Сплошное садо-мазо - 3

В ФАНТАЗИИ И ПРИЧИНАХ-ОСНОВАНИЯХ

Весьма многим нравится «посадировать»: в фантазиях и на практике, другие, вдобавок еще читают и размышляют.
В прошлом очерке мы вспомнили попытку «конценптуализации» БДСМ-практик в романе Н.Точильниковой в романе «Маркиз и Жюстина». По названию хорошо видно, за каким автором она следует, но философия, как и у небезызвестного маркиза, выходит плохонькая. Общих принципов морали нет – делай, кому, что нравится. Наша незадачливая «тематичка» либераизоидных взглядов лишь дополняет и иллюстрирует то, что уже было у Сада, пытаясь сгладить некоторые аспекты садизма.
Вряд ли мало популярный роман современной литераторши оказал большое влияние на см-сообщество. Некоторые, правда, писали, что текст «сносит им крышу», но - это какую же «солому» надо иметь на своем «чердаке». Гораздо больше влияния на развитие садомазохистских практик оказал, вероятно, репринт вековой давности «Истории розги» некоего «д-ра Купера», где была предпринята попытка систематизировать сведения о телесных наказаниях.
Безусловно, авторы  «Темы» считают эту практику одним из проявлений человеческой свободы (конечно, добавят вменяемые энтузиасты, если речь идет о добровольном выборе того, как распоряжаться своим телом и временем. Парадоксально, что в отрицании порядка и социальной дисциплины иные доходят до ошейников и цепей).
Не является ли свобода без подлинных духовных оснований каким-то миражом. Вот наша литераторша обращается и к теме запрещенных ранее поэтов, и разрабатывает тематику запретных удовольствий, но все что-то НЕ ТО. Скучно. Но и страшно, ведь современные люди в большинстве своем даже не представляют себе на краю КАКОЙ бездны оказались они в период интенсивного «выстуживания мира». (Только некоторые чуткие писатели знают это, взять, например, «Бездну» Леонида Андреева, по совпадению здесь – тоже посвящённую теме сексуального насилия). 
Или это аберрация взглядов современников, а проблема тенью следует за всей человеческой историей, даже если она «альтернативная» и/или развивается в «параллельных мирах».

 Мы уже упоминали о фантазийном элементе в романе «О.Волховского». Опыт работы в фантастическом жанре у него есть; и его фантастика как раз поднимает тему свободы в мире, где власть контролирует уже и мысли. В данном случае, фантастический элемент немного оживляет в целом довольно унылое повествование.
Похожая традиция  имеется и в зарубежной литературе. На страницах книги упоминаются «девушки Ара». Ар – это город на фантастической планете Гор – двойнике Земли – из «культового» для данной публики цикла Джона Нормана. В середине прошлого десятилетия на книжных прилавках появились тома переизданного горианского цикла  с характерными картинками на обложке: мускулистый мачо держит на цепи красотку – на ней ошейник и больше ничего. БДСМ в фэнтези.
Там разумные насекомые, «царствующие жрецы», не позволяют людям, для их же блага, развивать некоторые технологии: например, овладеть огнестрельным оружием, но зато Гор – это настоящий рай для переселенцев с Земли, любителей садомазохизма.

В принципе, БДСМ в «героической фэнтези» художественно оправдан, более того, иногда даже выступает в качестве необходимого элемента, повышающего достоверность. Если, в такого рода, литературе, речь идет о «героических», то есть варварских временах, то невозможно поверить, будто «герои», выпуская друг другу кишки при помощи разнообразного холодного оружия,  (а воткнуть в живого человека копье или меч – это не на кнопку-гашетку нажать!), были в то же время  галантными кавалерами в отношениях со своими  женщинами. Для достижения подобного лицемерия Европе потребовалось много веков развития цивилизации! А идеалы феминизма вообще плохо реализуемы в литературе фэнтези, несмотря на то, что попыток предпринято немало. Например, в книжках Элизабет Мун тетка-наемница трясет задницей по полям и  джунглям, стреляет или  машет холодным оружием. «Ленты и кружева на тренировку с мечами и боевым топором – не надевать!».

