Гельман и гельминты

Лев Исаков
Историко—Экономические новеллы
Гельман и Гельминты.
…Рыба гниёт с головы – но догнивает до хвоста…
Что происходит с ЗАСТАРЕЛО ПОРЯДОЧНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, если судьба втолкнула его в СООБЩЕСТВО ВОРОВ ? — Он становится НЕНОРМАЛЬНЫМ. Его проповеди НеУбий—НеУкради , будь это сентенции атеиста или кредо фидеиста будут вызывать не ярость, не глумление – самое унизительное, СМЕХ… Быть героем, на миг или на жизнь, легко или трудно, но просто : героическое в конце концов рождает подражание—А почему НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТАК?!  Но быть предметом посмешища всех от младенцев до старцев, когда над сказанным тобой смеются до того как открыл рот – как  явлению Рыжего на арене?  Истина, оглашённая шутом, становится ШУТОВСТВОМ, подобно тому, как любое высказывание «Сына Юриста» пролетит мимо ЖИРИКОМ, не цитируемое, в отсутствии ссылок, КАК МНЕНИЕ КОВЁРНОГО –хотя кулуарно, приватно, в отдельности и согласны, и одобрительно ПОСМЕИВАЕМСЯ. В этот момент, чтобы не сойти с ума, НАДО ЗАМОЛЧАТЬ, если не хочешь обратиться в ковёрного, коли не был им исходно.
Что было неприятно-удивительного, потом печальное в пермских впечатлениях это какая-то боязливая связанность мнений вечно где-то  как-то под всех копающего и копающегося «средне-классника» ; но вот заговорили о Гельминтизме , и первое же нелицеприятное слово «московского гостя» буквально взрывало облегчающую бурю, как будто отваливало ком с души – «оказывается, можно…»… Да можно, можно! Как и жеманничать, и играться, и натаскано  балаболить в стайный «минус», подобно ношению умопомрачительно-обязательных джинсовым тряпочек с фабрично оформленными дырами и художественно нанесёнными пятнами – но и ругать, и поносить, и полагать 300 кубометров поставленного на дыбы леса просто тем , чем он является ГЛАЗУ :  кучей кругляка, выразительной в меру величины развала , коли не возникает мифопоэтического экстаза явленной алогичности бунта материала навязанной форме, а саднит докучное подозрение, это что же…   Стиль  Лесопилки? Ошкуренная Сексуальность? Право, ЭНЕРГИЧНЫЕ слова как бальзам на душу , мгновенно возрождали классического Пермяка Солёны Уши…  Но это доставляло лишь минутное удовлетворение.
Самое пакостное чувство рождала общая осознанная безнадёжность тех, кто остался в гордом прозябании «работников умственного труда». Наш столь обещающе заметный курс 1971-1976 годов В ЦЕЛОМ НЕ РЕАЛИЗОВАЛСЯ. По моим прикидкам он должен был дать не менее 6 «чистых» докторов наук (один  сознательно уклонился – ваш покорный слуга) и 2-х по «абрису общих данных», и какое же было моё удивление , что ни один не поднялся выше КИН и Доцента – к 60 годам ! Т.е. не реализовался в «академическом»  смысле, а будучи привязанным  к машине Официальной Науки, и в научном—по  своей внутрисистемной роли проходного «кандидата в ДИН». По итогу две моих монографии это всё , чем аттестовался выпуск перед приобретавшими их  РАН и американскими университетами… И это ОБЩЕЕ СОСТОЯНИЕ,  а не структурные ножницы востребованности «физиков» и «лириков» . Моя знакомая ДОКТОР ХИМИЧЕСКИХ НАУК ,ПРОФЕССОР, Действительный Член и Член-Корреспондент  2-х европейских академий за свои работы в области физико-химических процессов держится на  1/4 ставки ЗА ПОЛНЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ т.е. за 7 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ПО ОФИЦИАЛЬНОЙ ВЕДОМОСТИ. Ошеломлённый, я немедленно предложил то, что казалось и было естественным:
—Так пошли их к чёртовой матери! Что, мало университетов, которые с распростёртыми объятиями возьмут Профессора-Естественника уже ради одного аттестационного статуса – тем более со  своей методикой и научной школой!
