Вспоминая себя на ЗИЛе 29 - КомТОМ, что это такое?

На фотографии - фрагмент газеты «ПРОЛЕТАРЕЦ». Это поднимай выше, чем «АВТОРАВОДЕЦ». Речь в статье касается всех жителей района, а не только ЗИЛовцев, а жители, естественно, все как один пролетарии, так как быть пролетарием когда у тебя ничего нет - это очень ПРЕСТИЖНО.
Кстати, в этом «стремлении к нищете» мы тогда преуспели настолько, что до сих пор через двадцать лет практически все живущие ненавидят тех, кто теперь случайно не НИЩИЙ и не ПРОЛЕТАРИЙ.
За столько лет мнимой свободы мы так и не удосужились объяснить главное, что стремиться нужно не к НИЩЕТЕ, а к БЛАГОСОСТОЯНИЮ.

Начало этой главы совершено типовое. Однажды ВЫЗВАЛ меня к себе МАЗЕПА и начал разговор. А перед этим нашим разговором уже много лет он и многие другие, и в том числе я, решали, но так и не смогли решить одну очень важную проблему завода.

Как не покажется странным для вас, но наш флагман СОВЕТСКОГО АВТОПРОМА не имел и до сих пор не имеет элементарного музея своей автотехники. Попытки создания музея были постоянными, но меняются времена, а музея действительно, к сожалению, нет. Ужас в том, что отсутствие площадей под хранение образцов, далеко не маленьких по своему размеру, привело к их уничтожению. Даже единственный чудом сохранившийся первый грузовик нашей страны «АМО-Ф-15», и тот постоянно перегоняли по цеху то туда, то сюда, лишь бы не  выкинуть на улицу под дождь и снег.
И вот я в очередной раз у МАЗЕПЫ в кабинете сижу перед его столом. «Эдуард, - сказал он, - совершенно неожиданная новость. Есть возможность получить под реконструкцию ПАКГАУЗ типа ЛАБАЗ  (это такой огромный склад дореволюционной постройки). Оказывается, такой пакгауз сохранился во дворе жилых домов и до последнего времени использовался как склад, но вот по настоянию жильцов его ликвидировали как склад уже давно, а стены хотя и старые, но стоят прочно. Хорошо бы попробовать сделать там музей, но там проблема с жильцами, на дворе перестройка, все КАЧАЮТ свои права, и в особенности, общественность сильно в этом поднаторела».

Это, конечно, мой свободный перевод слов МАЗЕПЫ. У него там всё выглядело гораздо благопристойней. Смысл моего перевода совершенно правильный, приказать теперь нельзя, новые времена.
Так как я большой сторонник МУЗЕЯ, и давно, то я попрощался с Мазепой  и пошёл думать, что бы это такое придумать, чтобы угодить  и нашим и вашим. Я, конечно, не помню, сколько я думал, но за это время я не раз съездил на это место, посмотрел, полазил по этому складу. Так как он дореволюционный, и мало того, что стоял внутри большого двора, он ещё стоял совершенно боком, совершенно не параллельно домам. Практически под углом в сорок пять градусов. Вокруг него всё заросло деревьями и кустами, да и сам внутри он начал зарастать.

Даже если просто поднимать разговор о музее, то требуется немало усилий. Музей с автомобилями для обывателя НАЗЫВАЕТСЯ – «ГАРАЖ». Вот теперь от слова «ГАРАЖ» толкайтесь к разговору с жильцами. И это в то время, когда появились всякие программы: например, «ВЗГЛЯД» и прочие другие для проснувшихся людей.
Идея передачи этого объекта нам исходила от моего знакомого -  зама директора КОСИЦЫНА А. И. Они там давно хотели что-то разместить в этом ЛАБАЗЕ, но вот по причине зубастой общественности так и не смогли что-либо придумать и решили отдать нам попробовать. У нас  же мысль только одна – МУЗЕЙ, который для жителей звучит как просто обычный ГАРАЖ. С такой мыслью - «ГАРАЖ» - выходить в  эту общественность всё равно, что сразу подписать смертный  приговор.
Вот тут наконец-то меня и осеняет идея, что же любят наши жители, ради кого они готовы пожертвовать всем. Правильно, ради внуков и детей. Кстати, я и сам был за детей, но пока ещё без внуков, не дорос. Как-то сидя уже у КОСИЦЫНА в кабинете я и выдал ему мысль, а что если нам объединить музей с домом детского творчества. Мы создадим там кружки желательно технического направления, а музей станет подспорьем для воспитания в детях любви к автомобилям, да и к заводу. Глядишь, кто-то и придет работать, когда вырастет.

