Джон Леннон и первые ток-шоу

Февраль 1972 года был весьма примечательным в жизни Джона Леннона и Йоко Оно в Америке. На целую неделю им было предоставлено право быть гостями и ведущими самого популярного в то время ток-шоу Майка Дугласа ‘Mike Douglas Show’.

«Раскапывая» этот слой истории, мы натолкнулись на чрезвычайно интересный период развития музыкальной культуры, который имел большое значение для всего дальнейшего наследия человечества. Название ему – «Шоу Майка Дугласа The Mike Douglas Show». Судьба многих исполнителей и композиторов популярного музыкального жанра была связана с выступлениями по телевидению в этом ток-шоу.

* * *

В начале 50-х годов телевидение США «нашло» новые и (как оказалось, главные и вечные) способы привлечения к мерцающим экранчикам зрителей. Можно как угодно называть эти способы – от ярмарочных зазывал до зарождения нового вида искусства, - но факт остаётся фактом: Штаты «изобрели» разговорный телевизионный жанр, сделали ящик бездушный и деревянный собеседником в домашней жизни человека: утром, днём, вечером и ночью каждому «жаждущему» интересной встречи с людьми предоставлялась такая возможность.

Это громкое слово -- Шоу – переводится с английского как «зрелище, показ, выставка или, даже, - «выставление напоказ».

Можно ли из обычного и повседневного моно- или диалога, то есть разговора – ТА-ЛА-ЛА – сделать шоу, да еще такое, чтобы ждали очередного «разговорного представления», смотрели, как люди «разговаривают», вслушивались, о чём разговаривают и жаждали советов и пожеланий? «Ток-шоу – Разговорное представление» - это как Райкинско-Жванецкинское «на /экране/ - дядя Ваня, три сестры, а перед экранами телевизоров – миллионы зрителей».

 Вот что такое есть настоящее американское Тalk Show!

У истоков жанра стоял Майк Дуглас – рядовой армии мирового искусства телевидения.
Он родился в Чикаго и начал свою артистическую карьеру певца в хоре мальчиков. С 12 лет он стал зарабатывать свой хлеб, выступая с оркестром на круизном корабле по озеру Мичиган. Затем – служба в оркестре Военно-морского флота и выступления по местному телевидению, которое в Чикаго к концу войны уже проводило регулярные трансляции.
Дуглас становится вокалистом Биг Бэнда телестудии WMAQ-TV и даже попадает в десятку хитов с двумя песнями 1946 и 47 годов. В 1950 году он озвучивает киношный персонаж знаменитой ленты Диснея «Золушка» - Принца Очарование (Charming).
А дальше карьера Дугласа резко «застопорилась», потому что он не хотел петь набирающий всенародное признание «рок», а Биг Бэнды теряли свою популярность со страшной силой. Наступили тяжелые времена, и семья Дугласов могла существовать, сдавая в наём на сезон свои домики в Лос Анджелесе.

В 1961 году он согласился вести дневное ток-шоу в Кливленде. «Дневное» – значит низко рейтинговое, предназначенное для домохозяек и с окладом $400 в неделю. Обернулось же такое, казалось бы, неудачное трудоустройство стремительным ростом популярности периферической телестанции, а затем, с появлением видеозаписи, – и национального признания Майка. Небывалая популярность передачи для домашних хозяек Кливленда была связана с «проснувшимся» внезапно талантом шоумена в Майке Дугласе.

Каждая новая передача начиналась вводным монологом Дугласа, а название отражало основное в творчестве музыкантов-собеседников. Часто Дуглас сам исполнял в сопровождении оркестра популярную песню. До 1965 года все передачи проводились в «живом» эфире, а с 1965 года Майка «поставили в чёрный список» (было произнесено в эфире слово «сукин сын»), и он был вынужден записывать и показывать свои ток-шоу через день после записи. В дальнейшем, до самого окончания шоу Майка Дугласа, его передачи были «наказаны» шестисекундной задержкой (чтобы редакторы могли вычеркнуть «пи-писком» отдельные слова»….