—Меня приглашали в Эмираты вести магистратуру по темам публикаций, сейчас зовут профессором-исследователем в Израиль и Австрию…  – Не по климату . И не хочу я никуда уезжать из России!
Я  предложил навскидку 2-а  российских  университета , где меня привечали и даже включили в программы;  и где остро нуждались в Остепенённых Показателях….
— …У меня там личные завязки, придёт  официальное приглашение .—Да они под тебя любую лабораторию оформят!  Профессор со  Школой!!
—И что я там буду делать? То же самое – с  9 до 6-ти…
— И  ПОЛУЧАТЬ ЗА ЭТО ДЕНЬГИ  ! – не выдержал муж …
Я ничего не понял. Компания как-то расстроилась — расстались прохладно.
На обратном пути взорвалась жена:
—Я понимаю, у тебя здесь всё родное;  знакомые по школе, университету ; твоя мама не хотела оставаться одной — Но ты же был женат;  что , твои жёны не видели, что здесь ты  погибнешь—надо   было немедленно бежать отсюда после университета , а не терять ещё 10 лет !
…Она была не совсем права: в Москве я вернулся к истории только через 12 лет…
—…Твоя знакомая  что, не понимает, что окажись она в Штатах , Эмиратах даже в полноценном ВУЗЕ , она сразу поставит на место это ПЕРМСКОЕ БЫДЛО, а сейчас своим непротивлением подставляется  этой  мрази вытирала о неё ноги… — непарламентски бушевала жена…
И право, на фоне проносящихся в иномарках ликующих подсвинков, плюющих на зебры , светофоры  и плешаков-профессоров   думаешь то же самое, особенно когда через 2 недели  СМИ громогласно объявили о ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССОРСКИХ ОКЛАДОВ  АЖ… до 27 тысяч рублей! Мне не хочется кого—то выделять особо : Дума, Президент, Соправитель  ,  Соискатели  ; адресую ВАМ всем –  ДЕРЬМО !
…Как же объяснить в таких условиях СЧАСТЬЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, имеющее мало общего с ВОСТРЕБОВАННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ ,  ЗА КОТОРУЮ ХОРОШО ПЛАТЯТ ; то  глубоко таимое ощущение Я ЗАНИМАЮСЬ ТЕМ, ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ – А МНЕ ЕЩЁ ЗА ЭТО ДЕНЬГИ ПЛАТЯТ …; и чем будешь заниматься и тогда, когда перестанут платить : на досуге, в  хобби, ДЛЯ ОТДЫХА . И на чём паразитирует сейчас вся российская социальная машина от Автослесаря  Афоньки  до Вовки Президента—ВЫ  ВСЕ.
…поджидая старого товарища, я невольно отсидел заседание кафедры «………. НАУК» , по началу вполне самоуверенный, победительный по признанию последней монографии РАН и Дартмутским  Колледжем, самыми авторитетными судьями для русиста в мире…. Но чем дальше текли слова ШЕФа, скромного, раздумчивого и вероятно очень дельного человека, тем более тускнело и гасло настроение, а к концу 90-минутки обратилось в ощипанную курицу: перед этой Расчасовкой , Сданными/НеСданными Годовыми Отчётами, Ведомостями Вычитки/Невычитки Часов, Новой Формой Заполнения Планов  Учебного Года мои Павлы—Екатерины,  Сталины—Кутузовы, Дилеммы—Доктрины  были такой Невесомой Материей ; какой-то отстранённой маниловщиной на фоне важного – Нарезания Хлеба Насущного. И это естественно, СОВРЕМЕННО, как у ВСЕХ : только в России с лёгкой руки Государей ещё остатне платят  ЗА НАУКУ – везде  и ПРОЧИЕ платят за ОБРАЗОВАНИЕ, т.е. за Часы. И это жизнь; этим склеиваются семьи, появляются дети… Право, как тут не воскликнуть : Боже, храни Россию – хотя бы для Науки.
