Последний рыцарь европы
1 сентября 1796 года Павел становится российским императором. Возникает вопрос, как это могло случиться? Ведь императрица Екатерина Великая и мысли не допускала о возможности занятия престола сыном, постоянно напоминающим ей о государственном перевороте и ненавистном муже Петре. Какие письменные документы были ею созданы на случай ухода ее из жизни? Что в них было сказано о Павле? Известно, что Екатерина II в последние годы своего царствования не раз бралась за проект завещания. Сохранилась бумага, в которой государыня подробно расписывает, где и как ее хоронить. Царица просит по ней носить траур полгода, а не более. Распоряжение дает о своей библиотеке: «Вивлиофику мою со всеми манускриптами и что в моих бумагах найдется моею рукою писано отдаю внуку моему любезному Александру Павловичу, а также разные мои камения и благословляю его умом и сердцем…»
В бумаге той сказано еще: « Мое намерение есть возвести Константина на престол Греческой Восточной империи».
Естественно, не могла императрица не упомянуть о великой княгине Марии Федоровне, которой не слишком благоволила. А вот о сыне нигде, ничего, ни слова… Остается вопрос, бумага та является ли частью завещания, или?.. Где само завещание, пусть и тайно составленное? Может, смерть скоропостижная распорядилась сама?..
Анализируя изменения в судьбе канцлера российского Безбородко, знавшего о главном завещании покойной императрицы, можно предполагать и наличие подлога его. Иначе, чем объяснить милости многие, посыпавшиеся на этого титулованного малороссиянина. В день коронации Павла он получает титул князя, 30 тысяч десятин земли и 6 тысяч душ крепостных. За, что такое? По-видимому, этот факт не ускользнул от внимания многих и тогда, заставил подумать о том, что не дошло до сознания тех россиян, которые не слишком утруждали себя умственной работой! Не ускользнул от внимания «доброжелателя» нового императора, не оставившего имени своего, по понятным причинам, но оставившего эпистолярное творение, посвященное этому вопросу…
Хотелось бы мне привести содержание этого анонимного документа той поры с озадачивающим названием – «Разговор в царстве мертвых»:
«…Царица, встретив Безбородку в «Елисейских полях», спрашивает о судьбе тайно подписанного ею и несколькими высшими лицами акта о возведении на трон Александра.
Безбородко, упав на колени: - «Монархиня! Милосердие твое равняется душе твоей! Я виноват, что не обнародовал твоего повеления, но выслушай подданного, стенающего об участи России и оплакивающего жребий своих соотчичей. Неожиданная кончина матери нашей погрузила нас в уныние всех; между тем Павел, находясь в своей Гатчине, еще не прибыл. Я собрал совет. Прочел акт о возведении на престол внука твоего. Те, которые о сем знали, стояли в молчании, а кто впервые о сем услышал, отозвались невозможностью исполнения оного; первый подписавшийся за тобою к оному митрополит Гавриил подал голос в пользу Павла, и прочие ему последовали. Народ, любящий всегда перемену и, не постигая ее последствия, узнав о кончине твоей, кричал по улицам, провозглашая Павла императором; войска твердили то же; я в молчании вышел из совета, безумствуя сердцем о невозможности помочь оному. Народ в жизнь вашу о сем завещании известен не был. В один час переменить миллионы умов ведь дело, свойственное одним богам».
Читая это, начинаешь понимать, что изначально были и те, кто не хотел верить форме завещания, возводившего на престол Павла. Отсюда, неудивительно, что уже с первых дней царствования Павла против него начинаются плестись нити заговора. Привыкшие к безалаберной жизни, очень часто исключающей понятие о чести, трудно было привыкнуть к образу поведения нового императора. Чего желал нервный, экзальтированный, достаточно просвещенный 42-летний мужчина, заняв принадлежащий ему по праву престол после многолетних унижений и страхов? Он, отстраненный от власти, тянулся мысленно к рыцарству, к его исторической репутации благородства, бескорыстного служения, храбрости, будто бы присущей только феодальному сословию. Привить рыцарские понятия развращенному потемкинскому и екатерининскому дворянству.
Во времена екатерининские ложь пронизывала всю жизнь царствующего двора. Ложь была устранена, как самое понятие из кодекса чести, поскольку сама честь не стала благом.
Павел совсем не лжет в отличие от беспрерывно лгавшей матушки. Он практически всегда говорит и пишет то, что думает
Обращаясь к «средневековой мудрости» царь параллельно проповедует и русский патриотический тон, русский обычай в управлении и быте.
Могла ли понравиться лицам, приближенным к власти, сама стремительность жизни, ставшей похожей на штурм? На смену спокойной размеренной жизни пришла чрезвычайная интенсивность законодательства, беспрерывная ломка, реорганизации, новшества, перемены во всем! Интенсивность государственной работы стала в 3,5 раза выше, чем при правлении Екатерины II. Эта невероятная интенсивность, касающаяся всех аспектов жизни общества – стала главной чертой стиля работы Павла.