 В начале «горианского» цикла у Нормана введение элементов бдсм выступает даже как своеобразное писательское ноу-хау. Но потом, когда описания того, как мачо заковывают и пытают девиц, становится самоцелью, то всё делается  очень-очень скучным.
Пожалуй, именно скука, а не «аморальность» это основная претензия к упомянутому автору. Спору нет, талантливо описанная садо-мазохистская сцена может весьма оживить повествование, но когда весь роман состоит из таких «сцен», то это сначала «ржунимогу», а потом – зевнул и закрыл. А если уж все длится и длится в бесконечных толстых книжках, то читательские скука и даже отвращение практически неизбежны.
Хотя американский автор, надо отдать ему должное, держал интерес довольно долго (пока описание скованных девиц на коленях не стали окончательно самоцелью, а были лишь важным дополнением к сюжетам его «варварских» фантазий). Разумеется, о схожих вещах фантазировали многие – под личиной цивилизованности в нас прячутся варварские души, тоскующие по утраченному миру жестокости и приключений – но все же иногда Д.Норману удавалось поразить воображение читателей (например, когда речь идет о воспитании рабынь, НИКОГДА до совершеннолетия-продажи не видевших мужчин и не слышавших об их существовании – придумал же!).


«Джон Норман» – это псевдоним, под которым писал Д.Ф Лэнж-юниор. Университетский философ, преподаватель колледжи является неутомимым выдумщиком по части унижений и пыток, которым подвергают женщин на планете Гор - двойнике нашей Земли.
Элемент безумия и изломанная психика автора сквозят уже в первом романе о горианских приключениях Тэрла Кабота   – планете-близняшке с необычными порядками. Как скромный преподаватель колледжа, отец троих детей придумал серию романов в стиле героического фэнтези, где главным элементом является БДСМ? «В тихом омуте…».   

Вероятно, каждый мечтает о том, чего ему в жизни не хватает. Университетский «задохлик» видит себя крутым мачо с мечом и луком. На Земле не хватает женского внимания – зато на Горе красавицы перед тобой на коленях, в позе подчинения, в ошейниках и цепях. На отсутствие читательской аудитории не пожалуешься. Встречал как-то данные одного опроса, согласно которому 52% студентов американских колледжей признались, что насиловали бы женщин, если бы за это не грозило наказание. Человек – зверь по природе. Горианский мир сконструирован именно по принципу «права сильного», основан на абсолютном подчинении женщин мужчинам. Как это, должно быть, греет душу американским мужикам, которых затуркали феминистки. В сексуальном насилии свободно могут обвинить даже мужа, если супружница была не в настроении. А  выигранные процессы по делу о «виртуальном изнасиловании» (это когда мужчинка мечтал о сексе с женщиной … без ее согласия на такое фантазирование) – это уже финал всему!

Все эти дебильные «правозащитные» путы отказывающихся от половой идентичности бабенок, будут покрепче тех устройств, что надевают на обнаженных девушек на Горе. Впрочем, начало сочинения цикла Нормана берет в удивительное время – в конце 1960-х и в1970-е годы. «Сексуальная революция» уже свершилась, но эпидемия СПИДа еще не началась и не успела никого напугать. Тело и мысли раскрепостились, энергия требовала выхода – если не в реальности, то хотя бы в мечтах. Потом и сексуальные практики, и романы о них стали как-то увядать – воздух вышел как из проколотого мяча, форма которого еще напоминает по инерции деформированный шар. Инерция и погубила Нормана-Ланжа как первоначально оригинального автора.