В общем, долго ли, коротко ли набирала мощь разговорная передача Майка Дугласа по всем Америке великой…. Кто только не «покалякал» здесь: Every Mother's Son, Gary Lewis and the Playboys, The Turtles, Frank Zappa, Donna Summer, Brooklyn Dreams, KISS, Jefferson Airplane, Moby Grape, Cher, Ray Charles, Bo Diddley, Barbra Streisand, Aretha Franklin, Genesis, The Supremes, Linda Ronstadt, The Rolling Stones, The Bee Gees, Herman's Hermits, Sly & the Family Stone, Little Anthony & the Imperials, The Electric Prunes, The Beach Boys, George Carlin, Ron Howard…. Майк Дуглас и сотрудники его шоу получили пять премий Эмми (Emmy) – высших наград Академии телевидения США.

****

В феврале 1972 года шоу Майка Дугласа на неделю всю Америку парализовало. Пять дней подряд в 12 часов пополудни «замирало всё», но не «до рассвета», а на 73 минуты эфирного времени. Попеременно «бразды правления» брали Леннон и Оно, а также сам полноправный любезный хозяин. Ленноны были «свободны» в выборе своих (и для всех зрителей) собеседников, Майкл Дуглас также заготовил свой сюрприз.

В понедельник Йоко Оно «делала свой арт-перформанс» по китайскому фарфору – как выбирать, использовать в интерьере, склеивать, наконец, если разобьётся. Домохозяйкам понравилось (шоу-то дневное и время-то вполне «домохозяйкинское», то есть – не прайм-тайм).

Леннон три передачи провел в общении со своими, приглашенными им же, братьями по «р-э-э-волюционному классу» - хиппи, юппи, Чикагская семёрка, Чёрные пантеры и прочие. Сам Джон, по настоянию ли руководства телестудии или собственному желанию, к выходу в прямой эфир (с шестисекундной задержкой, если еще помните) довольно коротко остригся и, кроме марихуаны, ничем себя не подбадривал. Курил он, правда, безудержно, так, как и положено «чэйн-смокеру». И были-то основания для этого: обсуждали дружки-революционеры-карбонарии-якобинцы впремежку всё вместе – наркотики, политику и расовую дискриминацию. «Мы заставим Никсона уйти из Белого Дома, мы положим конец войне во Вьетнаме, мы остановим неравенство и несчастья…», - не успевал закончить фразу Рубин, как прерывали его рекламной паузой. «Мы не будем голосовать за таких кандидатов, которые за войну во Вьетнаме», - продолжал неугомонный юппи Рубин после окончания рекламы и не остановился бы, если бы не вмешался Майк Дуглас.

Он напоминал всем «р-р-э-э-волюционерам», что сидят они рядом с живой легендой и будет ли еще такая возможность у них (и зрителей) с Джоном Ленноном вот так побеседовать-посудачить, как говорится, «пог-0-0-ворить – п-0-0-0-0-0-кать»? Вот в чём вопрос, а не в том, нужны ли наркотики для всеобщего братства всех хиппи-юппи на Земле…. Дали народу американскому краткий обзор существующих самых-самых радикальных политических идей и… будя. Не надо Америку, сердцу милую и родную, до сердечного приступа доводить. Пора и честь знать. Споёмте, друзья, лучшее из Джона Леннона….

И была музыка….

По воле Майка Дугласа «пролетел по волнам своей памяти» Джон Леннон: прозвучали полные, а не урезанные, версии “Michelle” и “С небольшой помощью моих друзей A Little Help From My Friends,” а также только что созданные вещи для альбома “Imagine”.

