Еврейская история АрменииI

Цитадель-монастырь «Хор Вирап» у горы Арарат. Интернет

    Начало http://www.proza.ru/2013/08/22/324
 
  Страна, куда иудеи угодили не по своей воле, находилась между двух великих рек Западной Азии Тигром и Евфратом. В библейские времена обширную, очень плодородную низменную равнину называли Месопотамией. Теперь это Ирак.

Здесь перед изумлённым взглядом иудейских пленников предстала удивительная по красоте картина природы. Вместо родных живописных гор, великолепных оазисов с райскими садами и дивных виноградников посреди безводных пустынь, евреи увидели необозримые, пересеченные  искусственными каналами, ровные, как стол, поля.

 А среди зелёных полей и садов - громадные по их понятиям города с парящими над ними исполинскими сооружениями - зиккуратами. Название происходит от вавилонского слова sigguratu. По-русски означает
«вершина»,в том числе вершина горы.
 
Это огромные многоярусные культовые сооружения в древней Месопотамии. Сегодня они являются символом воплощения типичной для культур Востока идеи "храма-горы". Можно сказать, архитектурным памятником шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской культур.
 
В архитектуре Древней Месопотамии зиккураты служили сооружениями культового характера. Это были внушительные по размеру многоступенчатые строения из кирпича от 3 до 7 ярусов. Внешне они выглядели как грандиозные усеченные пирамиды или стоящие друг на друге параллелепипеды. Террасы зиккурата соединялись лестницами, которые называются пандусами.

Как ни странно, сегодня подобные культовые храмы тоже встречаются. Не поверите, есть они и в России. Скажу точнее – огромный зиккурат расположен в самом сердце её столицы Москве на Красной площади. Да, да, Вы правильно подумали - это мавзолей вождя пролетарской революции.

Большевики и коммунисты построили его уже давно. Построили, так построили, пусть стоит. Но одно очень странное обстоятельство отличает московское сооружение от древних Месопотамских Храмов. Дело в том, что в подвале этого произведения древне месопотамской архитектуры лежит забальзамированный труп. Иногда его ещё называют мумией 21 века. Однако этой оригинальной большевистской идеи касаться не буду, а вернусь в Месопотамию.

Столицей огромного царства был Вавилон. В то время величайший и богатейший город мира. Уже тогда здесь находились многочисленные величественные храмы и потрясающие по красоте дворцы. Увидев всё это волшебство, еврейские пленники, первыми вошедшими в город, буквально застыли в немом изумлении. Но что поражает и сегодня, население Вавилона в те библейские времена превышало миллион жителей. В Израиле, к слову сказать, городов с миллионным населением пока ещё нет.

Попав в водоворот вавилонской жизни, многие евреи со временем попривыкли к ней. Оказалось немало и таких, кто и вовсе забыли о своей родине. И всё-таки для подавляющего большинства изгнанного еврейского народа память о Иерусалиме оставалась священной. Существует большое число исторических свидетельств и документов, донёсших до современников эпизоды из жизни плененных евреев. В первую очередь это, разумеется, Ветхий завет Библии.

Евреи часто собирались большими группами, садились где-нибудь на берегах каналов («реках вавилонских») и, исполненные тоски по родине, пели печальные иудейские песни. А вот уже библейская цитата: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы о Сионе... Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего» (Пс. 136. 1, 5—6).

О том периоде рассказывает и Устная Тора (гл. I) или как её называют иудеи Мидраш Эйха Раба: «…вавилонский царь Навуходоносор после разрушения Первого Иерусалимского Храма в V веке до н. э. пригнал часть евреев в Армению…» В IV веке до н. э. например в столице Великой Армении - Армавире были сосредоточены крупное еврейское поселения.
 
Выдающийся армянский историк V века н.э. Мовсес Хоренаци в своём колоссальном труде «История Армении», написал так: «…Багратуни, давший впоследствии две царские династии - армянскую и грузинскую, произошёл от евреев, пленённых и переселённых после завоевания Израильского царства в пределы Армении..».

Род Багратуни владел огромной территорией, включая гору Арарат, где, согласно Библии находились остатки Ноева ковчега. Багратуни сумели объединить несколько соперничавших феодальных княжеств, и после этого завладели всей Арменией. Первым Царём Великой Армении стал Арташес Первый. В 176 г. до н.э. он со свитой отправился к месту  слияния рек  Аракса (Ерасх) с Севджурой (Мецамор).

