114. В. Агошков. Москва - муза природы, ч. 1
МУЗА ПРИРОДЫ
Течёт вода из вымени земли…
Юрий Грачёв,
г.Орёл.
часть 1.
В одной детской песенке поётся: «По лугу ходили «ко-». Дети хором спрашивали: «Козы?» – «Нет, не козы!» – был ответ. Неправильно было и «кони». И лишь когда было произнесено «коровы», то дети соглашались: «Правильно: коровы! // Пейте, дети молоко – // Будете здоровы!»
Данная песенка подходит к теме нашего разговора.
Н.М. Шанский и другие учёные дают такую этимологию слова КОРОВА: общеславянское, индоевропейского характера (сравни: литовское «карве» – корова, древне-прусское «курвис» – бык, греческое «керафос» – рогатый и т.д. (общеславянское «корва» пережило у восточных славян изменение «-ор-» в «-оро-»). слово образовано с суф. «-ва» от основы, которая на иной ступени чередования выступает в «серна». Первоначальное значение – «рогатое животное» (сравни: латинское «кервус» – олень при «корну» – рог).
СЕРНА – «рогатое», парнокопытное животное, с небольшими, загнутыми на концах рогами. Имеет вымя.
ВЫМЯ: общеславянское, образовано от основы «уд-» с помощью суффикса «-мен»(=мя). В первоначальном «удмен» «у» перешло в «ы-», «-дм-» дало «-м-», а перед начальным «ы-» развилось протетическое «в-». «Уд-» родственно «онк-» – паук, а также старославянскому слову «онкоть» – крюк. А крюк – это УГОЛ. Паук, существо, состоящее из углов…
Смотрим карту Московской области: юго-восточнее Верхнерузского водохранилища находится нп. Середа. Сказать, что он находится посредине чего-то, сложно. Не исключено, что топоним возник на месте «рогатой» местности.
Западнее находится Куркино, восточнее – Большое Сытьково (от «Сытьково= Сучково =сук»?), южнее реки Москвы видим Рогачёво, Сытино, а на берегах самой Москвы – Чернево (от «корнево» – рог?).
Ещё одно Чернево есть и на реке Руза, восточнее Середы. Все эти топонимы приводят нас к мысли о том, что КОРОВА была названа «рогатой» не только за «рога», но и за «углы», которые образуются «сосками вымени».
Не случайно существительное «корова» имеет те же начальные звуки, что и глагол «кормить».
Может быть, город Курск (от реки Кур или Кор?), река Крома (Крова?), многочисленные реки Чернава (Корнава) и названы племенами, которые поклонялись рогатой КОРОВЕ?! А рог у наших предков был символом изобилия и счастья!
КО+РО+ВА=на 4 стороны рождающая воду, т.е. молоко!
Теперь нужно доказать, что р.Москва – это «коровья река», беря во внимание наши рассуждения по поводу кромского лога Москва (Орловская область), а также то, что корова названа и по сходству с топкими, болотными, мокрыми местностями, и по своей «рогатости». Остаётся найти такое слово, которое бы звучало, как «Москва», но обозначало «корова», т.е. «на четыре стороны рождающая вода».
Такому понятию почти идеально отвечает словацкое слово «москва»! Но оно обозначает не «корову», а «хлеб, собранный в дождливую погоду». Из мокрого зернового вороха вода действительно будет сочиться во все стороны.
Могли и наши предки, скажем, вятичи с радимичами, появившись с полузаимствованным словацким словом «москва» на месте нынешней столицы, увидев несколько строений среди топей и болот, сказать: «Одним словом, москва!» (с маленькой буквы), т.е. «мокрый хлеб!».
Хотя никакого заимствования слова «москва» могло и не быть, ведь и вятичи, и радимичи, и словаки говорили когда-то на одном языке. А ещё ранее, на заре человечества, имели один общий язык и все народы мира! Но как словацкое слово «москва» связать с р.Москвой, ведь гидроним не является «хлебом, собранным в дождливую погоду»?!
Хотя какие-то опосредованные связи найти можно. Давайте представим ток, на котором свалено в кучу мокрое от дождя зерно. Во все стороны от такого вороха будет растекаться вода. А можно ли на месте хлеба представить болото, трясину и ту же корову?!
см. 2.
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №213082602028