Полярный Круг

               
     Это было какое-то бесконечное утро, хоть и называлось оно "Полярный день"- из часа в час, из суток в сутки - хороводящее вокруг озера солнце не поднималось до полуденной высоты южных широт и не исчезало за щетинистыми гребнями темных сопок, а лишь чиркнув по острым еловым верхушкам, красное, будто с переливающейся внутри плазмой, начинало вновь свой пологий подъем
     В это время на усыпанном плоскими островами озере особая, неведомая горожанину тишина не крикнет птица, не шевельнется молочно-голубая вода, не упадет капля Только тихо скрипнут уключины, когда вновь трогаешь вперед лодку, чмокнет вода под веслом и каждое негромкое слово будет услышано за километры
     В лужице на днище плавает сиг. Он смотрит оттуда желтым печальным глазом, и в его благородной серой серебристости, мягком абрисе, и по тому, как он быстро погиб, лишенный чистой прозрачной воды, чувствуется безнадежная утонченность. Сиг - наша единственная сегодняшняя добыча Щука сорвалась со спиннинга моего приятеля в самый последний момент, когда она, кипятя воду, билась у борта лодки, мелькая белым брюхом и желтым змеиным крапом темно-зеленой спины
     Мой приятель устал ругаться и ворчать. Мы возвращаемся молча. Сонливость одолевает азарт. Даже мошкара куда-то исчезла. На циферблате около двух "ночи"
Солнце начало свой подъем над щетинкой плоского таежного берега по невидимой гиперболе. Оно поднимается немо, торжественно, неуклонно, переливается в шаре красно-золотая плазма Случайный ветерок тронул синей ря¬бью белую поверхность озера ближе к лодке, все вокруг словно возгорается, меняется в необыкновенном, идущем почти вдоль земли свете. Будто в волшебном фонаре преображается суровая действительность, предметы раскрывают свои потаённые краски, в прямом, лобовом свете пылают напоённые алым огнем стволы сосен на косе впереди, свет скользит по молочному с неуловимым голубым отблеском зеркалу озера до плавных, как случайное колыханье, воздушно розовых сопок на горизонте На широком светло-голубом небе будто художник мазнул наискось розовой акварелью - развеянное ветром облако Посреди зеленого леса, на круглой горке острова справа, загадочное желтое пятно - будто золотой клад светится
     Жадные глаза пытаются остановить свет, различить, угадать, запомнить неуловимые полутона, но тщетно.. Каждое мгновение в природе что-то меняется, каждый миг наполнен счастьем, каждый миг первый и последний.
    Солнце поднимается все выше, скоро изменится угол падения лучей и все исчезнет: воды станут стальными, дальние сопки серенькими, небесная голубизна затвердеет, и по ней помчатся низкие плоские облака.
     -Стой, - говорю я, оставляя весла. Я кидаюсь на корму: цветные карандаши, бумага… торопливые линии, грубые, раздражающие своей определенностью краски…
Мой приятель скептически усмехается. Смотрит на озеро.
     Я спешу, чтобы не забыть. Получается нечто, столь далекое от действительности, как схема от живого цветка. Но если когда-нибудь, в самые черные дни свои я выкрикну, что в жизни моей не было вовсе счастья, то совру перед Богом – эскиз напомнит.
     -М-мда, удачная рыбалка, - роняет мой приятель, а я снова сажусь за весла.
Волшебный фонарь гаснет. Мир становится прост и тверд. Я зачерпываю ладонью воду за бортом и пью. Она прохладна и вкусна, как будто все озеро – огромный родник.

1992


Рецензии