25. Распределился на работу в Сибирь

Анатолий Исаакович Лурье рассказал нам, что у него был разговор с академиком Работновым, и он попросил направить в только что созданный Институт гидродинамики Новосибирского Научного центра Сибирского отделения АН СССР человек пять молодых специалистов с кафедры.

Юрий Николаевич Работнов был назначен в этом институте заместителем директора по научной работе. Анатолий Исаакович сказал, что он крупный специалист в области теории пластичности. Под его руководством в этом институте будет работать большой отдел прочности.
– Я думаю, там будет интересно работать, – сказал Анатолий Исаакович.

Я сразу выразил желание поехать в Академгородок и попросил записать меня кандидатом.
– А разве Вы не хотите остаться у Самуила Григорьевича Гутмана, – спросил Анатолий Исаакович. – Он прислал заявку на Вас. Вы же ленинградский житель.

– Я посоветуюсь с женой, – сказал я, – и если она не будет возражать, мы поедем в Сибирь. – В Ленинграде трудно получить жилье, и во ВНИИГе жилья нет, и не предвидится. А у нас маленький ребенок, и нам приходится снимать.

Мне нравилась и сама идея работать в новом научном центре в Сибири и, кроме того, я полагал, что там жилищной проблемы не будет. Здесь же мне в ближайшие несколько лет жилье не светило, поскольку ситуацию во ВНИИГЕ с жильем я знал. Так что, останься мы в Ленинграде, нам предстояло скитаться по углам не один год. А о том, чтобы жить на ул. Восстания, не могло быть и речи.

Любочка приняла мою идею с энтузиазмом. Она, как и я, не держалась за Ленинград. Кроме того, о Новосибирске у нее осталось приятное впечатление с тех времен, когда она солнечным летним утром приехала туда на поезде и сходила в баню недалеко от вокзала. Так что, я подтвердил свое желание распределиться в Институт гидродинамики Сибирского отделения Академии наук.

Оказалось, однако, что Ленинград не так-то просто расстается со своими жителями. Мне предложили написать заявление, что у меня нет жилья и что я отказываюсь от предложений работать в Ленинграде. Я так и написал: « Прошу не считать меня жителем Ленинграда». Наверное, этим заявлением я отрезал нам путь к возвращению, если бы мы захотели вернуться. Не знаю. У нас такого желания не возникало никогда. Слишком уж мы настрадались в Ленинграде с жильем за два с небольшим года.

Через пару месяцев состоялось официальное распределение. Все ленинградцы, конечно, остались работать в Ленинграде. Володе Пальмову предложили поступить в аспирантуру. Мне кажется, что на кафедре была оставлена и Таня Девяткова, но я в этом не уверен. Впоследствии через много лет Володя стал доктором наук, профессором и заведующим этой кафедрой, А Таня (ее фамилия стала после замужества Будникова) – доцентом.

Кое-кто из ребят, которые делали диплом по автоматическому регулированию, попал в ОКБ к С.П. Королеву в Подлипки (г. Калининград под Москвой). Кто-то распределился на Урал. Кто-то под Москву. Без работы никто не остался, – специалистов кафедра А.И. Лурье выпускала отменных.

В Новосибирск поехало с нашей кафедры пять человек: двое – в Сибниа (Сибирский научно-исследовательский институт авиации). Одного я помню – Вадим Угрюмов, и трое в Институт гидродинамики Сибирского отделения Академии Наук СССР – Римма Семенова, Саша Иванов (муж и жена) и я.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/08/25/388


Рецензии