Александр Иванович человек ещё того, прошлого времени. Он сразу понял, что таким образом мы ублажаем и тех и других. Но не думайте, что всё так легко решалось. В любом случае это городская территория, и жильцы - это скорее прикрытие для администрации района, а на самом деле уже появились тенденции в понимании того, что земля стоит денег. Конечно, это не то, что сейчас, но всё же именно эту сложную задачу по отводу земли и брал на себя КОСИЦЫН: он всех знал в районе, ему и карты в руки.
Я же взял на себя жильцов, которым требовалось доказать, что кроме блага никакого ущерба им это строительство не принесёт. Вид двора станет лучше, благоустройство пройдёт по полной программе, а  главное -  дети. Всё ради маленьких детей.
Я писал объявления, я собирал собрания, мы разносили листовки, собирали подписи, и всё это не за один, естественно,  день. Помимо этого также задание в ПУ на мне. Более того, я даже сам придумал все планировки, как и где кто располагается в этом «КомТОМе». Мне даже ПОКАЗУХУ не пришлось делать, все внутри завода вроде были «за». Но рабочие чертежи и проектное задание - большая разница, тем более это город, и документацию надо утверждать везде в городе. КОСИЦЫНА я завалил пробиванием этих согласований. Я, может, и бегал вместо него, но прежде чем бежать, надо знать, что придешь, и тебе подпишут. Более того, даже он не предполагал насколько всё это непростое дело.
В конце концов, дело дошло уже до строительства, и было совещание   у самого директора ЗИЛа, где я докладывал, что задумано и что уже выполнено.
И вот после этого совещания, как всегда со мной, произошел очередной курьёзный случай. Довольно интересный, для вас, читающих.
Буквально через небольшой промежуток времени так совпало, что состоялось торжественное открытие нового ФОКа (физкультурно-оздоровительный комплекс), который был построен на базе известных АВТОЗАВОДСКИХ бань. Была проделана очень большая работа, и там создали практически дворец оздоровления с бассейнами, душами, залами, парилками, банями и ещё много всякого оздоровительного.
Так получилось, что начальником этого ФОКа был назначен мой однокурсник, хороший парень, ватерполист, спортсмен Кружков Валера. И мы с ним и его женой подружились ещё на автогонках, где меня хотели очень больно побить за мой прибор по выявлению спортивных жульников. Одно время мы даже дружили семьями и ездили в общие поездки по городам страны.  Так вот зашёл я к Валере просто так и уже собрался уходить, так как у него было намечено мероприятие - официального открытия ФОКа и показ его новому директору ЗИЛа.
Я вышел вместе с ним, а в вестибюле этого нового ФОКа уже полно народу. Все начальники в сборе, и в этот момент подъехал сам директор ЗИЛа. Валера пошёл вперёд, а мне ничего не оставалось, как  прижаться к стенке вместе со всеми встречающими директора начальниками.    Там, естественно, и КОСИЦЫН стоит, и многие другие, а многих я никогда  и не видел.
Пройдя через стеклянные двери, директор очутился в вестибюле, а по стенкам вся эта компания, и я тоже стою, «никого не трогаю».

Теперь сама КАРТИНА маслом, как у РЕПИНА.
Директор входит и сразу направляется прямо ко мне через весь вестибюль, подходит и протягивает руку мне, первому из всех. Я, естественно, здороваюсь, а он уже ещё кому-то протянул руку и поздоровался, но даже не со всеми, а так, с некоторыми. Я смотрю и вижу, что буквально все смотрят на меня, они даже на директора не смотрят, что им директор, они его сто раз ещё увидят, а вот я - это просто невидаль какая-то  для них всех.
Постепенно директор прошёл дальше вглубь ФОКа, и они за ним потянулись, а я бочком-бочком, и вышел на улицу через эти  стеклянные двери.
Если честно, то я до сих пор не знаю, что это было. Почему он решил идти прямо ко мне. Может, с улицы ему темно в глазах сделалось? Может ещё что, я теряюсь в догадках до сих пор.
У меня есть одна версия, и я кроме неё пока ещё ничего нового не придумал. Я уже упомянул, что незадолго до этого события я был у директора и рассказывал про свой «КомТОМ».
Наверное, я остался в его памяти, и он, будучи новым директором, неожиданно увидел меня и машинально решил подойти и поздороваться со мной, с тем, кого видел недавно.
Вот так я не только видел глазами, но и подержался за руку директора.
И только сейчас у меня появилась новое дополнение к  доказательству моей версии. Вообще-то, до моего неожиданного рукопожатия директором всё время был САЙКИН Валерий Тимофеевич, и может, новый директор БРАКОВ Евгений Алексеевич ещё плохо знал всех своих подчинённых, вот и пошёл к тому, кого узнал.
Этот курьёзный случай совершенно не имел никаких последствий. В основном там были те, кого я не знал, и они меня не знали также, так что можно считать, что ничего и не было. Но те, кто меня знали, я  даже не знаю, что они могли подумать.
С трудностями, но продолжалось строительство «КомТОМа», и  это связано все с теми же проблемами, что и при любой другой стройке. Рабочие стремились улизнуть на другие объекты, где их также ждали с нетерпением. Они специально набирали как можно больше объектов  и за счет перестановок и переездов сводили свои концы с концами. В результате они тратили время на пустые перемещения, но это уже  так было положено по негласному сценарию. Строить быстро нельзя, так один раз сделаешь быстро, а потом не отвяжешься от желающих получать готовый объект побыстрей.
Про «КомТОМ» написано немало статей и заметок в течение всего строительства в «АВТОЗАВОДЦЕ», но для примера приведу вот эту статью в «ПРОЛЕТАРЦЕ», которую я писал для всех сразу.