…Впрочем, это лишь частный взгляд на общее явление. Как часто оказывается, что в кругу специалистов говорить о том , что составляет содержание этого круга «неприлично»; говорят о сторонних увлечениях: «рыбаки» о рыбалке, «охотники» об охоте, «театралы» о театре – кроме актёров конечно… Или по поветриям : или все в «литературе» или все в «истории» — и в каком же ты оказываешься положении, если история единственный твой и профессиональный и сердечный интерес : везде молчать, или изводить всех непрекращающейся лекцией ? И тем являя профессиональный «непрофессионализм» на фоне Тактичных Профессионалов…
Впрочем, что же всё при неудачниках – ЭТО СЕЙЧАС НЕ ЛЮБЯТ, НЕ ПРИНИМАЮТ, ПРЕЗИРАЮТ, ТРЕТИРУЮТ :  «если ты такой умный, то почему ты такой бедный»; и признают  только в прошедшем времени, как предуведомляющую горячительную закуску  к МЕРСЕДЕСУ, МАЛЬДИВАМ, ТЁЛКЕ…
Жил-поживал во  времена оны в очереди на восхождение по обычным ступеням обшей карьерной лестницы некий мило-уютный молодой человек ; не без способностей, переходящих даже  в толику дарований в тех умеренно-покойных размерах, которые полагают естественные стены школы и в возрастании ВУЗА. Не станем гадать , где и как природно-робкое перерастало в мимикрию  ранимости, а печали житейские неудобиц  в средство мягко-устойчивого паразитирования на них – в насчитанных  мной  6 «истинных» ДИС он входил. Существенно то, что его заметила славист А. Нюркаева – а представьте себе, насколько надо было подняться над общим уровнем в жёстких рамках специализации, чтобы в провинциальном ВУЗе полноценно реализоваться Медиевистом-Страноведом , вплоть до ДИН и Профессуры – и вошла в его интересы настолько, что выбила целевую аспирантуру в МГУ. И отправился пермский недоросль в столь перспективное путешествие за ОПЛАЧИВАЕМЫМИ ЗНАНИЯМИ в Первопрестольную…
…Мы пересеклись как-то романически неправдоподобно в 1985 году  у трапа самолёта: он возвращался по завершению курса двухлетней целевой – я навсегда улетал из Перми, оставляя за спиной только искалеченное и дико переломанное; зная, что единственное нерасторжимое мне  здесь только мать и Кама. Какими-то высокопарными оборотами он стал мне объяснять, что многое понял, освободился, и поднялся в своих исканиях…
—…Ладно, а по какой теме утвердился?
Тут он значительно взглянул на меня и сказал, что это несущественно…
Но как же переменилось его лицо в униженно-восторженное, когда услышал , что отлетаю через пару часов в Москву навсегда, как он засуетился, мелко-старушечьи, со своими поздравлениями ; как стал сладко—приязнен…  Как я понял, целевая аспирантура пролилась в песок.
Уже сторонне узнавал, что он защитился, но как-то странно, по цивилизационной тематике, столь разгоревшейся к той поре, и на таком уровне, что в диссертации ухитрился не упомянуть Дж. Тойнби даже в списке литературы. На удивление сокурсников, как ему это удалось, так же значительно ответствовал:
— У нас разные подходы…
— Так и сказал?
Я был изрядно ошеломлён, только что отвалив здоровенный ком общецивилизационных штудий от Н.Данилевского до Р. Пайпса в связи с работами по идеогемам этноисторических форм сознания, уже разворачивавшихся теорией исторической смены чётно-нечётных ценностных ориентаций систем мировосприятия. И как могли провести такую защиту через славистику?
