 её  становления  как танцовщицы.               
Месиме – любовник Мата Хари,  генерал генштаба  Франции., до смерти перепугавшийся, когда  её арестовали.
Секретарь Пуанкаре – сравнительно молодой человек.
Монашка Леонида: после приговора жила в камере Мата Хари, присутствовала при  её  расстреле.
Александр Блок – великий русский поэт.
Офицер расстрельной команды, солдаты, врач, священник, белые русские офицеры.
Упоминающиеся   Гиме, Бушардон, Киперт, Ван-Хёрст, Морне и другие –тоже реально существовали и сыграли заметную роль в судьбе Мата Хари.               


                пролог                Сцена  в  полутьме, на  ней  скамейка. Слева  на  возвышенности  находится  кабина комментатора..Зажигается  свет  в  кабине, Элизабет перебирает какие-то бумаги, поднимает голову и говорит в  зрит.  зал: 
Элизабет:   Я умерла 70 лет назад, пережив всех главных героев этой истории. За  все  это  время все события  так  исказили и  переврали, что  я  захотела восстановить всё  в  изначальном  виде. Вы присутствуете
при новом, беспристрастном, расследование дела Мата Хари – Маргарет Гертруды Зелле, бедной Герши, как
мы её звали в разведцентре. Я буду знакомить вас с людьми, сыгравшими в судьбе Мата Хари главные роли.
Для начала надо представиться. Пусть это сделает мой противник – шеф контрразведки Франции капитан Ладу.  (выходит Ладу)
Ладу: Господа, вы видите перед  собой  легендарную фрау Доктор – Элизабет Шрагмюллер, она же Анна-Мария Лесснер, основательницу современного шпионажа, руководительницу немецкой разведки в Европе.
женщину,о которой при жизни снимали фильмы. Она бы в одиночку выиграла войну для кайзера, если бы ей не мешали.
 (садятся на скамейку, свет на сцене гаснет, загорается в кабине. Элизабет Шрагмюллер сидит за столом,
просматривает бумаги. Входит немецкий офицер, эксперт генштаба)
Эксперт: Фрау Доктор, вы меня приглашали?
Элизабет: Садитесь. Вы главный эксперт генштаба. Помните своё заключение по моим трём рапортам о
танках?
Эксперт(вальяжно расположившись в кресле): Да, к сожалению, я ошибся!
Элизабет: К СОЖАЛЕНИЮ??  (даёт прочесть листок эксперту) Читайте! Это сводка донесений о боях
под Камбрэ, где англичане впервые использовали  танки.
Эксперт (читая, постепенно теряя самоуверенность ): 20000 убитых, вторая армейская группировка раз-
громлена полностью, линия фронта прорвана, отступление на всех направлениях…Это ужасно!
Элизабет (тихо, но с большим напряжением в голосе):То, что Вы сделали, хуже любого предательства!
Мы потеряли всё, что добыто жизнями наших храбрых солдат за последний год. Их, прошедших пол-Европы, эти 300 танков давили  как муравьёв, размазывали по земле!
Эксперт (бледнея, срывающимся голосом ): Чудовищно! Я не мог и подумать…
Элизабет ( с яростью и гневом ): Ваша работа и заключалась в том, чтобы думать! ( овладев собой)
Надеюсь, сейчас Вы не ошибётесь…(достаёт из стола револьвер, протягивает эксперту, тот берёт, уходит, шатаясь, слышен выстрел. Свет в кабине гаснет, зажигается на сцене )