А нужно ли было это России, возникает вопрос? Ответ на это можно получить из двух коротких письменных источников прошлого:
Герцен пишет: « тяжелую, старушечью, удушливою атмосферу последнего екатерининского времени расчистил Павел».
С презрением описывает обстановку «бабушкиного двора» и великий князь Александр в письме к Лагарпу от 20 июня 1796 года
Так что выходит, - нужно!
А вот, что говорил об администрации еще до занятия престола сам Павел: «Многие ловят рыбу в мутной воде и пользуются беспорядками в нынешней администрации, принципы которой, как многим без сомнения известно, совершенно расходятся с моими»
Что подстегивает императора Павла в его действиях? Да, как ни странно, события французской революции, с ее идеалами, выраженными в трех словах: «Свобода, равенство и братство».
Е.Н. Нелидова, возлюбленная Павла, как–то попрекнула великого князя в том, что он переменил свои политические воззрения
«Вы вправе сердиться на меня, Катя, все это правда,- ответил Павел снисходительно, так как говорят с неразумным ребенком, - но, правда также и то, что с течением времени со дня на день сделаешься, пожалуй, слабее и снисходительнее.. Вспомните Людовика XVI: он начал снисходить и был приведен к тому, что должен был уступить. Всего было слишком мало и между тем – достаточно для того, чтобы, в конце концов, его повели на эшафот».
- Но,- возразила молодая женщина,- Франция не Россия, французы легкомысленнее нас…
«Нет, Катенька, легкомысленными людей делают правители, не знающие, что либеральность и ведет в конечном счете к легкомысленному отношению к жизни. Дисциплина, жесткая дисциплина, превращающая малое в достаточное для того, чтобы требовать к себе серьезного отношения. Легкомысленные рассуждения и поступки возникают тогда, когда у человека появляется слишком много свободного времени. А оно, свободное время у французов появилось тогда, когда Людовик сделал значительные послабления в их повседневной жизни!»
Мрачную подозрительность у великого князя внушала сама казнь французского короля. Писатель Коцебу, многократный собеседник императора, слышал от императора: «Те самые люди, которые расточали фимиам перед Людовиком XVI, как перед божеством, когда он искоренил рабство, теперь произносили над ним кровавый приговор». Это научило Павла, считал Коцебу, если не ненавидеть людей, то мало их ценить, и, он был убежденным в том, что Людовик еще был бы жив и царствовал, если бы имел более твердости. Но, сам Павел, если бы даже захотел, не сумел бы отличить эту твердость от жестокости. Это делает его характер неустойчивым; периоды мягкости и доброты, присущие ему с рождения сменяются минутами гнева. И для таких вспышек гнева причин у него было предостаточно.
Павел I жил в то время, когда на службе российской было много французских дворян, и не дворян тоже,
бежавших из отечества своего, оставив все, потеряв близких, только имея одно стремление – сохранить жизнь.
Значит, император получал сведения о французской революции не из вторых и третьих уст, а от самих пострадавших.
Мы, живущие значительно позднее, можем оценить размах кровавых преступлений против человечности, царивших тогда во Франции. Разгул преступности, позволявший совершать безнаказанно преступления. Без устали работавшая гильотина, засыпающая отрубленными головами огромные, плетеные из ивовых прутьев, корзины. Падали в нее головы французской знати, возглавляемые королем Людовиком XVI и королевой Марией-Антуанеттой; головы мыслителей, возглавляемых знаменитым химиком Лавуазье, основателем термохимии, автором классического «начального учебника химии; падали в нее головы и тех, кто были мыслью и сердцем самой революции – Робеспьер, Сен-Жюст… Дорого обошлась та революция не только самой Франции, но и всей Европе. Старый мир с ужасом следил не только за военными победами санкюлотов, но и за тлетворным влиянием якобинских идей. Возможно, желание приостановить пагубное влияние лозунгов якобинцев и послужило мотивом для заключения союза Павла с Наполеоном. Идею, властвующую над Павлом, можно охарактеризовать словами: «Рыцарство против якобинства, облагороженное неравенство против злого равенства» Императором владели ненависть к Французской революции в сочетании ее с упадком российских придворных нравов и этикета. Это уловили граф Литта и другие сановные деятели Мальтийского рыцарского ордена в характере русского императора и просили его принять звание их гроссмейстера. Царь благосклонно принял все просьбы иоаннитов. Так велико было желание русского монарха остановить время идущее «не туда», впрыснув в него кровь благородной старины. Монарх с гордостью накинул на себя мантию из горностая, украшенную изображением мальтийского восьмиконечного креста.
