Иоанн Златоуст 004 - О целомудрии

Беседа четвёртая.





Дети мои, Иисус Христос  пришёл избавить от злых дел не только тело, но ещё более ДУШУ.
            
Он  говорит нам: 

« Слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй».  А  Я  говорю вам, что ВСЯКИЙ,  КТО СМОТРИТ  на женщину  С ВОЖДЕЛЕНИЕМ,  УЖЕ  прелюбодействовал с ней в сердце своём» (Мф.5, 27-28).

Господь говорит о том, что кто привык засматриваться на телесную красоту, ловить прелестные взоры, этим зрелищем питать свою душу,  тот  УЖЕ  любодействует, то есть  совершает грех.
Посмотрите - Господь не просто сказал: «кто пожелает», поскольку можно желать и сидя в горах, но «кто смотрит с вожделением», то есть сам воспламенит  в себе желание, кто без всякого принуждения вовлечёт сего зверя в спокойное сердце своё.   Это уже происходит не от природы, а от нерадения.
То же  запрещает  и Ветхий Закон – «не засматривайся на чужую красоту»  (Сир. 9,8 )

Но великий ли грех, скажешь ты, если я посмотрю и пожелаю, но ничего худого не сделаю?

Не тешьте  себя иллюзиями. И при этом ты  равняешься с любодеями. Так  определил Законодатель, и ты не должен сомневаться.
 Когда однажды, дважды или  трижды посмотришь так , как говоришь, то,  возможно, и сможешь преодолеть страсть. Но если непрестанно будешь делать это и  разожжешь  пламя, то непременно будешь побеждён.  Ибо ты не выше природы человеческой.

Как всегда, Бог предупреждает тебя ещё до совершения преступления.

Кто однажды возжёг в себе страстное пламя, тот и в отсутствии виденной им женщины беспрестанно строит в воображении образы постыдных дел, и этими образами нередко увлекается к самому действию. Именно поэтому Христос запрещает и  любодейное  движение сердца. 
Важно, что удовольствие, получаемое нами от воззрения, не столь велико, сколь велик вред, претерпеваемый нами от умножающегося желания. Так мы предаём дьяволу больше силы и даём больше свободы.
Именно поэтому Спаситель говорит: не прелюбодействуй глазами, тогда не будешь прелюбодействовать сердцем.

Спаситель не запретил смотреть на чужих женщин , но запретил смотреть на них с вожделением.
Если хочешь смотреть и услаждаться, смотри на свою жену. И непрестанно люби её. Этого не запрещает любой закон.
Если желаешь смотреть на чужую красоту, то оскорбишь и жену свою, отвращая от неё глаза свои, и ту, на которую смотришь, так как касаешься её вопреки закону.
Хотя ты не коснулся её рукою, но коснулся своими глазами. Посему уже и при жизни такой человек подвергается немалому наказанию. Ибо вся внутренность наполняется беспокойством и смущением, появляются великая буря и ужасная болезнь. Участь такого человека не лучше участи пленных и закованных в оковы.
В то же время, если  женщина себя украшает, чтобы привлечь к себе взоры всех, то она  тоже получит достойное наказание. Потому что уже приготовила отраву, растворила  яд…

А почему в приведённых в начале словах  Иисус не говорит о женщинах? -  спросишь ты.

Потому что везде Он полагает общие законы, хотя видимым образом иногда говорит только о мужчинах. Он знает, что муж и жена – единое существо, потому нигде не различает пола.

Заметь, Спаситель нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развращённую  волю.

 Не глаз твой смотрит, а через него смотрят ум и сердце. Когда душа наша  обращена на другие предметы, то глаз часто не видит то, что перед ним. 

Но  сказано : ЕСЛИ ЖЕ ПРАВЫЙ ГЛАЗ ТВОЙ СОБЛАЗНЯЕТ ТЕБЯ, ВЫРВИ ЕГО И БРОСЬ ОТ СЕБЯ… (Мф.5,29)

Почему Спаситель упомянул именно  о правом глазе и правой руке?

Потому что речь идёт не о членах,  а  о людях, имеющих с нами тесную связь.
Если ты кого-то настолько любишь и ценишь,  что полагаешься на него, как на свой правый глаз и настолько считаешь его полезным для себя, что считаешь его вместо правой руки…  Если этот человек развращает твою душу, то ты и такого человека ОТСЕКИ от себя.
Спаситель говорит при этом   очень резко  и строго – «вырви и брось от себя»

«….ИБО ЛУЧШЕ ДЛЯ ТЕБЯ, ЧТОБ ПОГИБ ОДИН ИЗ ТВОИХ ЧЛЕНОВ, А НЕ ВСЁ ТЕЛО ТВОЁ БЫЛО ВВЕРЖЕНО В ГЕЕНУ»

Подумай, если закон повелевает нам отсекать  вредного нам  друга, то какие могут иметь извинения те, кто  на всяких зрелищах ежедневно привлекают к себе ещё не знакомых им и для себя самих готовят бесчисленные случаи погибели?  Ведь Спаситель не только не позволяет смотреть любострастными очами, но показав весь происходящий  вред, усиливает сам закон, повелевая нам соблазняющий член вырывать или отсекать и куда-нибудь далеко бросать от себя.

И  это  законополагает  Тот,  который тысячу раз говорил о любви.

Подумай, настолько   велика  Его забота о тебе.


               


                (Святитель Иоанн Златоуст, 4 век)


Начало цикла бесед - http://www.proza.ru/2012/11/10/99


Рецензии
Подписываюсь под каждым словом.

Но другое огорчает меня. Почему мужчины так легко и бездумно покушаются на чужих жен и невест? Ведь этим они наносят оскорбление не только закону, но и своим братьям. Довольно же им испытать обиду, как они начинают вопить и твердить о несправедливости. И словно бы не задумываются: ведь тот, кто украл, не может надеятся, что сам не станет жертвой покражи. Даже воры не крадут у воров. Мужчины же часто покушаются на чужих женщин, принадлежащих другим и не устрашаются того, что в один прекрасный день могут покуситься на их достоинство.

Печально все это.

Мехти Али   15.02.2023 08:44     Заявить о нарушении
Есть грех, а есть добродетель.Есть Добро, а есть Зло. Всё как всегда.
Спасибо!

Сергей Горцев 2   15.02.2023 14:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.