 Писатель, повторим, не лишен литературных способностей. Они бы могли проявиться полнее, если бы не болезненная страсть, заставляющая доставлять горианкам (и девушкам, похищенным с Земли) все новые и новые унижения. Должно быть, автор постоянно вдохновлялся видом студенток своего колледжа, представляя их в рабских загонах, в «шелках для наслаждений».
А,  может быть,  вредные девицы так в свое время «доставали» автора или какая-то совсем довела («ты отказала мне два раза»), так, что он решил им отомстить в своих бесчисленных романах. Красавицы на коленях, в цепях и ошейниках. Мужчины-мачо – безусловные господа – таковы мечты скромного преподавателя колледжа, отца троих детей, затравленного, должно быть, по современной моде, феминистками.
  Да, созданный им мир фантастический мир довольно любопытен, не откажешь автору и в литературных способностях, но всепожирающая страсть меры не знает. В сюжетах, описаниях, диалогах и монологах проступает душевная болезнь. Психолог бы говорил здесь  о перверсии… Но много ли психологи понимают? Удовлетворительного объяснения приверженности садомазохизму, так, по сути, и нет.

Но как социологическая и культурологическая модель Гор представляет интерес.
Некоторые идеи Нормана социологически весьма занимательны для ученого, изучающего различные типы социумов. Интересна и интеллектуальная задача – как совершить революцию на Горе, чтобы рабские порядки рухнули – требует высокой квалификации обществоведа и развитого «социологического воображения».

Возможен ли в принципе подобный социум? И – как, вообще, возможно общество, «параллельная планета, наподобие Гора?
Темпераментный Акоп Назаретян выдвинул гипотезу «социогуманитарного баланса».  Применение оружия из стали, компенсировалось нравственным переворотом, философией ясперсовского «осевого времени». Когда новые моральные установки и новый взгляд на человека, спасали человеческий род о самоистребления. Но так было не везде.
В иных местах перехода от «варварства» к «классике» не происходило. Установился «Гор». Быть может, подобное было в Черной Африке после изобретения железа, но без нравственной  «осевой революции»? Возможно, чтобы люди не истребили друг в результате открывшихся возможностей нового оружия, агрессия мужчин направляется на противоположный пол. Потом в Африке значительно укрепился ислам, а с ним и никакого БДСМ не надо.
/Забавный, хотя и неприятный фантастический рассказ «Развращение» сочинил Михаил Харитонов (нацдем К.Крылов). У него земные женщины начинают носить паранджу и всячески прятаться от противоположного пола, после того, как люди переняли у разумных инопланетных змеев обычай поймать и мучить самку перед спариванием. Понятно, на агрессивную экспансию какой культуры и нашествие каких пришельцев это намек/.
  Вернемся, однако к «социогуманитарному балансу». Схожую гипотезу в одном из своих первых романов проводит и Норман. На горе царствующие жрецы-инсекты следят, чтобы огнестрельное оружие не появилось. Выявив через наблюдательную сеть изобретателя пороха, они тут же его уничтожают. Самоистребление цивилизации планеты-близняшки, таким образом, предотвращается. Пусть уж агрессия мужиков направляется  на то, как поймать, сковать и пытать пленниц. Гигантские летающие птицы тарны и омолаживающая рабынь сыворотка им в помощь.
Эмансипации и равноправию могли бы посодействовать новые изобретения. Например, если бы слабые женщины, при помощи облегченной пистоли могли бы дать отпор насильникам. Но прогресс военно-технический и социальный прогресс такого рода на Горе блокируется.
Короче, пок амужики увлечены ловлей и дрессировкой рабынь, им не до совершенствования средств уничтожения, организации масштабных войн и других геноцидов. Насилие дозируется низким уровнем развитя военной техники.
Неравенство полов и табу на некоторые изобретения как залог сохранения цивилизации?
 
