Современная музыка, или Прощай тоника!
Как известно, способ выражения музыкальнoй мысли развивался постепенно, по мере того, как музыкантами осваивалось звуковое пространство. На протяжении многовекового существования музыки основной тенденцией было стремление к гармонии и благозвучию. Яркой тому иллюстрацией был отказ от церковных ладов, используемых в григорианских песнопениях. Церковными ладами называются те, которые строились от каждой ступени звукоряда: ионийский лад – семиступенный ряд от ноты «дo» (с), дорийский – от «рe» (d), фригийский – от «ми» (е), лидийский – от «фа» (f), миксолидийский – от «соль» (g), эолийский – от «ля» (а), гипофригийский – от «си» (h). Музыкантами было замечено, что первый из обозначенных ладов, ионийский, (современный до мажор или C-dur) имеет перед основным тоном «дo» полутон, который придаёт возвращению к нему особый, приятный для слуха эффект разрешения. Поэтому и в других звукорядах стали использовать полутон перед переходом к тонике. Это привело к объединению семи существующих церковных ладов в две группы – мажорную и минорную. Таким образом, c включением альтераций, то есть заменой натурального тона на повышенный, появился хроматический звукоряд, состоящий из двенадцати звуков различной высоты. При всём при этом главную роль в музыкальном формообразовании стала играть тоника, опирание на которую явилось фундаментом музыкального сочинения и определяло сущность тональности.
Долгое время композиторам была «приятна» эта зависимость от тоники – ведь, в конце концов, совсем неплохо возвращаться к «насиженному месту» (А. Веберн). Но музыканты, в большинстве своём, люди ищущие, поэтому впоследствии они решили, что зависимость от основного тона не так уж и необходима, и стали обращаться к политональности, к функциональной инверсии, к использованию побочных доминант и сложных, неустойчивых аккордов. Правда, до Бетховена и Брамса никто от тоники особенно не отрывался, но явился Вагнер, а потом Брукнер и Рихард Штраус, и в результате мажору и минору наступил конец. Таким образом, как когда-то исчезли церковные лады, была утрачена опора на тональность.
Не известно, если публика в свое время оплакивала исчезновение церковных ладов, но вот по тональности она до сих пор скучает, поэтому предпочитает посещать концерты, где исполняют музыку Баха или Моцарта. Такое стремление современных слушателей к благозвучию и гармонии понять легко: кому не хочется уйти от проблем и сложностей жизни в волшебный, завораживающий мир звуков? Но что поделаешь, если в музыке появились другие закономерности и тенденции. Не запрещать же естественного развития процесса! И, кстати сказать, ростки атональности, которую считают исключительно продуктом ХХ века выдуманного Шёнбергом и его соратниками – композиторами Новой Венской школы – были замечены уже в XVI в., в старинных мадригалах Карло Джезуальдо ди Веноза (Э. Ловинский).
Моника пришла на встречу без опоздания. Мы сели пить чай с конфетами «Бон-о-Бон», принесённые гостьей, и говорили о вчерашнем концерте. На мой вопрос, понравилась ли ей музыка Шнитке, Моника с воодушевлением ответила: «Очень понравилась! Ты понимаешь, она, конечно, необычна и нова для моего уха, но в ней столько экспрессии и эмоций, что она взяла меня за душу. Это совсем другой музыкальный язык, и его, возможно, поймут лишь через сто лет. Но это музыка моего времени, и мне интересно прочувствовать её».
Свидетельство о публикации №213082600231
т.е. слова читаю, но знаю и понимаю лишь некоторые из них.
Удивительно, о чем речь идет, вроде, поняла без перевода,
хотя, пересказать ни в жизнь не смогу.
Возьму цитаты в свой словарь.
При всей моей дремучей невежественности считаю
статью полезной и познавательной, но сложной для рядового читателя.
Если бы меня нынче спросили, чего мне не хватает
в нынешней жизни, не задумываясь ответила бы, живой музыки.
Не завистливая, но хотелось бы иметь возможности Моники.
Увы, редкие ранее гастроли в наш город затихли вовсе.
Шнитке при советской власти привлек внимание, наверное,
негативным склонением его имени в прессе, посему любая возможность
знакомства с его музыкой была привлекательна.
Его имя в титрах фильма обращало внимание на музыку.
Сподобилась, купить еще в те годы его пластинку.
Сделала вообще вывод и по Шнитке тоже,
чем чаще слушаешь то или иное произведение, тем больше нравится.
Нравиться может только то, с чем знаком, что понимаешь,
к чему подготовлен прежде,
даже если, как я, обделен природой слухом.
Когда меня утешают о наличии, якобы,
внутреннего слуха, полагаю, что он у меня, наверное, очень глубинный.
Есть на сайте автор Люба Гайдученко с очень неординарной судьбой.
Она очень любит музыку и умеет писать о своих чувствах и впечатлениях,
вызываемых ею.
Давно не была на ее странице. Не знаю, живы ли её опусы о Моцарте, Бетховене.
Вчера разбирала распечатки с Прозы.ру. Встретилась ее "Крейцерова Соната".
К вашей странице пробудил интерес опус "Признание"
о заседании комсомольских вожаков в далеком 1978-ом,
распечатка которого у меня сохранилась.
Вы его, Надя удалили, вероятно, или не по глазам!?
Но хорошо, что он был! Благодаря ему, возобновилось знакомство с вашим творчеством.
Всего доброго, Надя!
Зоя Чепрасова 29.03.2014 12:58 Заявить о нарушении
Вы совершенно правы: возможность слушать музыку в живом исполнении -
это преимущество больший городов. К счастью, у меня есть сейчас такая возможность.Более того - живу в двух кварталах от одного из самых замечательных оперных театров мира - Театра Колон.
Да, когда-то удалила рассказ "Признание", уже и не помню по какой причине.
Надо будет перечитать.
Спасибо ещё раз, Зоя за внимание к моим текстам.
Всего доброго,
Надя Коваль 29.03.2014 23:45 Заявить о нарушении