Царь Димитрий

               
                Боярин Пётр Фёдорович Басманов, был назначен  главным предводителем  войска, которое вдруг отказалось присягать молодому  Фёдору Годунову. Инициаторами этого явились рязанские дворяне Ляпуновы. И Басманов  7 мая 1605 года вместе со своим войском присягнул Димитрию.
                В июне месяце на Красной площади гонцы от Димитрия  читали грамоту собравшемуся народу. Костомаров Н.И. пишет «Шуйского взвели на Лобное место. Сделалась тишина. Шуйский громко сказал:  Борис послал убить Димитрия –царевича, но царевича спасли, вместо него погребён попов сын. Тогда вся толпа неистово заревела: Долой Годуновых! Всех их искоренить!»  Василий Шуйский  был опытным интриганом. Этим  своим высказыванием  он вынес приговор всем оставшимся Годуновым. 
                Разъярённая толпа расправилась с царицей и сыном Годунова Фёдором. Они были удавлены.  Димитрию доложили, что они сами отравились. Кроме того двадцать четыре семейства, приближенных к царскому дому, были сосланы в дальние места.
                Димитрий имел такой успех, прежде всего потому, что у народа и бояр накопилась ненависть к Борису Годунову.  Боярам не нравилось, что Борис вот так вдруг выдвинулся, не из знатного рода, да ещё и из татар. А  народ натерпелся от голода и притеснений. Не все верили в подлинность Димитрия, но зато все были единодушны против власти Бориса Годунова. Всюду народ встречал нового царя хлебом-солью.  «Я не царём у вас буду,- говорил он, - а отцом, всё прошлое забыто, и во веки не помяну того, что вы служили Борису и его детям. Буду любить вас, буду жить для пользы и счастья моих любезных подданных". (Костомаров «Русская история»).
                30 июля 1605 года Димитрий короновался на царский трон. Новый царь удвоил жалованье служилым людям и удвоил земельные наделы помещикам, разрешил свободно выезжать за границу и торговать, боярскую Думу преобразовал в Сенат, призывал к терпимости в отношении к католикам и протестантам. Народ любил своего новоявленного царя. И вообще это был человек весёлого нрава, запросто общавшийся с простыми людьми.  Царь   Димитрий был обручён с полячкой Мариной Мнишек.
                В апреле 1606 года в Москву приехал воевода из Польши пан  Юрий Мнишек со своей красавицей дочерью Мариной. Перед свадьбой Марина была коронована и стала царицей. Свадьба состоялась 8 мая в Успенском соборе. Срочно были построены два деревянных дворца: для царя и  царицы. Начались пиры и празднества по  случаю свадьбы. Новая царица  была католичкой и весь её жизненный уклад  заметно отличался  от русских обычаев. Особенно этим обстоятельством были недовольны бояре.
                15 мая боярин Басманов сообщил царю об имеющемся заговоре против него, но Димитрий не воспринял эту угрозу. Он был весь в праздничном душевном состоянии. Это Василий Шуйский, а также князья Татищевы и Голицыны решили покончить с царём Димитрием, не смотря на то, что народ любил своего царя. Новый царь начал вводить  европейские отношения государства с народом. А Шуйский был представителем старой обрядной Руси.  Новшества царя Димитрия прежде всего раздражали бояр, а не простой народ.
                16 мая утром люди начали собираться на Красной площади. Василий Шуйский кинул клич в толпу, что царя хотят убить поляки и литовцы и толпа кинулась на охранников, а сами заговорщики проникли во дворец для того, чтобы убить Димитрия. Царю  пришлось прыгать этак с этажа третьего, чтобы убежать от преследователей. Но прыжок оказался неудачным: он ударился о землю,  потерял сознание и попал в руки заговорщиков.   «Вот я благословлю этого польского свистуна, - сказал Григорий Валуев и застрелил Димитрия из короткого ружья» (Костомаров Н.И. Русская история). В эту ночь зарубили больше двух тысяч сочувствующих царю Димитрию. Это были в основном иностранцы: поляки, литовцы и немцы.
                Позже, в своём дневнике, Марина Мнишек писала:" Дня 29. Другого царя князя Василия Ивановича Шуйского избрали. На этом избрании было очень мало бояр и народа, без позволения всех избрав, царя сразу представили миру". Это запись от 29 мая 1606 года. Странно, что в этой дневниковой записи, Марина, убийцу своего мужа  величает по имени-отчеству! Да ещё и подчёркивает, что избрали! Эти дневниковые записи не отражают гнева автора  по поводу убийства близкого ей человека(!?)  Предположу такую вероятность, что этот дневник был откорректирован позже по указанию  Шуйского.
                Царица Марина была маленького роста, что позволило ей спрятаться под юбкой одной из своих служанок, и сиюминутный гнев ворвавшейся толпы минул её. Затем к ней приставили стражу. Марину обобрали, и она осталась ни с чем.     Позже Марина Мнишек не по своей воле связала свою судьбу с другим претендентом на царствование Лжедмитрием (Тушинским вором). В феврале 1613 года бояре избрали на престол Михаила Фёдоровича Романова, отказавшись от сына Марины Мнишек. В 1614 году   она была взята в плен вместе со своим четырёхлетним сыном Иваном, которого и повесили прилюдно. Марина в этом же году умерла в заточении в Москве.
                Наёмник из Германии и очевидец событий тех лет, а в последствии и писатель, Буссов Конрад в своей книге «Московская хроника пишет: «….Немного не доезжая Углича мы встретили одного московита, которому было 105 лет и который был в угличском дворе сторожем при молодом Димитрии. Разговорились с ним об убитом государе, сын ли он старого царя или нет, и сказали ещё, что мы ни одному человеку не передадим. Он встал, трижды перекрестился на своего Николая  и сказал: Этот убитый государь был отважный герой, он в один год навёл страх на всех соседних врагов, и наши московиты плохо сделали, что его убили,  ибо они его приняли, посадили на престол и присягнули ему. Если он и поступал в чём-то против наших нравов и обычаев, то надо было это изменить иными способами. Он был разумным государём, но сыном Грозного не был, ибо тот действительно убит семнадцать лет тому назад и давно истлел. Я видел его, лежащего мёртвым на месте для игр».
                По версии Конрада Буссова Гришка Отрепьев нашёл в Польше мальчика похожего на маленького Димитрия «Пусть он всегда и всюду держит и ведет себя так, как он, Отрепьев, его наставлял и учил. А чтобы князья и другие во всем ему могли поверить (когда он со временем откроется им), монах передал ему еще и золотой крест, который убитому Димитрию был дан при крещении крестным отцом, князем Иваном Мстиславским, и был у мальчика на шее, когда его убили. На этом кресте были вырезаны имена Димитрия и его крестного отца». Но тут возникает вопрос, что от этого всего имел сам Отрепьев? Ради чего он эту всю суету затеял?  Может быть, мальчик действительно был настоящим Димитрием, а Отрепьев и переправил его подальше от Годунова?
                В некоторых исторических книгах говорится, что этот Димитрий был дьяком Чудова монастыря Григорием Отрепьевым, но «В Загоровском   монастыре (на Волыни) есть книга с  собственноручной подписью Григория Отрепьева, подпись эта не имеет ни малейшего сходства с почерком названного царя Димитрия». (Костомаров Н.И. Русская История).