— А никак, все вопросы к Павлу Юхимовичу Рахшмиру . Нюркаева умерла : защиту провели через методологию всеобщей истории…  Да, крупнейший российский специалист по генезису европейского фашизма мог добиться многого, в том числе и снисходительного подхода к конъюнктурной диссертации. Впрочем, университетские курсы сомнительный КИН начитывал по тем разделам истории, в которых не имел ни одной тематической работы : Мидиевистика , Славистика; набивая руку на особом роде публикаций, широковещательных по вольному обращению к массе вопросов сразу, и восходящих к интеллектуальному безвременью 1920-х годов, породивших целый букет отечественных пустоцветов, подобных Бахтину, Лихачёву, Федотову. В принципе это опять же не чисто местное, а общероссийское явление, когда никогда не возглавлявший ни одной археологической экспедиции Л.С.Клейн провозглашён «выдающимся современным российским археологом», а такой же С.А.Нефёдов, специализирующийся на теоретических выкрутасах с отечественной историей, так  что в одних публикациях она пишется из Ясы Чингисхана ,в других по султану  Фатиху , а в третьих вырастает из головы короля Густава-Адольфа—Завсектор и Старший научный сотрудник Института археологии Уральского научного центра  РАН  ; и при  этом БЕЗ ЕДИНОГО ПОЛЕВОГО СЕЗОНА.
Но эта академическая карьера длилась недолго, во всяком случае оказавшись в Перми 8 лет назад, я уже слышал, что злокозненный бес попутал неопытную душу бросить нищающий ВУЗ и уйти на вольные хлеба в Пермский филиал ВШЭ, по причине ли молодой жены или перемены кардинальных ориентаций Пермского Торгового Периода – гадать не буду, тем более уже, заглянув в пару публикаций, определился с полной бесплодностью их автора в любом разделе гражданской истории ,  кроме Спекулятивного ; и даже почувствовал некоторое удовлетворение, что как-никак одипломивший  меня ПГУ теперь умоет руки от блудного дитяти о 50 лет… Памятны позорные итоги деятельности «Пермской ВШЭ»,завершившиеся судебными делами и ликвидацией Учёного Совета за фальсификацию диссертаций.
И как-то был удивлён, когда сейчас услышал, что пишет ,пишет молодец докторскую…
— Да по какой же теме? Славистика от Демократии? Толерантность при дворе короля Артура?
—…ПО БОГОСЛОВИЮ!...
Ласковое теля двух маток сосёт… Доцент и в ПГУ и в Пермской духовной семинарии – и коли не ошибётся, скоро станет профессором. В обоих УЗах – богослов в качестве профессора гражданской истории вполне вероятен в век, когда Эзотерика и Хиромантия проходят по  ведомству философии, можете проверить по библиографической рубрикации.
Вот только невероятно, невыносимо, бунтует разум, что будет это виляющее насекомое НАПОЛНЯТЬ ДУХОМ ХРИСТОВЫМ тех православных батюшек, что довелось мне увидеть этим же летом в Пскове, и право же , архимандрит Гермоген и Преосвященный отец Теор как-то погасили мой энтузиазм атеиста в четвёртом поколении искать источники их заблуждений. Хотя как сказать, вектор словоблудия отечественных интеллюшек определённо качнулся от православия и Десяти  Заповедей к  богохульству и содомии– не станется  ли и других перемен флага и курса и не обратится ли лысеющее дидятя в льва гривастого разоблачений РПЦэшных мерзостей… О том, что десятилетия занимал—не пропускал в ЧУЖОЕ МЕСТО , при этом не вспомнится.