Однако подобные историко-социологические выкладки все же, также не в состоянии объяснить феномен сильнейшей популярности садомазохизма в современной культуре.
Что это? Вечное проявление баланса между либидо и мортидо, страстью к созиданию и разрушению, ДОМИНИРОВАНИЕМ И ПОДЧИНЕНИЕМ? Психологический атавизм древних хищных инстинктов? Проявление механизма естественного отбора, для чего наиболее сильному и здоровому самцу надо беспрепятственно получить доступ к самым привлекательным самкам и гормоны стимулируют насилие над ними? Или сейчас это механизм компенсации цивилизационных издержек, крайне нездорового, «анти - биологичного» образа жизни? Проявление вечной ассиметрии полов? Эффект Ванды – как следствие перепутанной половой идентичности?
Возможно, садомазохистские импульсы – это месть Натуры социальному порядку, который вступает в острое противоречие с природой, способ внутренне разгрузиться через внешнюю боль.

Гипотез можно выдвигать много, но бесспорно, что садо-мазо,  нравилось многим людям практически во все исторические эпохи (в доисторические это,  наверно, было естественным проявлением). Свободное проявление садистских наклонностей воспринималось как одно из проявлений власти, которая, в основе своей сексуальна (в саванне у гоминид не было дефицита еды и воды, а основной ценностью был доступ к самкам, для чего нужно было занять доминирующее положение в стаде).
Компенсацией могло служить нарушение установленных сильными мира сего запретов (на те же БДСМ-проявления). Тогда это могло подкрепляться религиозно-мистическими «аргументами». Божественное и демоническое могло меняться местами. Скажем, в некоторых проявлениях тантризма «путь левой руки» практиковался «неприкасаемыми». Так ведь и большинство людей в мире живут в положении низших каст и если не осознают, то чувствуют это. В стремлении освободиться от социальных пут, можно поиграть и в связывание. Гипотеза не хуже прочих.
Наконец – хотя перечень предположений далеко не исчерпан – из коллективной исторической памяти невозможно изгнать эпохи существования рабства, человеческих жертвоприношений, храмовой проституции и т.п. Эти воспоминания не закопаны, а вновь и вновь раздражают Либидо Доминанди, воспроизводясь в бесчисленных образцах, произведениях культуры, сначала для элит, «маркизов», а теперь уже и для широких масс («даешь садизм для народа»). Почему бы не поиграть с этой опасностью.