                Григорий Отрепьев одно время был секретарём у патриарха Иова в Москве, а потому московские бояре, конечно же, знали его в лицо. Они, увидев царевича Димитрия, входящего в Москву, не узнали в нём Григория Отрепьева. Это был другой человек, возможно настоящий сын Ивана Грозного, который пожил в Польше и поэтому и приобрёл некоторые навыки поведения, отличные от русских обычаев.Тут надо отметить, что знаменитый историк Костомаров Н.И. в своей книге "Русская история" никогда не называет царя Димитрия Лжедмитрием. То, что Царь Димитрий любил свой народ,  остаётся фактом неоспоримым.

Август 2013г.


Рецензии
Но чтобы повесить ребёнка! Это что же надо иметь вместо сердца?

Лина Галиан   26.08.2013 18:57     Заявить о нарушении
ЛИНА, спасибо, что заглянули. История России обильно пролита кровью.Видимо времена были такие жестокие.

С уважением Николай и Пётр

Братья Бирт   26.08.2013 19:24   Заявить о нарушении
Уважаемые Пётр и Николай! Как принимать вашу публикацию - в качестве версии? Дело о гибели ребенка Ивана Грозного и Марии Нагой - Димитрия в Угличе досконально расследовано комиссиией Василия Шуйского. Основную следственную работу проводил дьяк Е.Вылузгин. Материалы следствия сохранились и доступны историкам. Впоследствии В. Шуйский, доложивший Борису Годунову итоги работы, не один раз менял информацию (и доменялся до смерти в заточении), но выводы комиссии никто не оспаривал.
Юрий (Юшка)Отрепьев - реальный персонаж, имевший отца, мать, дядю и т.д.
В постриге - монах Григорий. Ребенок рожден Мариной Мнишек не от него. И т.д. В принципе против версий у меня нет возражений, но не мешало бы предупредить читателей.

Аркадий Куратёв   30.12.2013 21:22   Заявить о нарушении
Аркадий, спасибо за визит и подробное резюме.Дело в том, что мы в своей статье даём ссылки и указываем авторов. Например основоположника русской исторической мысли Костомарова Н.И., очевидца смутного времени Конрада Буссова и т.д.

С уважением Николай и Пётр

Братья Бирт   30.12.2013 22:13   Заявить о нарушении
Любопытная версия. Как только не переиначивают историю в угоду власть имущим. Если вычесть все противоречащие друг другу версии, в остатке останется лишь то, что был царь Дмитрий Иоаннович, ровно такой же легитимный, как Иван Четвертый или Михаил Романов, через год после помазания был убит шайкой заговорщиков во главе с Василием Шуйским. Всё, что сверх этого - куча искажений, откровенной лжи и домыслов.

Дмитрий Владимирович Кузнецов   31.01.2015 11:29   Заявить о нарушении
Дмитрий, спасибо за понимание.

Братья Бирт   31.01.2015 11:33   Заявить о нарушении