…Ну да ладно, не он первый – не он последний. Случай достаточно частный, пошлый, и если бы не столь памятное общение за  неделю  до того в кулуарах Александро-Невских чтений, в том числе и с псковскими батюшками и славными мальчиками-студентами русских и белорусских семинарий, так зримо напомнивших «Соборян» и старца Зосиму и высекший порыв отделить, укрыть их от ползучей твари , оставил бы про себя, как частно-личное : мало ли разочарований в людях и утрат даже  тех, кто не изменился, не исказился, а вот быльём поросло…
Отойдём на более общее обозрение.
Пермь всегда славилась Тремя артефактами : Пермские  Пушки, Пермская Деревянная Скульптура, Пермский Балет….
С пушками всё в порядке: на выставочной площадке у знаменитой Ленинки, в войну выпустившей больше орудий, чем весь Рур даже жена была восхищена красотой воплощения исторических форм инженерной эстетики в металл.
Перед Деревянной Скульптурой она просто потерялась, была сломлена до головной боли.
Но вот Пермский Балет…
Мы смотрели фирменную заставку театра, носящего имя Петра Ильича Чайковского, «Лебединое озеро»; шли на него в предуведомлении театралов, на конкретный состав и прима-балерину Инну Билаш.
И… странности начались сразу : то, неуловимо ПЕРМСКОЕ, ОТ СЕБЯ, чем Надежда Павлова отличалась от Екатерины Максимовой, как-то пристыло – впрочем, могло и показаться; я смотрел творение П.И.Чайковского в классическом исполнении, с участием Подкиной , Павловой, Судакова и—и …Эк, подводит память, кажется ,Шлямова, ещё, ещё…
Второй акт стал выразительно неприемлем – И. Билаш , столь хороша в Одетте, стала как-то неприятна в Одиллии. Что? Почему ?
— Да она же не «Лебединое Озеро» танцует, а «Дикарку» — первой встрепенулась жена.
— Как ?!?!?!
Да!—Да! ! – Да !!!
Г-да хорошие , до вас разве не дошло по более чем 150-летней истории балета, что коллизия темы завязывается  ВОКРУГ ОБМАНА , ТРАГИЧЕСКОЙ ОШИБКИ, расхождения Глаза и Сердца – и коли вы присваиваете Одиллии отличную сценографию увлекающей демоницы , вы опускаете Эпос в Адюльтер, Сумеречное в Бельевое ! Балет разваливался на глазах…
…Да, Одиллия—Одетта сложнейшая партия в мировой хореографии именно не в техническом , а в психологическом смысле : надо показать Разное в Одинаковом. И это в полноте задачи никому не удавалось : Галина Уланова усиливала пассивно-жертвенное в Одилии, т.е. сближала её с Одеттой ; Майя Плисецкая в молодые годы педалировала в Одиллию, на склоне в Одетту…
Балет разваливался на глазах от утраты этого понимания, обращался в набор танцевальных эпизодов, ходульную иллюстрацию к благодушному рассматриванию ; он разошёлся с содержанием музыки. К счастью, дирижёр был на высоте (Валерий Платонов), добиваясь почти сверхъестественного  совпадения звука и движения ; тоже можно было бы отнести и к оркестру, если бы не вызывающе шалые духовые, справиться с которыми не было уже никаких сил – Господи, гнать! Гнать!
Это мы и сказали пермским друзьям во 2-м антракте…
— Хорошо, хорошо, вы посмотрите 3-й ! Критики в прессе ставят его выше Мариинки и ГАБТ !
Лучше бы они этого не говорили…
3-е действие был полный провал, не того или иного исполнителя, оркестра, балета, оформления – спектакля в целом. Восстанавливая в исходной чистоте трагический финал «Любовь—Смерть»  постановщики уже не могли замазать трещину расхождения с предыдущими действиями – он ими не был подготовлен, финал не возник из восхождения, а каркнулся сам по себе, где-то в стороне. То , что должно было завершиться трагически апофеозом «Сильна как Смерть» в акте погружения Зигфрида и Одетты в воды озера, скомкалось до проходного балагана – на него элементарно не хватило музыки, что рождает сильнейшее подозрение, не всучивают ли нам что-то иное, не симфонически—Чайковское ;  всё же прочее рассыпается ярмарочной бессвязицей…
— Ну, дождутся они у нас!...