Ладу: Браво, Элизабет! Бей своих, чтоб чужие боялись! Теперь о бельгийце, которого ценой невероятных усилий нам удалось внедрить в Ваше ближайшее окружение.
Элизабет: Так всё – таки он был агент… Вы сняли тяжесть с моей души!
Ладу: Но к аресту АF-82 он не был причастен, это была чистая случайность.               
(Свет на сцене гаснет, зажигается в кабине Элизабет, входит бельгиец)
Бельгиец(весело): Лиз, ты меня вызывала?
Элизабет: Да, садись. Ты знаешь, что  AF-82 арестован?  О его поездке знали только двое: ты и я!
Бельгиец: Я клянусь тебе…
Элизабет( не слушая его ): Обычно я много раз проверяю любого нового человека, но с тобой словно зат-
мение нашло. Наверно, дело в том, что у меня с начала войны не было мужчины, а ты мне очень понравился.
Так хотелось побыть женщиной…
Бельгиец (нервничая): Лиз, я не предатель ,я люблю тебя,  этот провал мог  быть случайностью, идёт война.
Элизабет: Случайность – это не до конца понятая закономерность! Признаюсь, мне было хорошо с тобой,
но я сделала ошибку и должна её исправить (достаёт из стола револьвер)
Бельгиец( пытаясь говорить очень  нежно) : Как ты можешь, ты же для меня всё,  вспомни наши ночи!
Элизабет ( тоже тихо и мягко): Всё, что я могу сделать, это избавить тебя от допросов с пристрастием
и позорной казни. Прощай! (стреляет, бельгиец падает головой на стол, Элизабет подходит к нему, целует, закрывает ему глаза,  со слезами  говорит): Мне будет очень одиноко, но у моего сердца нет выбора между тобой и фатерляндом. Прости!
Ладу ( с восхищением): Железная Фрау Доктор! Мы все учились у неё!
(  Элизабет выходит из кабины, спускается на сцену)
Элизабет:  ( зрителям) Теперь  я  познакомлю  вас с моей  подругой детства -  очаровательной  женщиной:  Ганной. Витинг, она  же   графиня де Шийе, она же Клод  Франс,   звезда  французского   кино.( выходит  Ганна)
Элизабет: Ганна, ведь  сбылись  все  твои  мечты:   ты  стала  знаменитостью,  муж  богат  и  знатен,  ваш  особняк  на  улице  Фезандери  в  центре  Парижа занимает  полквартала.. Почему же  ты  выстрелила в себя  летом  1928 года?
Ганна: Депрессия. Я  не могла  спать  последние  годы по  ночам,   разговаривала  с  ней.   Я устала, стреляла, считайте в себя как в уже  мертвую
Элизабет: Но  ведь   есть  способы  облегчить  душу. Бог   милосерден.
Ганна: Ко  мне – нет.  Исповедь  не  помогла. Бог   отвернулся, я  его  не  чувствовала. Когда  Маргарет  стала приходить  каждую  ночь, хотела  сходить  на могилу.  Могилы  нет.  Есть  только  голова  в  музее. Я боялась  посмотреть  в  мертвые глаза :  когда  решилась, увидела в них  жалость .О н а  м е н я  ж а л е л а!
Элизабет: Когда  ты  её  впервые  увидела?
Ганна: В Вене, в Сецессион - зале.  О  её  концертах  в  музее  Гиме,  у  Ротшильда,  в  Олимпии  рассказывали   волшебные  сказки.  В Вене  она  выступала  в  облегающем   трико…..
Ладу:  Это   потребовала  церковь, иначе    ей  бы   не  разрешили  танцевать.
Ганна: Все  равно  это  было….Dаs  ist  fantastic. Тогда  же  я  узнала,  что  мой  Альфред…
Ладу:  фон   Киперт,  богатейший   помещик  Германии?
Ганна: Мы  жили  рядом, были  близки с юности,  и я  думала,  поженимся. А он    почти  полтора  года  ездил  с  ней  по  Европе…
Ладу: Да , в газетах он постоянно   упоминался рядом с  ней.
Ганна: Слава  Богу, про  меня  не  писали!
Ладу: Ну, тогдашние   папарацци  были ангелами !
Ганна: Она  приезжала  к  нему   в   Берлин  и позже, в  14 году…
Элизабет: У тебя    были  отношения  с ней   в  Париже?
Ганна:  Да, я её  часто видела, мы  были  приятельницами.  Когда  я  почти  простила её и  забыла  Альфреда, она  вновь  перешла   мне  дорогу  с Раулем!
Ладу: Ваш  муж, граф де  Шийе  тоже  спал  с  ней?
Ганна (Обращаясь   к  Элизабет): Я  уже   не  была   молоденькой  дурочкой, делала  вид , что  ничего  не  знаю.  Но долго  это  продолжаться  не  могло!
Ладу: А я думал,  почему вы так охотно взялись поискать на неё компромат!
Элизабет: Я  помню, как  ты  пришла  ко  мне  за  помощью.
Ганна: Я  пришла к  тебе  за  советом, как  к  подруге  детства. Так посоветовал  капитан.
Элизабет: Детство  кончилось,  это  была  взрослая  игра. Капитан,  вы  что-то обо  мне  уже  знали?
Ладу:   Если  честно, тогда ещё  нет.  Просто  мы  учитывали  Ваше   знакомство  с  офицерами  разведки.  А  уж когда  Ганна  привезла  материалы , я  уверился , что  именно  Мата Хари  резидент   в  Париже.
Элизабет:  На  это  и  рассчитывали.  По  правде,  вы  нас  устраивали, как  глава  контрразведки,  и  мы  хотели  чтоб  вы  укрепились,   раскрутив  какое-нибудь  громкое  дело, а попутно и отвлечь вас и англичан 
от нашей школы.
(Ладу, обиженный, уходит)
Ганна : Теперь я всё поняла!  (Элизабет ): Ты всегда была холодной и гибкой, как клинок. Ты использовала даже меня, свою давнюю подругу для подлости!
Элизабет ( с грустью ): Если когда-то и была дурочка, вырывшая себе могилу, то это была бедняга Герши. Здесь нет ничего личного. Я не могла дальше терпеть её непрофессионализм и непредсказуемость. Каждое её сообщение приходилось перепроверять, теряя время и людей. Я пыталась учить её основам, но она была уверена, что шпионить – значит хорошо проводить время с министрами и военными.  Эту глупышку, которая слишком много болтала, мы с тобой лишь слегка подтолкнули. Тебе не стоило из-за этого так переживать!
Ганна (возбуждённо, к концу срываясь на крик ): Ты просто кусок льда! Не стоило?? Я убила гениальную артистку! Всю свою жизнь я её обожала и ненавидела! Каждое её выступление было словно взрыв бомбы.
Все мужчины хотели её, а женщины, даже те, чьи мужья были её любовниками, шёпотом ,с восхищением
поверяли друг другу легенды о индийской принцессе, выдуманные ею. Она делала на сцене и в жизни то, о
чём я мечтала с детства. Мне не хватало смелости и шарма, а ведь я на 10 лет моложе и гораздо красивее. Мои фильмы – это только слабая тень её реальной жизни! Я ненавижу вас, ненавижу себя за то ,что дала себя использовать. Я бы охотно поменялась с ней местами! (убегает в слезах ).
Элизабет ( вслед ): А как же ты, такая честная и принципиальная, работала на врагов Родины?  Ох, уж эти
артисты! Одни эмоции вместо мозгов! Для настоящих немцев хорошо то, что хорошо для Германии.  Это всегда было главным правилом моей жизни. Честно служи Родине и она тебя отблагодарит!(уходит )