Армянскому царю приглянулась большая равнина с многочисленными холмами. Осмотрев местность, правитель решил построить здесь новую, четвёртую по счёту, столицу Великого Царства под названием своего имени. Название Арташат объясняют, как «радость Арташеса». Историки указывают разные даты основания античного города – от 190 до 170 г. до н.э. Так появился город Арташат. Точную дату основания города я не нашёл. Тем не менее большинство исследователей сходятся на дате 176 год до н.э.

Римляне когда-то называли Арташат армянским Карфагеном, а его основателем считали Ганнибала. Величайшего полководца и государственного деятеля древности. Он был непримиримым врагом Римской империи и последним значимым лидером Карфагена перед его падением.
Действительно Ганнибал принимал активное участие в строительстве новой столицы Великой Армении.

Согласно дохристианской легенде, которую приводит Мовсес Хоренаци в той же «Истории Армении», родоначальником армян является Айк, потомок Ноя. Учёный, вроде бы,  нашёл доказательства тому, что Арташат был построен его внуком, Арамаисом. Но, как бы там не было, до II-го века новой эры Арташат являлся столицей и резиденцией армянских царей.

Арташат оказался на важнейшем перекрестке торговых путей Западной Азии. Его цитадель и центральные кварталы располагались на девяти холмах. Сегодня их называют Хор-Вирап. Вообще-то, Хор Вирап крепость-монастырь армянской апостольской церкви близ границы с Турцией. Вот в честь её холмы и были назвали.

Монастырь известен своей необычайной красивой. Отсюда открывается чудесный вид на  библейскую гору Арарат. Монастырь расположен над подземной тюрьмой. Именно там армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение 15 лет св. Григория Просветителя. Вплоть до     301 г. когда он насильственно был обращен им в христианство. Однажды мне посчастливилось побывать в этом изумительном, я бы сказал, Божественном по красоте месте. Отсюда открывается чудесный вид на снежную папаху вершины библейской горы Арарат.
 
В «Истории Армении» Мовсес Хоренаци пишет, что после того, как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, Ганнибал перешел ко двору Артакса Армянского. Бывший правитель Карфагена дал ему множество полезных советов и наставлений. В частности, именно по его  рекомендациям строился Арташат. Город действительно получился необыкновенно красивым. К тому же в античные времена он имел отличное месторасположение.
 
По меньшей мере, несравненно лучшее  прежней  столицы Армении – Армавира, находившегося в Араратской долине, у южной подошвы горы Арагац. Вблизи современного Армавира и сегодня расположены руины древнего города - первой столицы Армянского царства.
 
А примерно в 10 км к юго-западу от теперешнего Арташата тоже можно увидеть древний город. Он с трех сторон окружен водами рек, а с четвертой стороны прорыт искусственный ров. Некогда он заполнялся водой. Хорошо видны частично сохранившиеся стены древнего города и руины зданий.

Опять обращусь к знаменитой «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци. К тому месту, где он подробно рассказывает об армянском царе по имени Храчеай, современника вавилонского царя Навуходоносора. Так вот Храчеай добился у Навуходоносора освобождения одного из главных еврейских пленников по имени Шамбат.

Храчеай привел его в Армению. Поселил Шамбата в большом красивом доме, и осыпал почестями. Вот именно к Шамбату (или Самбатуа) по армянскому преданию и восходит род Багратуни. Это утверждение подтверждается следующим фактом. В дальнейшем в роде Багратуни часто появлялись сыновья, которым давали имя Смбат.

 А вот что я обнаружил в грузинской летописи «Картвелис цховреба». По-русски «Житие Грузии» «… Навуходоносор царь полонил Иерусалим, и гонимые оттуда евреи прибыли в Картли и, обещая платить дань, выпросили у мцхетского старосты землю. И было им дано право…»

И далее: «…Семеро братьев бежали из плена и, наконец, пришли в Эклеци, где находился дворец армянской царицы Ракаэл. Здесь они вскоре приняли христианство, и трое из братьев остались в Армении. Четверо же других решили идти еще дальше на север. Так они оказались в Картли.

Один из братьев возвысился и стал эриставом, (что-то вроде титула «Герцог», добавление моё). Он и является родоначальником грузинских Багратионов. Несмотря на некоторые различия, грузинская историческая версия подтверждает армянскую.

Продолжение  http://www.proza.ru/2013/08/30/494


Рецензии