Избрание императора Павла гроссмейстером рыцарского ордена св.Иоанна, созданного на базе братства при госпитале в Иерусалиме ( отсюда два названия членов ордена: иоанниты и госпитальеры) для обслуживания паломников и немощных и получившего затем устав духовно-рыцарского ордена, возникло не спонтанно. Связи ордена с Россией начались со времен Петра, когда на Мальту, где обосновался орден, был направлен специальный посол русского царя -Б.П.Шереметев. При Екатерине II русские офицеры проходили на Мальте практику кораблевождения. Некоторые рыцари ордена участвовали в войне с Турцией, служа в русской армии. Особенно прославился в этих боях граф де Литта. При дворе императора Павла Литта служил как адмирал русского флота. В 1798 году остров Мальта был захвачен Наполеоном и рыцари были изгнаны. Русские сановники и сановники ордена, во главе с тем же де Литта сместили своего Великого магистра (гроссмейстера) и избрали на его место русского монарха. Зная пристрастие государя ко всему рыцарскому, избрание происходило по ритуалу, придуманному де Литта. На Павла была накинута горностаевая мантия с нашитым восьмиконечным мальтийским крестом на черном фоне. Знак ордена был включен в российский герб и государственную печать. А уже Павлом был учрежден институт почетных командоров и кавалеров ордена, с ношением мальтийских крестов на шее и в петлице.
Спектакль, разыгранный по нотам,
(Такое прежде было, встарь):
Построены близь замка роты…
Ходил по зале государь.
Вдруг видит он, что за окном
Поднялся в небо стан пернатых.
Реально ль это, а не сон –
Кресты мальтийские и латы.
Кареты пыльные и кони?
«Кто там приехал? - царь спросил,-
Не убегали ль от погони –
Их кони выбились из сил?»
И флигель-адъютант в ответ:
«То, государь, иоанниты,
Объехали они весь свет,
Их возглавляет рыцарь Литта.
В пустыне были Аравийской,
Там изнывали без воды…
Видение земли российской
Влекло сюда, и их следы
Оставлены в пустыне жаркой.
Увидеть твой желают лик,
Твои дворцы, сады и парки…
И замок чудный, что возник…»
Царь прерывает: «Пусть войдут! -
Толпою рыцари явились, -
Далек ли держите вы путь?»
В поклоне рыцари склонились.
«Устали мы, великий царь,
Мы ниву божью словом пашем,
Прими под руку, государь,
Гроссмейстером стань нашим?»
Павел не просто молился рыцарству прошлого, он и творил во имя его, и поступал, как должно было рыцарю..
Напомню читателю о некоторых действиях его:
В Петропавловской крепости содержался Тадеуш Костюшко, попавший в плен, сражаясь с русскими за свободу Польши. Став императором, Павел поспешил освободить его, выдать ему значительную сумму с одним условием не воевать против России.
Амнистирован был Новиков Александр Николаевич (журналист, книгоиздатель, просветитель, редактор журналов: «Трутень», «Живописец», «Кошелек»). За выступление против крепостного права Новиков заключен был в Шлиссельбургскую крепость.
Были амнистированы Трубецкой и Тургенев, сотрудничавшие с Новиковым.
Был прощен Радищев – автор «Путешествия из Петербурга в Москву»
Прибалтике и Украине возвращены традиционные для них органы управления.
А разве указы, издаваемые императором, противоречат девизу рыцарства?..
Указ от 19 марта 1800 против ростовщиков, приводящих слабоумных и обстоятельствами стесненных людей в запутанность и конечное разорение.
Городничему, уличенному в клевете на офицера именным указом приказано во время утреннего развода гвардии встать на колени перед обиженным и просить прощения.
А действия императора в отношении документов, принимаемых сенатом?..
«Сенат (при взыскании долгов с помещиков- банкротов) производит оценку крепостных в зависимости от возраста и пола». Павел документ отказался подписать, найдя неприличным официальные толки о ценах на живых людей.
Вот, что пишет современник императора Павла, писатель, министр Дмитриев:
«Я находил в поступках его что-то рыцарское, откровенное».
Он же пишет: «Никогда не было при дворе такого великолепия, такой пышности и строгости в обряде!»
А что же зарубежные гости? Что они пишут и говорят? Вот, что пишет Г.М. Армфельд, шведский государственный деятель, долго находившийся при царском дворе, о царе: «С нетерпимостью и жестокостью армейского деспота соединял известную справедливость и рыцарство в то время шаткости, переворотов и интриг»
Сама резиденция государя-императора, долго строившаяся и стоившая кучу денег, напоминала окруженный рвом замок старинного, средневекового образца.
Не следует забывать, что этой же идее рыцарства служит и закон о престолонаследии, подписанный Павлом во изменение вольного обращения с этим важным законодательным актом.
Важное место заняла новая система престолонаследия Павел отменяет закон Петра I позволявший и поощрявший борьбу разных группировок за овладение престола. Какова его прелесть, Россия поняла, испытав бесчисленное количество малых и больших переворотов, на всех уровнях власти. Теперь наследование престола основывалось на праве первородства в мужском колене (женщины получают эти права только при пресечении всех представителей династии)
Свидетельство о публикации №213082600442