Специальный выпуск «ПРОЛЕТАРЕЦ».
Давняя история, требующая продолжения
   
 Лет сто назад, когда не было ещё и в помине Автозаводской улицы со всем прилегающим к ней массивом, стоял здесь ряд складов, лабазов. Говорят, использовались они главным образом в качестве  перевалочных пунктов для товаров, пришедших сюда речным путём.
     Время и люди стёрли с лица земли эти постройки, верой и правдой служившие не один десяток лет. Не выдержали они натиска цивилизации.
     Впрочем, это не совсем так. Во дворе дома № 7, словно последний  из могикан, оставался в гордом одиночестве склад. Зрелище это было малопривлекательным, но жители микрорайона, видевшие его либо с момента своего рождения, либо со времени переезда сюда, привыкли к нему, воспринимали как нечто данное от бога, даже не смотря на то, что он доставлял немало хлопот. Одни машины разгружались, другие – совсем наоборот, словом, склад есть склад со всеми транспортными и прочими последствиями.
    Последний хозяин этого исторического сооружения – трест «Мосинжспецстрой» не думал с ним расставаться ещё долгие годы, тем более что у строителей склада квартальный план, видимо, не горел, делали они своё дело основательно,  на совесть.
    Всё было бы тихо и спокойно, не заинтересуйся судьбой склада группа зиловских энтузиастов, решивших вдохнуть в него «свежую струю».
     Было это несколько лет тому назад, в период, громко именуемый сегодня эпохой застоя, и энтузиастам, задавшимся благородной целью избавить жителей от беспокойного соседства, даже не пришло в голову поинтересоваться мнением самих жителей.
    Цель была действительно благая: переоборудовать склад под центр технического творчества местных ребят, занять их интересным делом. В сегодняшних документах это сооружение, ещё до своего рождения поменявшее несколько названий, именуется комплексом технической ориентации молодёжи, или сокращенно КомТОМом.
     Началась нешуточная борьба за осуществление задуманного. Во-первых, необходимо было отвоевать склад у его владельцев, доказав всеобщую полезность такого мероприятия. После долгой осады «Мосинжспецстрой» капитулировал, и в ноябре 1984 года склад  был  передан на баланс ЗИЛа.
     Во-вторых, надо было получить разрешительную документацию на превращение склада в КомТОМ. В июле 1985 года оно было получено.
     Следующие два года были посвящены проектированию нового здания, «утрясанию» его внешнего вида, который, несомненно,  должен быть более привлекательным, нежели склад, а также разработке внутреннего убранства.
     Не менее важным представлялся вопрос о финансировании всего этого дела. Здесь без ложной скромности нужно отдать должное ЗИЛу. Завод перешёл на хозрасчёт, самофинансирование, каждая копейка, как говорится, на счету, а он согласился финансировать строительство и собственноручно его вести. Согласился, прекрасно понимая, что никакой сиюминутной отдачи не получит.
    Как видим, на «пробивание» идеи времени ушло немало. Порой всё висело на волоске, порой энтузиасты отчаивались и теряли веру в победу. Но само время стало другим, и именно ему во многом обязана эта одержанная в конце концов победа.
    Её пиком должно было стать непосредственное строительство…
     Впрочем, расскажем вначале о том, что же входило в первоначальный проект КомТОМа.

Окончание столь увлекательной статьи, которую я написал тогда, когда ещё не умел писать, впрочем, как не умею писать и сейчас, в следующей главе моих воспоминаний. Но теперь есть «Проза.ру», и я узнал о ней совсем недавно - три года тому назад. Чем хороша «Проза.ру»? Тебя печатают и ни о чём не спрашивают, но зато и они не отвечают за то, как и кто тебя читает. Именно так и должно быть везде и всегда. Все имеют право делать то, что дозволено обществом, но зато общество не отвечает за нужность того, что ты делаешь.

Продолжение:
30. – Член ДПР Травкина                http://www.proza.ru/2013/08/26/752


Рецензии