И опять перверсии демонического могли просочиться к нам через художественные произведения. В позапрошлом и прошлом веках всякого рода эзотерики приняли эстафету «нетрадиционных» практик и перетолкованных, доходя до демонизма и заражая этим других.
К примеру, авантюристка с характерной фамилией Нагловская – образовала кружок, где иные  были не против рассматривать садомазохизм как путь за пределы обыденности, открывающий новые горизонты действительности и духовного опыта. Не хуже наркотиков, в самом деле. Примеры творческой стимуляции тоже можно вспомнить. Французы традиционно здесь были в авангарде. «Образ» Катрин Роб-Грийе ложится в основу талантливо сделанного через два десятилетия фильма «Наказание Анны». Про работу в кино самого Алена Роб-Грийе и говорить нечего. Вершина достигается в его последнем фильме «Вам звонит Градива», сотканного из сюрреалистических грез и садомазохистских фантазий. Правда, проза его, все эти «новые романы» мной как-то не воспринимаются, но как кинематографист А.Роб-Грийе достиг многого.
Но вряд ли стоит думать, что дело главным образом в «Теме», а не в удачном применении таланта. ЭТО само по себе успеха не гарантирует, а лишь многократно увеличивает творческие риски. Это видно хотя бы на примере одного из ценителей творчества французского любителя устраивать садомазохистские представления, а именно  -- Владимира Набокова с его прелестной «Лолитой» и невыносимой «Адой».
Но и БДСМ, безусловно, обладает мощным эстетическим потенциалом, который иногда блестяще реализуется. Не знаю, как там насчет японского «сибари» (над которым в своей «Платформе» едко издевался Мишель Уэльбек, мол, эти джапы все норовят связать  -- жалуются тайские проститутки), но у французов иногда получалось. Вершиной здесь, наверно, является фильм Ж.Жакена, снятый по роману Полин Реаж. Это тот нечастый случай, когда экранизация превзошла литературный источник.
  Вообще, французы после де Сада, то есть времен революции и террора, стали безнравственной нацией. Не знаю, как там было до этого, но, судя по французскому кино, эстетика у них вытеснила этику. Если разобраться, то большинство французских фильмов в той или иной степени аморальны. В этом огромное отличие от туповатых, но здоровых в своей основе, лент с «хорошими парнями» Голливуда.
  Да, Франция смогла стать родина Просвещения и центр века разума. Небезызвестный маркиз хорошо почувствовал и стремился показать оборотную сторону всего этого. Но ему мешало отсутствие значительных писательских способностей. Описанные Садом перверсии очень скоро начинают вызвать скуку. Да и сама его фигура, по сути, невероятно скучна, несмотря на все перипетии   судьбы маркиза на переломе эпох.
  Но фильм – экранизация «Истории О» - в своем роде лучшая. Дело не в садомозохизме как таковом, а именно в эстетике этой жестокой эротической сказки. Продолжения, ремейки, подражания – на грани порнографии или просто она и есть. (Что ж, некоторые могут смотреть и пабло-педровские ролики, где девицу привязывают, бьют; она кричит и считает – круп каллипиги покрывается кровоточащими рубцами. И так из «фильма» в «фильм»).
 Основа успеха жакеновской ленты – это интересная литературная основа,    прекрасная режиссура, атмосферность, намёк на клубы тайных поклонников и главная героиня.  В «О» невероятно гениальная игра Коринн Клери. Не ожидаешь этого от «подружки Челентано» из «Блефа».
 

Но эстетика эстетикой, а бытовые с-м практики остаются бытовыми, даже если претендуют на «креативность». Не сравнить же рафинированных парижских эстетов с простонародным творчеством всяческих «иксов»: если уж конкурс «мисс попа», то задницу со всеми прыщами в объектив. Однако - пускай, тешатся. Ну, посвязывают, посекут друг друга – что тут страшного. Хоть будут расслабляться и прятаться в меру своих способностей, скажем, после баньки, по-домостроевски, пороть жён по субботам. (Правда Ж.-Л.Энниг, автор изящной и бесстыдной «Краткой истории попы», ссылаясь на авторитеты, настаивает на пятнице). А то, скооперируются с другими энтузиастами и образуют свои клубы, кои уже есть во всяком уважающем себя региональном центре. Садизм с мазохизмом пошли "в народ", о чем и свидетельствует успех бестселлера упомянутой в начале очерка американской дурочки.

 Ну, а если серьезно, то простые любители «темы» гораздо менее безобидны, нежели  интеллектуалы и эстеты, приверженные «пути левой руки».
Когда автор «Жюстины» ввел в философский и литературный дискурс проблему садомазохизма,  он доказал, что она нуждается в сложном интеллектуальном  осмыслении. Взять тот же императив Канта, вывернутый Садом: чего будет желать другим, как себе, садомазохист? Но вряд ли стоит считать маркиза великим мыслителем. По-настоящему «искрит», когда сталкиваются люди с противоположными моральными (и социобиологическими!) основаниями. Насилие может быть удовольствием для одного и невыносимым унижением для другого. Возможно ли примирить эти позиции?!
 И только не стоит на каждом шагу цитировать Батая или, прости господи, М.Фуко. Извращенцы всякого рода многое сделали для того, чтобы деконструировать представления о мире, подстроить социум под свою испорченную природу. Баланс нормы и патологии. Либидо и мортидо, жизни и смерти опасно сместился.
Для спасения, выправления опасного крена, давно нужна уже деконструкция деконструкции.

 


Рецензии