Макро- и Микроэволюция. Новый взгляд -3-
3. Частота явлений макроэволюции в геологических разрезах
Если строго следовать эволюционной теории, то каковы примерные шансы наблюдать факты макроэволюции в период порядка 100 лет?
Наблюдение или не наблюдение фактов макроэволюции в выбранный период времени, зависит от того «попал» ли наблюдатель именно в тот момент, когда происходит макроэволюционное изменение или нет. Науке точно известен шанс «попадания» в нужный момент времени – он практически равен нулю (величина порядка от 0,1% до1%).
В связи с вопросом о скорости макроэволюционных преобразований интересно отметить факт, изученный на божьих коровках островов Дальнего Востока от Кюсю и Сикоку через Хонсю и Хаккайдо к Кунаширу. Известно, что еще в конце плейстоцена все эти острова были частью единого большого острова. Существует отчетливо выраженный градиент изменчивости частот окраски (преобладание темноокрашенных форм на юге и снижение частот этих форм на севере), который не нарушается такими физико-географическими преградами, как Сонгарский пролив или пролив Лаперуза. «Вероятно, 18 тысяч лет, прошедших после обособления этих островов друг от друга, оказалось недостаточно для протекания в условиях довольно больших островов дрейфа генов, который бы мог нарушить эту картину» (Н.Н. Воронцов, 2004, стр. 342). То есть, в данном случае, 18 тысяч лет оказалось недостаточным и для изменения общей картины всего лишь окраски божьих коровок, а это по праву относится к микроэволюционным явлениям, но никак не к макро.
Верно ли утверждение, что отсутствие наблюдаемых фактов макроэволюции в течении 100 лет можно считать полностью согласующимся с ТЭ (теорией эволюции) и аргументом в пользу ТЭ?
Из формулировки вытекает, что если есть наблюдаемые факты макроэволюции в течении выбранного периода, то это не согласуется с ТЭ и не является аргументом в ее пользу. Нелогично.
Гулд: «Теория естественного отбора, строго говоря, не занимается скоростью изменения. Она, вероятно, требует, чтобы новые виды не появлялись все сразу, иначе отбор потеряет свою созидательную накапливающую роль и будет действовать только как палач, уничтожающий непригодных. Но ничто в теории естественного отбора не противоречит представлению о быстром изменении в течение очень коротких периодов времени сравнительно со средней продолжительностью жизни вида.
Если считать видообразование доминирующим способом эволюции, то мы должны установить, каковы его обычные формы и скорости. Новые виды обычно возникают из очень небольших подпопуляций, географически обособленных на периферии области обитания предков (аллопатрия). И возникают они быстро – за сотни тысяч лет. Такая скорость не должна казаться очень уж большой. За несколько сотен лет в большинстве геологических разрезов формируется индивидуальный слой. Поскольку большинство установленных видов существует несколько миллионов лет, период в несколько тысяч лет составляет какую-то долю процента от времени их земного бытия.
После того как новый вид превратился в успешно приспособившуюся самостоятельную центральную популяцию, маловероятно, что он будет сильно меняться.
Прерывистое равновесие представляет собой модель только для уровня видообразования. Но мне думается – опять-таки в противовес принятому градуалистскому мнению, - что прерывистое изменение характерно и для других уровней эволюции. Я не подвергаю сомнению традиционный градуализм для более низкого уровня видообразования (микроэволюции) внутри временных рамок самого события, т.е. сотен или тысяч лет».
Креационисты в обсуждаемую проблему вносят свой взгляд на природу вещей, не опровергая при этом данных науки. В отличие от эволюционистов, отвергших постулат «Природа не делает скачков», сторонники Творения принимают его, потому что природа не может сделать скачков. Памятуя о том, что катастрофизм вряд ли смог так долго господствовать над умами, если бы не содержал в себе доли истины, применим это же соображение и к высказыванию Natura non facit saltum, так упорно отстаиваемое Дарвином. Вернемся к старому утверждению, но на новом уровне, понять который поможет следующее отступление:
В сейсмически активных зонах наблюдаются явления хромосомных мутаций у видов мышей, слепушонок, полевок (в границах своей группы, мышей среди мышей, полевок среди полевок и т.д.), о чем уже писалось выше. Напомним, что в таких случаях образуется форма с заранее иным набором хромосом, чем родительская и, вытекающая из этого, мгновенная репродуктивная изоляция дочернего вида (Н.Н. Воронцов, 2004, стр. 362-373). Кажущееся внезапным появление нового вида не может считаться скачком в прямом смысле этого слова, так как при этом не происходитповышения уровня организации грызунов. Вспомните, что состав генов остается неизменным,меняется только внешняя форма хромосом. Описанные процессы не выходят за рамкимикроэволюционных. Этому уже есть название: новый униформизм или, иными словами,постепенность малыми скачками.