 «Представь себе» - это есть краткий курс по «широчайшему изменению» окружающего мира с целью улучшения жизни человечества. Достаточно лишь избавить всех людей от пут религии, тупого материализма и никому не нужного патриотизма…. Замечательная песня “Imagine”, которую Леннон написал, исполнял и понимал именно в таком «единстве» изобретенной им р-э-э-волюционной троицы-тринити. А после 11 сентября 2001 года эта же “Imagine” была одной из первых в списке «лирически неоправданных для успокоения боли о жертвах террористического акта» мелодий, которые не рекомендовалось транслировать в открытом эфире на Америку. Так изменилось представление нации о революционной балладе 60-ых….

Майк Дуглас знал, что песенным эталоном, настоящим рок-н-рольным идолом Джона Леннона был Чак Бэрри. И кульминацией февральской недели 1972 года стала встреча двух рок-легенд. Название этому грандиозному ток-шоу Дуглас такое придумал «Чак Берри приносит радость Chuck Berry Makin’ Merry». Мол, хватит уже вам, рОбяты и девчатЫ, быть такими сУрьёзными и политически подкованными, не наше это холопское дело мечтать о светлом будущем, где не будет ни зла, ни войн, ни злата-серебрА! Жить надо просто и весело на родной земле Американской….

«Джон, - обращается Майк Дуглас к Леннону, - Если бы сейчас сюда пришёл Чак Берри, что бы ты ему сказал? Иди ближе к микрофону и скажи».

«Я бы ему сказал – Привет тебе, рок-н-ролл! Нail, hail rock-n-roll! А всем, кто хотел бы, к примеру, взять да и попытаться изменить название рок-н-ролла на что-либо другое, сказал бы – называйте его Чак Берри! Понятно? Только так, а не иначе!»

Тут, как чёрт из коробочки, появляется «рояль в кустах» - Чак Берри собственной персоной: скрыть невозможно, что всё заранее было запланировано и отрежиссировано.
Но дальше законы «живого эфира» вступили в силу с их преимуществами и недостатками одновременно. Двум артистам первой мировой величины предлагают спеть дуэтом. Никогда до этого ни в разговорных, ни в песенных, ни в каких-либо других передачах люди эти не встречались. О каких песнях можно вести речь, если впервые в жизни видишь пусть и известного по публикациям и видео, но «непознанный летающий объект» (НЛО, по-русски, и UFO, по-английски) для дуэтного перформанса?

Чак выбирает для начала свою «Мэмфис Теннеси». Песня любимая, песня сложная для исполнения, песня, которая не отмечена высокими наградами и всеобщей любовью публики, но в то же время (как сейчас оказывается) -- одна из самых часто «повторяемых» в концертах и альбомах разных исполнителей и самая «коммерчески» успешная песня Чака Берри. Кроме «The Beatles», - свыше 30 аранжировок от Пола Анки до The Rolling Stones и Элвиса Пресли.
Почему «Мэмфис» для Джона Леннона выбрал Чак Берри?... Довольно необычная для стиля The Beatles строгая манера исполнения на акустических гитарах, как в старину rock & roll играли-пели…. Сам Чак, так записав на пластинку «Мэмфис» в 1958 году, часто изменял вокальное построение и добавлял больше динамичности мелодии, а также применял разнообразные соло на гитаре. Как великолепно звучит эта песня в исполнении Пола МакКартни, когда остальные «The Beatles» лишь бэк-вокалом служат…. Может быть, Чак решил проверить, так ли хорошо импровизирует Джон Леннон, каково ему приходится в отрыве от спетого коллектива «The Beatles», где каждый – сам по себе и все вместе – непревзойдённые?

Чак Берри известен и славен тем, что путешествует по миру один со своей гитарой, а в любом месте находит концертмейстеров, которые его выступления еще ни разу не сорвали.

Хотя «проколы» бывали…. Как в этом шоу Майка Дугласа….