Не дождались – по концу спектакля наших доброхотов как ветром сдуло…
Дома, просматривая афишку, я понял основную подоплёку провала:
Идея и режиссура – Натальи Макаровой (США);
Сценография – Питер Фармер (Великобритания);
Художник – Галина Соловьёва (США);
Балетмейстер – Ольга Евреинова (Бельгия)…
Дирижёр—постановщик  Валерий Платонов(Республика Башкортастан) тут уж ничего не выправит!
Полагаете, это всё равно русские люди? Это безнациональная свиная кожа , вываренная в щелоке сифилом-мегаполисов , равно сторонних своим нациям, будь то Париж или Москва, Лондон или Санкт-Петербург; и оттуда уже плодящаяся бегущими шавками.
М-да , соединение мимикрий национальных кухонь Четырёх   Стран даст дважды два не блюдо – ЕДУ !
Что и подтверждает фиговая фразочка «Хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Натальи Макаровой с включением хореографии Фредерика Аштона».
Итак, искательная крыска , победившая в 1965 году на Варненском фестивале, а в 1970-м «попросившая политического убежища в Англии», вероятно из-за преследования советской номенклатурой критического к коммунистическому режиму характера фуэте; и докатившаяся к 1991 году до политически ангажированных пасквилей  – теперь интерпретатор П.И.Чайковского в театре его имени… И разумеется, искательному грызуну и в голову не приходит, что классика ИМЕЕТ  ЕДИНСТВЕННЫЙ  ТЕКСТ,  в котором нельзя изменить ни одного слова, звука, жеста – только читать и читать его всё дальше и дальше, за горизонт…
«Именно Пермскому театру Наталья Макарова дарит своё Лебединое Озеро» — именно Пермский театр стал подтиркой последа нечистоплотной искательной вороны.
Но только ли на этом остановиться?
Нравственная эрозия – она не обратится ли в эрозию вполне материальную: металла, конструкций, новизны решений ?
В американском, естественно североамериканском, социуме пропал как социальный субъект Американский  Инженер, тот «м-р Смит», которым созданы США за столетие с 1850-го по 1950-й год; он присутствует там невидимо в машинах, мостах , космопланах – но его нет в СМИ, кино, на телевидении, в литературе , искусстве. Врач, например, есть   : «Доктор Хауз». Такого в Перми ещё не наблюдается – но уже есть в Москве и Петербурге, где МАИ и МВТУстановятся каким-то испытанием на пригодность к другому, ими не положенному --  пермский инженер, потомок Воронцова, Славянова, Иванова, Швецова, Перминова, ещё барахтается; но где-то на окраине , за пределами социальной тусовки – и преимущественно как объект социального призрения и жальничества : ему плохо, неустроен, безденежен… КАК АТТЕСТАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ…
Наверху сложился достаточно заметный тип Дельца при Инженерии, знающего и довольного в меру оттягиваемого на себя куска пирога; и вполне мобильного переменить занятие от производства с прибылью на прибыль без производства. Но устойчиво вымывается, удушается, вымирает тот единственно-неповторимый тип ИНЖЕНЕРА, который ТОЛЬКО ИНЖЕНЕР, творец по дословному значению термина «ОСТРОУМНЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ» ; без пресловутого «УМЕНИЯ ЖИТЬ», которое в целом является типологическим признаком НЕ—ИНЖЕНЕРА ,а если смотреть шире, НЕ—ТВОРЦА;  в том артистически-интуитивном постижении действительности, которое и составляет вершину Инженерного Дарования.
И в утрате которого начинают взрываться и падать «Протоны» и «Булавы» знаменитых пермских заводов: Сталинки , ПЗХО ,КБМаша…


Рецензии