Рассмотренная картина процессов эволюции приводит к выводу, что, для микроэволюции реальна постепенность (новая или старая – не суть важно), а для макроэволюции реальна прерывистость, с известной науке скоростью появления в геологической летописи новых таксонов крупного ранга – классов и типов, отрядов.
В свете сказанного, по отношению к ископаемым материалам и живым формам, филогенетические ряды лошади, слонов, бегемотов – это градуализм. Наблюдение редукции некоторых органов (зубы и задние конечности у китов, плавники некоторых двоякодышащих рыб) – это градуализм. Наблюдение за образованием новых видов птиц от птиц, земноводных от земноводных – это градуализм.
Поэтому сторонники Творения говорят, что природа может только менять данную ей форму, пока та в состоянии меняться (кульминационность эволюционных преобразований). Таким образом получается многообразие – не один вид бактерий, но много; не один вид бабочек, но много; не один вид... Что же тогда происходит скачкообразно? Эволюция Духа, находящегося за пределами земного бытия или эволюция Мыслеформ, так как и то и другое является такой же реальностью для креациониста, как потеря устойчивости системы при накоплении критического числа малых изменений – для эволюциониста. То, что Первопричина, Логос, Господь, Дух управляет этими законами не вызывает сомнений у сторонников Творения. Тогда у Природы появляется нечто новое, которое с момента появления уже не сделает скачков (не поменяет уровня организации) именно потому, что окажется в ее власти. Это мнение тоже полностью согласуется с данными науки. После своего появления ни один крупный таксон не продемонстрировал явления макроэволюции. (Вопрос об ошибках Дарвина на самом деле более пикантен, чем может показаться на первый взгляд).
Вместо заключения к главе. Новые постулаты СТЭ.
На настоящий момент достигнутые классическим, материальным направлением эволюционной биологии положения отличаются от представленных ранее постулатов СТЭ. При желании, вы можете легко их сравнить друг с другом. Прогресс на лицо:
i) Постулат о популяции как наименьшей эволюирующей единице остается в силе. Однако огромное количество организмов без полового процесса остается за рамками этого определения популяции, и в этом видится значительная неполнота синтетической теории эволюции.
ii) Естественный отбор не является единственным движителем эволюции.
iii) Эволюция далеко не всегда носит дивергентный характер.
iv) Эволюция не обязательно идет постепенно. Не исключено, что в отдельных случаях внезапный характер могут иметь и отдельные макроэволюционные события.
v) Макроэволюция может идти как через микроэволюции, так и своими путями.
vi) Сознавая недостаточность репродуктивного критерия вида, эволюционисты все еще не могут предложить универсального определения вида как для форм с половым процессом, так и для агамных форм.
vii) Случайный характер мутационной изменчивости не противоречит возможности существования определенной канализированности путей эволюции, возникающей как результат прошлой истории вида. Должна стать широко известной и теория номогенеза или эволюция на основе закономерностей, выдвинутая в 1922-1923 гг. Л.С. Бергом. Его дочь Р.Л. Берг рассмотрела проблему случайности и закономерности в эволюции и пришла к заключению, что «эволюция совершается по разрешенным путям» (Р.Л. Берг, «Генетика и эволюция», избранные труды, Новосибирск, Наука, 1993, стр.283).
viii) Наряду с монофилией признается широкое распространение парафилии.
ix) Реальностью является и некоторая степень предсказуемости, возможность прогнозирования общих направлений эволюции.
Новейшие положения взяты из: Н.Н. Воронцов, 2004, стр. 322 и 392-393
Может быть слишком медленно, но все же явно обнаруживается постепенное приближение эволюционизма к пониманию законов Творения. Если представить себе, ЗНАНИЕ или ИНФОРМАЦИЮ в виде простирающейся бесконечности, в которой ортодоксальная наука выбрала только то, что ее устраивает, и отгородилась от всего остального, то рано или поздно она упрется в свои собственные перегородки и вынуждена будет заглянуть за них. В настоящее время как раз это и происходит.
Прим.: вопросы, приведенные в разделе, были заданы Мирославом Войнаровским (форум Кураева)
Свидетельство о публикации №213082500671