Как великолепен дуэт 46-летнего Чака и 32-летнего Джона, но как несогласованны их вокальные партии, как бездарно провален по тональности аккомпанемент. Эта первая «проба пера» гениев, как наш «первый блин»…. Берри, блин, поет сам по себе, в своем ключе, Леннон, бляха-муха, – сам по себе, а оркестр так наяривает, как будто «сам свою песню играет». Три с половиной минуты звучит какая-то какофония, «буги без левой руки и вместо правой – культяпка»… Джерри Ли Льюис правой ногой на рояле лучше исполнял свой крэйзи-буги «Зададим им трёпки по полной»….

Однако ещё более «замечательными» выявляются «пробуждения к жизни» во время проигрышей Йоко Оно – она резко заграбастывает микрофон и начинает испускать громкие и душераздирающие крики дикого животного из внеземных джунглей. Эти её «коронные» номера в разных других «перформансах под марихуанку» может и находили приверженцев среди еще более обкуренной публики, но домашние хозяйки Америки в ток-шоу, для них сделанном, были весьма обескуражены. Да что там домашние хозяйки! Сам король перформанса и изобретатель эпатажной «утиной походки» маэстро Чак Берри при первых же звуках этих непонятных выпучивает глаза из орбит, как будто ему за ремешок брюк подсыпали льду.

После песни немного поговорили о том о сем – правда ли, спросил Дуглас Чака Берри, что именно он «изобрёл» рок-н-ролл? Джон Леннон тут же прокричал – да, да, это так, но Чак Берри развеял этот миф, отказавшись от первенства, что и есть правда. Потом они поговорили о влиянии на рок различных музыкальных направлений, ни словом не касаясь «черноты» рока и «белых» исполнителей.

А затем Чак Бэрри с высоты своего роста спрашивает Джона Леннона: «Ты – Джонни? (в смысле – тебя зовут Джонни)»?... «Да, - не поняв, в чём дело, ответил Леннон». «Окэй, Джонни, веди себя хорошо – Johny B. Goode». Самым известным гитарным риффом ответил Чак Берри, и полилась еще одна легендарная мелодия.

Memphis, Tennessee

Long distance information,                Междугородняя, дайте справку
give me Memphis, Tennessee                По городу Мемфису, Теннеси.
Help me find the party                Помогите найти ту,
trying to get in touch with me                Кто пыталась со мной связаться.
She could not leave her number,                Она не оставила номера телефона,
but I know who placed the call                Но я знаю, кто это звонил, потому что
'Cause my uncle took the message                Мой дядя говорил с ней
and he wrote it on the wall                И оставил заметку мне на стене.
Help me, information,                Справочная, помогите мне
get in touch with my Marie                Связаться с моей Марией.
She's the only one who'd phone                Лишь она и никто другой в Мэмфисе
me here from Memphis, Tennessee                Может искать меня здесь.
Her home is on the south side,                Её дом расположен на южной стороне
high up on a ridge                Высоко на пригорке,
Just a half a mile                Ровно в полумиле
from the Mississippi bridge                От моста через Миссисипи.
Неlp me, information,                Помогите мне, справочная.
more than that I cannot add                Больше нечего сказать - лишь то,
Only that I miss her                Что я скучаю по ней
and all the fun we had                И по всему хорошему, что у нас было.
But we were pulled apart                Но мы расстались потому, что
because her mom did not agree                Её мама не была согласна
And tore apart our happy home                И разрушила наш счастливый дом
 in Memphis, Tennessee                В Мемфисе, Теннеси.
Last time I saw Marie                Последний раз, когда я видел её
she's waving me good-bye                Она помахала рукой на прощанье
With hurry home drops on her cheek          И поспешила домой со слезами
that trickled from her eye                На щеках, которые струйкой лились из глаз.
Marie is only six years old,                Марии всего шесть лет,
information please                Пожалуйста, справочная,
Try to put me through to her                Попытайтесь соединить меня с ней
 in Memphis, Tennessee                В Мэмфисе, Теннеси.


There are no rights or restrictions associated with this clip   Эти клипы не имеют утвержденных прав и ограничений


Рецензии