Рецензии
Алексей! Я решил прочесть Вашу прозу, но ничего не нашёл, кроме этой пьесы.
Вы меня поразили!!! Прежде всего - знанием исторического материала. Я не историк, о Мата Хари только слышал. Поэтому могу оценивать только собственное впечатление от прочитанного. Написано чрезвычайно интересно, читается легко, сюжет даже сначала захватывает. Нигде не ставили этой пьесы?
Широта Ваших литературных интересов и поражает , и вдохновляет!!!!
Постепенно прочитаю всю пьесу.
Буйного развития Вам незаурядного таланта и внимания публики!!!
Золотого пера!!!

Юрий Рощин Ал   21.06.2020 14:33     Заявить о нарушении
У меня была идея написать пьесы о 4 женщинах, изменивших мир, но о которых сложилось очень превратное мнение... общий цикл должен был так и называться, есть слабые наброски и к "Клеопатре", и к "Жанне д. Арк", и даже к "М. Магдалине", но нет времени. Очень много времени уходит на розыски и отбраковку материалов. Может быть, вернусь ещё к этим замыслам. По МАТА ХАРИ была читка в замечательном театре "Ильхом", онако пьеса очень затратная, а этот первый в Союзе театр, отказавшийся ради свободы от дотаций, сейчас в очень тяжёлом материальном положении, а в здании, который он арендует, идёт долгая, масштабная реконструкция...
Искренне извиняюсь за задержку с ответом, был очень занят на работе, а на Стихире было 2 новых стиха, приходилось почти всё время тратиь на ответы... вот только сегодня смог зайти на "Прозу" Всяческих удач и успехов Вам, Юрий! С глубоким уважением,

Алексей Абель   24.06.2020 17:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.